Государственные закупки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики. Отношения по закупке (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг для общественных нужд существ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Государственные нужды: понятие и порядок определения.
Размещение государственных заказов
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ЛЕНА РЕФЕРАТ.doc

— 129.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственные нужды: понятие и порядок определения.

Размещение государственных заказов

Заключение

Список использованной литературы

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач любого государства является своевременное и полное удовлетворение общественных потребностей в материальных и нематериальных благах. На нужды общественного потребления в зарубежных странах в настоящее время расходуются значительные бюджетные средства (так, в США их размер составляет до 33% ВВП, в странах Западной Европы - от 35 до 48% ВВП этих стран). Опыт США, Канады, Японии, стран - членов ЕС и многих других зарубежных стран убеждает, что в экономике рыночного типа особенно велика роль государственного заказа как инструмента государственного регулирования, позволяющего реализовывать общественные потребности на основе эффективного взаимодействия государства и частного сектора экономики. Отношения по закупке (поставке) товаров, выполнению работ, оказанию услуг для общественных нужд существенно развиваются и на международном уровне, в частности в рамках Всемирной торговой организации, Европейского союза, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития.

Российская Федерация также имеет богатейший опыт (дореволюционный и периода нэпа) по осуществлению деятельности в сфере государственных заказов. В условиях перехода России к рыночной системе хозяйствования отношения, связанные с государственными заказами, получили новое развитие. Первостепенная роль рассматриваемых отношений обусловлена в том числе их особо важной целевой направленностью, связанной с удовлетворением потребностей общества в необходимых товарах, результатах работ, услугах. Практика показывает, что в современных условиях значимость данных отношений продолжает возрастать.

Социально-экономическое развитие России на современном этапе происходит на фоне расширения сферы экономического прогнозирования и финансового планирования. Так, распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Целью разработки данной Концепции является определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. В Концепции отмечается, что в 1990 - 2000-х гг. в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Дальнейшее развитие нашей страны связывается с переходом к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. Анализ положений данной Концепции и других программных документов среднесрочного и долгосрочного характера показывает, что важным инструментом реализации выработанного курса является система государственных заказов.

В Российской Федерации, как и в других странах, на государственные нужды расходуются значительные объемы денежных средств бюджетов различных уровней. При этом одной из первостепенных задач является повышение эффективности использования государственных ресурсов. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах" поставлена задача перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, решение которой невозможно без дальнейшего развития отношений в сфере государственных заказов. При этом система государственных заказов должна использоваться в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Сфера государственных заказов неразрывно связана с развитием конкуренции. Так, в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. N 691-р, особое внимание уделено дальнейшему совершенствованию отношений по государственным заказам.

Практика показывает, что существенную роль государственные заказы могут играть в условиях финансово-экономического кризиса и преодоления его последствий. Через систему государственных заказов возможно оказание поддержки реальному сектору экономики, отечественным товаропроизводителям, в том числе малому и среднему бизнесу и другим категориям хозяйствующих субъектов.

 

 

 


Государственные нужды: понятие и порядок определения.

 

В соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" к целям поставок продукции для федеральных государственных нужд относятся: создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации; поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства; обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; реализация федеральных целевых программ (ст. 1). Таким образом, данный Федеральный закон в первоначальной редакции ограничивал перечень федеральных государственных нужд путем привязки к указанной целевой направленности поставок продукции.

Государственные нужды субъектов РФ определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с общими принципами и положениями данного Федерального закона. При этом речь идет о продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ. Анализ региональных правовых актов показывает, что изначально к государственным нуждам в субъектах РФ, как правило, относился более широкий круг потребностей, чем это было предусмотрено указанным Законом в первоначальной его редакции .

Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 15 мая 2002 г. N 26 "О городском государственном заказе" (ныне утратил силу) под городскими государственными нуждами подразумевались потребности города в продукции, необходимой для обеспечения социальных, экономических, культурных, экологических условий жизни жителей, сохранения и развития инфраструктуры города (ст. 1). Источник финансирования госзаказа - бюджет г. Москвы.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 27 июня 1997 г. (в ред. Закона Ульяновской области от 31 декабря 2002 г. N 070-ЗО) "О поставках продукции для областных государственных нужд" областные государственные нужды определялись как потребности области в продукции, необходимой для решения экономических, социальных, природоохранных и иных задач, обеспечиваемые за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.

Закон Амурской области от 16 декабря 2002 г. "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд" определял областные государственные нужды как "потребности области в товарах, работах и услугах, обеспечиваемые за счет средств областного бюджета и областных целевых бюджетных фондов, а также средств, представляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии Администрации области".

В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 21 апреля 1999 г. N 91-18 "О заказе Санкт-Петербурга" государственные нужды определялись как потребности города в товарах (включая сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие), работах, услугах, необходимых для реализации экономической, социальной, культурной политики, целевых программ и развития инфраструктуры города. Перечень государственных нужд города формируется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Определения понятий "государственные нужды Российской Федерации" ("федеральные государственные нужды") и "государственные нужды субъектов РФ" закреплены в ст. 3 Закона о размещении заказов. В первоначальной редакции данного Закона федеральные государственные нужды определялись как потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления функций Российской Федерации и исполнения ее международных обязательств. Под государственными нуждами субъектов РФ понимались потребности в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления функций субъектов РФ. При этом законодательно установлено, что на федеральном уровне товары (работы, услуги) необходимы в том числе для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ с участием Российской Федерации, а на региональном - для реализации региональных целевых программ. Государственные потребности удовлетворяются соответственно за счет средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования.

Рассматриваемые определения государственных нужд отличает следующее. Во-первых, указание на целевую направленность поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в сфере госзаказов - обеспечение осуществления функций государства. Во-вторых, отсутствие закрытого перечня целевой направленности государственных потребностей.

Такой подход позволил расширить перечень государственных потребностей, удовлетворяемых путем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. Это касается, в частности, социально-экономической сферы. Ранее поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) применительно к данной сфере предусматривались только в связи с обеспечением реализации целевых программ.

Поскольку Законом о размещении заказов предусмотрено определение понятия государственных нужд без ограничения целевой направленности государственных потребностей, в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" было внесено соответствующее изменение. В соответствии с ним перечень целей поставок продукции для государственных нужд, предусмотренный данным Законом, также в настоящее время является открытым [1].

Согласно ст. 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год и планируемый период должны быть предусмотрены федеральные государственные нужды, а также объемы их финансирования из федерального бюджета. Таким образом, предполагается отражение государственных нужд в отдельной строке бюджета.

Проведенный выше анализ федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год свидетельствует об отсутствии конкретного перечня товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения государственных нужд, и объемов их финансирования. Речь идет, в частности, о Федеральных законах от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" и от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год". Одним из исключений являются федеральные целевые программы, информация о которых, включая объемы их финансирования, содержится в указанных законах.

Следует отметить, что высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации предпринимались попытки конкретизировать федеральные государственные нужды и расходы на них, в том числе путем выделения таких расходов отдельной строкой Закона о бюджете. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона "О связи" расходы на оплату услуг связи для государственных нужд должны были предусматриваться в законах о соответствующих бюджетах отдельной строкой. К сожалению, уже через год в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ эта норма утратила силу.

На практике, таким образом, не было полной ясности по поводу того, какие из предусмотренных законом о федеральном бюджете расходов осуществляются в целях оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд. В то же время обоснования объемов финансирования применительно к сфере госзаказов регулярно проводились. Так, Постановлением Правительства РФ от 30 марта 2002 г. N 186 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года" перед государственными заказчиками - главными распорядителями средств федерального бюджета, организующими поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд, поставлена задача на основе предельных объемов бюджетного финансирования обосновать объемы финансирования в 2003 г. для сферы госзаказов.

В юридической литературе также отмечается отсутствие критериев отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам. В целях конкретизации государственных расходов, в частности, на поставку товаров для государственных нужд, предлагается выделять их в отдельной строке бюджета[2] .

Как уже было отмечено выше, в Законе о размещении заказов целевая направленность государственных нужд, а соответственно, поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в сфере госзаказов была привязана к обеспечению осуществления функций государства. За счет этого появилась возможность увязать отношения по определению государственных нужд и их финансированию с функциональной классификацией бюджетных расходов. Тем самым внесена некоторая ясность в решение вопроса бюджетного финансирования госзаказов. В целях конкретизации перечня государственных потребностей и расходов на их реализацию ранее предлагалось привести структуру функциональной классификации бюджетных расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти <1>.

Проблемы, связанные с государственными нуждами. Соотношение государственных нужд и собственных нужд государственных учреждений. В научной литературе высказано предложение с учетом содержательной взаимосвязи, существующей между потребностями и интересами, и с методологической точки зрения заменить понятие "государственные нужды" понятием "государственные интересы". Реализация данного предложения с практической точки зрения представляется нецелесообразной, поскольку не позволит решить проблему, связанную с конкретизацией перечня государственных потребностей (интересов) и расходов на их финансирование. Другие исследователи предлагают сузить сферу государственных нужд до обеспечения безопасности государства. Несомненно, что обеспечение национальной безопасности является важнейшей функцией государства. В то же время с данной позицией нельзя согласиться, поскольку не менее важным в современных условиях является обеспечение реализации и иных функций государства.

Информация о работе Государственные закупки