Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор: s**********@rambler.ru, 25 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов государственного надзора за страховой деятельностью, раскрытие функций и задач данного надзора.
Страховое право представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.

В государственном праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду таких правовых документов относится закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"1 (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Виды, условия и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное социальное страхование регулируется законом Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ2.

Содержание

Содержание.
Введение. - 3 -
Понятие страхования и страховой деятельности. - 5 -
Виды страхования - 5 -
Понятие государственного надзора за страховой деятельностью. - 7 -
Государственный надзор за страховой деятельностью. - 13 -
Контроль за соблюдением страхового законодательства. - 23 -
Нормативные документы, регулирующие страховую деятельность. - 27 -
Заключение - 29 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 30 -

Работа содержит 1 файл

Государственный надзор За страховой деятельностью.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

       - эффективное развитие страхового  дела.

       Страховой надзор должен осуществляться на принципах  законности, гласности и организационного единства (п. 2 ст. 30 Закона о страховом деле10).

       Органом, осуществляющим надзор за страховой  деятельностью, законодатель называет только Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН). Тем не менее  надзорными функциями наделена также  Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль за недопущением и пресечением доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Порядок осуществления данного контроля определен Приказом ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.

       Кроме того, антимонопольному регулированию подлежат виды финансовых услуг, перечень которых утвержден Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Согласно п. 2.2 названного Приказа МАП РФ к перечню страховых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, относятся услуги по следующим видам страхования:

       - обязательному страхованию, осуществляемому  на основе законов Российской  Федерации; 

       - добровольному страхованию жизни  и иным видам личного страхования; 

       - добровольному имущественному страхованию; 

       - добровольному страхованию ответственности;

       - перестрахованию; 

       - взаимному страхованию. 

       Антимонопольному  контролю подлежит также деятельность страховых организаций, направленная на объединение в союзы, ассоциации, группы и прочие формы. Прежде чем  создать какое-либо объединение с участием страховых организаций, необходимо получить согласие ФАС РФ.

       Государственный надзор за деятельностью субъектов  страхового дела включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев  и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела (пп. 1 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле)11.

       Одна  из основных обязанностей субъекта страхового дела - представление в орган страхового надзора необходимых документов, указанных в Условиях лицензирования. В представляемых соискателем лицензии документах должны содержаться сведения, позволяющие оценить его финансовое положение, предоставляющее ему возможность заниматься в последующем лицензируемой страховой деятельностью.

       На  основе анализа представленных документов орган страхового надзора должен оценить готовность соискателя к  осуществлению страховой деятельности, соответствие руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела предъявляемым квалификационным и иным требованиям согласно ст. 32.1 Закона о страховом деле12.

       Существенным  мероприятием, осуществляемым органом  страхового надзора в процессе рассмотрения представленных соискателем документов, является анализ представленных соискателем  правил страхования по видам страхования на предмет их соответствия страховому и общегражданскому законодательству, а также оценка обоснованности расчетов страховых тарифов по тем или иным видам страхования.

       Все указанные мероприятия, осуществляемые органом страхового надзора, проводятся с целью недопущения каких-либо нарушений со стороны субъекта страхового дела.

       При нарушении страховщиком требования законодательства органом страхового надзора выдается предписание (это письменное указание органов страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения).

       Основания для выдачи предписания связаны  со следующими видами нарушений.

  1. По характеру деятельности страховой компании: осуществление видов страхования, не предусмотренных лицензией и приложением к ней, и на территории, в ней не заявленной.
  2. Осуществление видов деятельности, запрещенных законодательством для страховых организаций: производственной, торгово-посреднической, банковской.
  3. Финансовые нарушения:

       В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации»13 основные функции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью заключаются в следующем:

  • выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  • ведение единого Государственного реестра страховщиков14 и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  • контроль за обоснованностью страховых тарифов и платежеспособностью страховщиков;
  • установление правил формирования и размещения страховых Резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
  • разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, законодательно отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;
  • обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.

       Государственный надзор за страховой  деятельностью.

         Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую. Деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.

           Деятельность страховщиков нацелена  на обеспечение беспрерывности  процесса производства и возмещение  ущерба, причиненного различными  непредвиденными обстоятельствами  и случайностями. Каждый страховой  риск имеет свое индивидуальное  измерение. Его величина зависит от ряда факторов: степени вероятности страхового случая, интенсивности вредоносного воздействия разрушительных сил природы, стоимости имущества принятого на страхование, и т.д. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного страхового надзора. В общей форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Регулирующая роль государственного органа по страховому надзору должна предусматривать выполнение в основном трех функций, с помощью которых обеспечивается надежная защита страхователей. 

       
  1. Регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные  с заключением договоров страхования, - главная функция. Регистрацию должны пройти все страховщики. В ходе регистрации выясняются профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение. Органом надзора за страховой деятельностью акт регистрации оформляется выдачей соответствующего разрешения или лицензии.
  2. Обеспечении гласности. Каждый, кто проводит профессионально занимается страховой деятельностью, обязан публиковать проспект, содержащий полную правдивую и четкую информацию о финансовом положении страховщика. Чтобы не допускать ограничения конкурентной борьбы, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью должен проверить, насколько достоверна представленная информация. Открытость информации о финансовом положении страховщиков способствует сохранению конкурентной борьбы.
  3.   Поддержание правопорядка в отрасли. Орган госнадзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры в отношении тех, кто действует вопреки интересам страхователей, или передать дело в суд.

           В соответствии ст. 30 ФЗ « Об  организации страхового дела  в Российской Федерации»15 государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основе Положения, утвержденного правительством Российской Федерации.

           Основными функциями федерального  органа исполнительной власти  по надзору за страховой деятельностью  являются:

  1. выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности.

       Она выдается страховщикам на основании  их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • экономического обоснования страховой деятельности;
  • правил по видам страхования;
  • расчетов страховых тарифов;
  • сведений о руководителях и их заместителях.

            Страховщикам, предметом деятельности  которых является исключительно  перестрахование, на основании  их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • сведений о руководителях и их заместителях.

            В лицензиях указывается конкретные  виды страхования, которые страховщик  вправе осуществлять. Федеральный  орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающей 60 дней с момента получения документов, предусмотренных ст. 32 ФЗ16. Основанием для отказа в выдаче лицензии может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации. Об отказе сообщается в письменной форме с указанием причин. Об изменениях, внесенных в учредительные документы, страховщик обязан сообщить федеральному органу исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в месячный срок с момента регистрации этих изменений в установленном порядке.

  1. ведение единого Государственного реестра страховщиков, страховых брокеров;
  2. контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

            Страховой тариф представляет  собой ставку страхового взноса  с единицы страховой суммы  или объекта страхования. Страховые  тарифы по обязательным видам  страхования устанавливаются в  законе. Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно.

       Для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать  нормативные соотношения между активами и принятыми на себя страховыми обязательствами. Методика расчета этих соотношений и их нормативные размеры устанавливаются федеральными органами исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Размещение страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

  1. установление правил формирования и методических документов по вопросам страховой деятельности;
  2. обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

       Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью вправе:

  • получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от предприятий, учреждений и организаций.

       План  счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета  страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности. Страховщики публикуют годовые балансы  и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью