Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:58, реферат
Земля является основой социального и экономического развития страны. Ее важнейшие функции можно рассматривать в различных аспектах:
физическое пространство (питание и кров, культурное наследие);
экономический ресурс (рынки земли, права и обязательства).
В своем стремлении реализовать всеобъемлющую земельную реформу Российской Федерации пришлось принимать в расчет все указанные аспекты - подвиг, достойный Геракла.
Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"
Номер 3-4 (28-29) Декабрь 2006
Развитие российской системы кадастрового учета как основы российской земельной реформы
Рейнхольд Вессели, профессор
Введение и история вопроса
Земля является основой социального и экономического развития страны. Ее важнейшие функции можно рассматривать в различных аспектах:
В своем стремлении реализовать всеобъемлющую земельную реформу Российской Федерации пришлось принимать в расчет все указанные аспекты - подвиг, достойный Геракла.
Несмотря на то что начало российской земельной реформы приходится на 1990 г., когда был принят Закон «О земельной реформе»“ (от 23.11.90 № 374-1), многие вопросы все еще остаются неясными. Конституция РФ признала право собственности на землю, а в Гражданском кодексе РФ содержится подробное описание этого права, а также его применения гражданами. Впрочем, процесс земельной реформы приобрел реальные очертания, а задачи этого процесса стали понятными только после того, как в 2001 г. была принята «Конституция земли» - Земельный кодекс РФ, а также после того, как в 2000 г. вступил в силу Закон о земельном кадастре, определяющий орган, ответственный за государственный кадастровый учет земельных участков.
В действительности, можно сказать, что возраст решающего этапа российской земельной реформы не превышает 10 лет. Масштаб этого нововведения поистине огромен, поскольку:
С учетом огромной территории страны, а также масштаба нововведения, качества и количества ресурсов, необходимых для реализации различных элементов земельной реформы за сравнительно короткий период времени (т.е. за десятилетие), данное начинание является беспрецедентным.
Впрочем, ввиду колоссальных изменений в системе земельных отношений, одной из сложнейших задач российской земельной реформы является демонстрация ее обоснованности россиянам, которые в течение 80 лет жили при другой социальной и экономической системе. Ввиду вышеупомянутых причин, достижения российской земельной реформы, несмотря на многочисленные неудачи и ошибки, должны быть признаны и оценены как огромный и весьма успешный шаг вперед по направлению к современному, рыночно ориентированному обществу, имеющему социально и экономически сбалансированную структуру.
Исторические достижения
Советское законодательство было основано на теории, не признающей частную собственность на землю и, следовательно, ее экономический потенциал. Земля рассматривалась как принадлежащий государству природный ресурс. Производительность почвы была единственной официально признанной экономической ценностью.
Именно по этой причине земельная
реформа стала важнейшим
Российская земельная реформа предусматривает:
Нормативная база
Начало российской земельной реформы, ключевым элементом которой является право собственности и другие права на землю, упраздненные в 20-х гг. прошлого столетия, было положено в 1993 г. на основе Конституции РФ. Согласно статье 9, разрешаются несколько различных форм собственности на землю: государственная собственность, муниципальная собственность, а также собственность частных и юридических лиц. Частные лица и объединения лиц пользуются частными правами собственности на землю. Ее использование определяется Федеральным законодательством. Контроль над владением, использованием и управлением землей совместно осуществляется Российской Федерацией и ее конституционными субъектами.
Кроме того, Гражданский кодекс РФ
1995 г. устанавливает процедуру
В промежутке между декабрем 1994 г. и мартом 1996 г. в разное время вступали в силу различные разделы Части II Гражданского кодекса РФ, после чего в 2001 г. был принят Земельный кодекс РФ.
Другими ключевыми законами о земле и недвижимом имуществе стали:
Земельный кодекс и категории земель
Земельный кодекс, обычно называемый «Конституция земли», определяет роль земли в жизни российского общества. Земля считается природным ресурсом и объектом права собственности и других прав, а это предполагает защиту и признание земли в качестве объекта хозяйственной деятельности. В дальнейшем свод законов устанавливает правила землепользования для землевладельцев и налагает ограничения в случае нанесения ущерба окружающей среде. Кроме того, он создает хрупкий баланс между интересами общества и интересами частных собственников и землепользователей. В то же время закон предусматривает обеспечение прав собственников, а также пользователей земель и недвижимого имущества.
В частности, упомянутый свод законов предусматривает следующее:
Государственный земельный кадастр
Закон о государственном земельном кадастре (вступивший в силу в 2000 г.) учредил единый земельный кадастр с едиными правилами. Было разработано единое программное обеспечение и успешно внедрено приблизительно в 80% всех региональных органов государственного кадастрового учета Российской Федерации. Впрочем, данный закон не разрешил проблему разделения земли и зданий (объектов).
Правительственные программы
Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости на 2002-2007 годы» содержит описание действий, которые необходимо предпринять для внедрения единого земельного кадастра, системы государственной регистрации прав, а также для создания необходимых технических систем. Ввиду того, что Национальное кадастровое агентство было реорганизовано в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость»), а также поскольку его функции получили новое определение, возникла необходимость внести поправки в упомянутую выше Федеральную программу. Новая Федеральная целевая программа (2006-11 гг.), принятая Правительством в августе 2005 г., определила политику, реализация которой приведет к внедрению нового кадастра недвижимости и реализации всех сопутствующих бюджетов. Этот вопрос более подробно рассматривается далее.
Учреждения
Непрерывный процесс земельной реформы предполагает участие значительного числа учреждений. Вследствие относительно быстрого темпа реформ, накладки функций и потенциальные конфликты между учреждениями считаются неизбежными. Тем не менее важнейшим учреждением, наделенным огромной ответственностью за создание основ реформирования, является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость») было учреждено в марте 2004 г. в процессе реорганизации Правительства. В сущности, оно приняло на себя обязанности своего предшественника, Федеральной службы земельного кадастра («Росземкадастра»); однако его функции были значительно расширены. Агентство работает через посредство сети своих региональных представительств и местных кадастровых палат (осуществляющих государственную кадастровую регистрацию). Федеральный кадастровый центр «Земля», имеющий 12 представительств, считается технической «правой рукой» Агентства.
Недостатки
Как уже было сказано, российская земельная реформа добилась поразительных успехов, принимая во внимание относительно короткий период времени и радикальное преобразование общества, его структуры, а также правовой и институциональной структуры.
Тем не менее остается целый ряд незавершенных вопросов, которые необходимо рассмотреть и в различной степени разрешить в рамках данного Проекта, а именно: