Государственный надзор за страховой деятельностью

Автор: s**********@rambler.ru, 25 Ноября 2011 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов государственного надзора за страховой деятельностью, раскрытие функций и задач данного надзора.
Страховое право представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.

В государственном праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие ведущее значение. К разряду таких правовых документов относится закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"1 (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Виды, условия и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное социальное страхование регулируется законом Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ2.

Содержание

Содержание.
Введение. - 3 -
Понятие страхования и страховой деятельности. - 5 -
Виды страхования - 5 -
Понятие государственного надзора за страховой деятельностью. - 7 -
Государственный надзор за страховой деятельностью. - 13 -
Контроль за соблюдением страхового законодательства. - 23 -
Нормативные документы, регулирующие страховую деятельность. - 27 -
Заключение - 29 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 30 -

Работа содержит 1 файл

Государственный надзор За страховой деятельностью.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Филиал  РУДН в г. Перми 
 
 
 

    Дисциплина: Гражданская специализация 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

Тема: «Государственный контроль за страховой деятельностью» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Студент: Кичигина Олеся Александровна,

            Курс 4  № группы ПЮ-08-2п

          № студенческого билета 3732080030  
           
           
           
           
           
           
           

ПЕРМЬ

Год 2011

Содержание. 

 

        Введение.

       Страховое право представляет собой совокупность норм, регулирующих страховые отношения.

       В государственном праве закреплены базовые принципы и нормы, имеющие  ведущее значение. К разряду таких  правовых документов относится закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации"1 (с последующими изменениями и дополнениями) регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. Виды, условия и порядок проведения обязательного, социального, государственного пенсионного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Так, государственное социальное страхование регулируется законом Российской Федерации "Об основах обязательного социального страхования" от 16.06.1999 г. № 165- ФЗ2.

       Гражданское право регулирует имущественные  обязательства, возникающие между  страховыми организациями и страхователями. Так, процедура заключения договора страхования и последующие взаимоотношения сторон, вытекающие из условий договора, регламентируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации3. Страховые правоотношения между страхователем, страховщиком и выгодоприобретателем являются гражданскими правоотношениями и, следовательно, подчиняются гражданскому законодательству. В случае обнаружения расхождений между гражданско-правовыми нормами, содержащимися в законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" или любых иных актах, и нормами Гражданского кодекса следует руководствоваться последними в силу их приоритета.

         Страховая деятельность в области  медицинского страхования регламентируется  законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28.06.1991 г. № 1499-1 (в редакции от 02.04.1993 г. с последующими изменениями и дополнениями от 28.06.1991 г. № 1499-1)4, который охватывает особенности организации данного вида страхования.

       Отношения страховых организаций с органами страхового надзора, лицензирование страховой деятельности, установление показателей и форм учета страховых операций и отчетности, формирование и размещение страховых резервов, контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков регулирует административное право.

       Целью данной работы является исследование видов государственного надзора  за страховой деятельностью, раскрытие  функций и задач данного надзора.

 

        Понятие страхования  и страховой деятельности.

       Страхование как финансовая отрасль включает значительное число субъектов гражданских правоотношений. Данная тенденция объективна, так как страхование является единственным финансовым и правовым механизмом, в полной мере осуществляющим защиту экономических интересов граждан и юридических лиц, причем практически от всех негативных обстоятельств, встречающихся на их жизненном пути.

       Согласно  статье 2 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страхование - отношения по защите интересов  физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.5

       Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных  интересов физических и юридических  лиц, Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований при наступлении  страховых случаев.

       Задачами  организации страхового дела являются:

  • проведение единой государственной политики в сфере страхования;
  • установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

       Виды  страхования

       Страхование осуществляется в форме добровольного  страхования и обязательного  страхования.

       Добровольное  страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

       Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие:

       а) субъекты страхования;

       б) объекты, подлежащие страхованию;

       в) перечень страховых случаев;

       г) минимальный размер страховой суммы  или порядок ее определения;

       д) размер, структуру или порядок  определения страхового тарифа;

       е) срок и порядок уплаты страховой  премии (страховых взносов);

       ж) срок действия договора страхования;

       з) порядок определения размера страховой выплаты;

       и) контроль за осуществлением страхования;

       к) последствия неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязательств субъектами страхования;

       л) иные положения.

       Лицензия на осуществление страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии. Лицензируется и страховая деятельность вообще, а конкретные виды страхования, в которых законом установлено наличие страхового интереса. Поэтому страховая организация, давно работающая на рынке, при введении нового вида страхования должна получить лицензию на его осуществление.

       Лицензии  выдаются на осуществление добровольного  и обязательного личного страхования, имущественного страхования, страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. В лицензии указываются конкретные виды страхования, которыми имеет право заниматься страховщик.

       Понятие государственного надзора  за страховой деятельностью.

       Государственный надзор за страховой деятельностью  осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

         а) выдача страховщикам лицензий  на осуществление страховой деятельности;

         б) ведение единого Государственного  реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

       в) контроль за обоснованностью страховых  тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

         г) установление правил формирования  и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

       д) выдача в предусмотренных настоящим  Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых  организаций за счет средств иностранных  инвесторов, на совершение сделок с  участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

       е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью

       ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в  установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании. 

       Страховые отношения, как и любые другие гражданско-правовые отношения, регулируются определенной нормативно-правовой базой. В п. 3 ст. 1 Закона о страховом деле прямо определено, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие страховые отношения, являются составной частью страхового законодательства6. Закон по своему правовому статусу обладает большей юридической силой, нежели подзаконные акты, так как в соответствии со ст. 105 Конституции Российской Федерации7 он принимается высшим законодательным органом государственной власти - Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. В состав законодательства входят и кодифицированные нормативные акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

       Формируется трехступенчатая система правового регулирования страхового рынка:

       - первая ступень - Гражданский  и Налоговый кодексы; 

       - вторая ступень - специальные  законы по страховой деятельности и смежным с ней видам деятельности;

       - третья ступень - нормативные  акты министерств и ведомств  по страховому делу.

       Страховая деятельность, как и любая лицензируемая  деятельность, предусматривает определенные публично-правовые отношения с государственными органами. Суть данных отношений заключается в государственном надзоре за страховой деятельностью. Порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью определен гл. IV Закона о страховом деле8.

       Необходимость в государственном надзоре обусловлена спецификой деятельности страховых организаций, заключающейся в формировании страхового фонда за счет средств страхователей и перераспределении этого фонда в установленных законом и договором случаях.

       Целями  государственного надзора за страховой деятельностью согласно ст. 30 Закона о страховом деле9 являются:

       - соблюдение субъектами страхового  дела страхового законодательства;

       - предупреждение и пресечение  нарушений участниками страховых  отношений страхового законодательства, в том числе Закона о страховом деле;

       - обеспечение защиты прав и  законных интересов страхователей,  иных заинтересованных лиц и  государства; 

Информация о работе Государственный надзор за страховой деятельностью