Автор: s**********@rambler.ru, 25 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью данной работы является исследование видов государственного надзора за страховой деятельностью, раскрытие функций и задач данного надзора.
Страховое право представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.
В государственном праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду таких правовых документов относится закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"1 (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Виды, условия и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное социальное страхование регулируется законом Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ2.
Содержание.
Введение. - 3 -
Понятие страхования и страховой деятельности. - 5 -
Виды страхования - 5 -
Понятие государственного надзора за страховой деятельностью. - 7 -
Государственный надзор за страховой деятельностью. - 13 -
Контроль за соблюдением страхового законодательства. - 23 -
Нормативные документы, регулирующие страховую деятельность. - 27 -
Заключение - 29 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 30 -
-
эффективное развитие
Страховой надзор должен осуществляться на принципах законности, гласности и организационного единства (п. 2 ст. 30 Закона о страховом деле10).
Органом, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, законодатель называет только Федеральную службу страхового надзора РФ (ФССН). Тем не менее надзорными функциями наделена также Федеральная антимонопольная служба, которая осуществляет контроль за недопущением и пресечением доминирующего положения участников рынка страховых услуг. Порядок осуществления данного контроля определен Приказом ФАС РФ от 10 марта 2005 г. N 36.
Кроме того, антимонопольному регулированию подлежат виды финансовых услуг, перечень которых утвержден Приказом МАП РФ от 21 июня 2000 г. N 467. Согласно п. 2.2 названного Приказа МАП РФ к перечню страховых услуг, подлежащих антимонопольному регулированию, относятся услуги по следующим видам страхования:
-
обязательному страхованию,
-
добровольному страхованию
-
добровольному имущественному
- добровольному страхованию ответственности;
- перестрахованию;
- взаимному страхованию.
Антимонопольному контролю подлежит также деятельность страховых организаций, направленная на объединение в союзы, ассоциации, группы и прочие формы. Прежде чем создать какое-либо объединение с участием страховых организаций, необходимо получить согласие ФАС РФ.
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела включает в себя: лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела (пп. 1 п. 4 ст. 30 Закона о страховом деле)11.
Одна
из основных обязанностей субъекта страхового
дела - представление в орган
На
основе анализа представленных документов
орган страхового надзора должен
оценить готовность соискателя к
осуществлению страховой
Существенным мероприятием, осуществляемым органом страхового надзора в процессе рассмотрения представленных соискателем документов, является анализ представленных соискателем правил страхования по видам страхования на предмет их соответствия страховому и общегражданскому законодательству, а также оценка обоснованности расчетов страховых тарифов по тем или иным видам страхования.
Все указанные мероприятия, осуществляемые органом страхового надзора, проводятся с целью недопущения каких-либо нарушений со стороны субъекта страхового дела.
При нарушении страховщиком требования законодательства органом страхового надзора выдается предписание (это письменное указание органов страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения).
Основания для выдачи предписания связаны со следующими видами нарушений.
В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации»13 основные функции Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью заключаются в следующем:
Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливая его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования. Государственное законодательство, расстановка политических сил оказывают влияние на коммерческую. Деятельность страховщиков. Это выражается в правовом воздействии на страховщиков путем издания соответствующих нормативных актов прямо или косвенно регулирующих страховую деятельность.
Деятельность страховщиков
В соответствии ст. 30 ФЗ « Об организации страхового дела в Российской Федерации»15 государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующим на основе Положения, утвержденного правительством Российской Федерации.
Основными функциями
Она выдается страховщикам на основании их заявлений с приложением:
Страховщикам, предметом деятельности
которых является
В лицензиях указывается
Страховой тариф представляет
собой ставку страхового
Для
обеспечения своей
Федеральный
орган исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью
План счетов и правила бухгалтерского учета, показатели и формы учета страховых операций и отчетности страховщиков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и государственным комитетом Российской Федерации по статистике. Операции по личному страхованию учитываются страховщиками отдельно от операций по имущественному страхованию и страхованию ответственности. Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.
Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью