Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести анализ государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации, выяснить их особенности и несовершенства и предложить пути их оптимизации.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
– обозначить понятие внебюджетного фонда и его основные функции;
– изучить нормативно-правовую базу организации внебюджетных фондов в РФ, рассмотреть источники создания и направления расходования основных государственных фондов РФ;
– провести анализ источников формирования государственных фондов в РФ за 2007-2009 гг;
– предложить пути совершенствования государственных внебюджетных фондов.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 137.79 Кб (Скачать)

Сегодня становится реальной угроза разрыва связи между лечебной и профилактической медициной. В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами,  а более дорогими технологиями.

Внедрение системы ОМС  практически на всех территориях  отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования. Это объясняется главным образом недостаточностью нормативно-правовой базы и нежеланием руководителей органов здравоохранения что-либо менять.

Результаты сборов страховых  взносов и наличие задолженности  по уплате страховых взносов фондам обязательного медицинского страхования  показывают необходимость  значительной  работы по совершенствованию методов  сбора страховых взносов. Сложившаяся в России ситуация, когда система здравоохранения не получает необходимого количества финансовых ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.

Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и  экспертизы качества медицинской помощи. Лицензионная деятельность регулируется рядом нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц.

Еще одна острая проблема –  это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены. Кроме того, в условиях бюджетного дефицита внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей.

В связи с вышеизложенными  проблемами Министерство здравоохранения  и медицинской промышленности РФ считает, что для их решения необходимо: во-первых,  исполнение Закона РФ «  О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов  РФ должно быть безусловным; во-вторых, в связи с обеспеченностью  финансовыми средствами территориальных  программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях 10 – 20 %, целесообразно рассмотреть об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС; в-третьих, разработать систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страховании.

 

3.3 Проблемы Фонда социального страхования и пути их решения

 

В последнее время предпринято  много попыток, совершенствования  законодательства о взносах во внебюджетные фонды, но, тем не менее, на данном этапе существует много проблем: во-первых, противоречия в законодательстве, которые приводят к абсурдным ситуациям как, например, взносы в один государственный социальный внебюджетный фонд следует производить за счет средств, выделенных другим государственным социальным внебюджетным фондом в частности в ПФ РФ на сумму премии страховому активу, выплачиваемую организацией за счет средств, выделенных отделением ФСС РФ, так как данная премия в перечень необлагаемых выплат ПФ РФ не включена.  И это не единичный случай.

Здесь, на мой взгляд, необходима, тщательная проработка нормативных актов на факт соответствия их друг другу. Во-вторых, как показывает практика, неуплата или неполная уплата взносов в  фонд – одно из самых распространенных нарушений, допускаемых руководителями организаций. Хотя действующее законодательство предусматривает за эти нарушения  как налоговую, так и уголовную  ответственность, это не может искоренить проблему недоимок в РФ38.

Данная ситуация создается из-за высоких ставок отчислений в фонды, естественно предприятия пытаются уклониться от уплаты страховых взносов, чем и объясняется высокий объем недоимок. В данной ситуации необходимо пойти на снижение ставок (хотя бы на время) отчислений в фонды. В третьих, необходимо внедрять новейшие компьютерные системы и программы, применяемые в зарубежных странах, не только на предприятиях, но в фондах для упрощения и ускорения процедур расчетов с организациями, а также для более строгого контроля со стороны фонда. Имеется в виду, что и предприятие и внебюджетный фонд или страховая компания должны быть подключены к одной компьютерной сети.

К сожалению, на данный момент нет  готовых программных продуктов  для осуществления данных расчетов, любую программу (1С Бухгалтерия, БЕСТ и др.) необходимо адаптировать для каждого предприятия, так  как в первоначальном виде она подходит только на 10-15%39.

Совершенствование системы социального  страхования является сейчас не благими  намерениями, а насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и  существуют свои проблемы, но путем  принятия новых нормативных актов  они вполне могут быть решены. Хотелось бы надеяться на то, что сложившаяся  система внебюджетных фондов не будет  разрушена, так как они по-прежнему остаются одним из важных звеньев финансовой системы государства, в обеспечении государственного социального страхования.

В заключении хотелось бы обратиться к проблемам правового регулирования  управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов.

В последнее время при  формировании бюджетов государственных  внебюджетных фондов (далее - фонды) все более отчетливо стали проявляться проблемы правового регулирования, вызванные, прежде всего, несовершенством действующего бюджетного законодательства, а также разнородностью тех общественных отношений, которые складываются при исполнении бюджетов фонды.

Существующие фонды образованы как самостоятельные организации, управляющие государственными финансовыми средствами, главными задачами которых, в частности, являются:

1) финансовое обеспечение  государственных гарантий и прав  граждан на получение пенсий, пособий, бесплатной медицинской помощи;

2) управление финансовыми  средствами и поддержание стабильности  финансовой системы государственного социального страхования ;

3) финансирование государственных  целевых программ в социальной сфере и др. 
           Для достижения поставленных задач фонды наделены целым рядом властных полномочий, позволяющих им осуществлять управление финансовыми средствами обязательного социального страхования, к которым относятся полномочия по контролю за соблюдением законодательно установленного порядка уплаты обязательных страховых взносов ; распределение и перечисление аккумулированных финансовых ресурсов получателям в соответствии с целевым назначением; накопление финансовых резервов для обеспечения финансовой устойчивости и другие. 
            Процессы управления финансовыми средствами фондов во многом определяются правовым режимом их средств, основной составляющей которого является положение о том, что финансовые средства как федеральных, так и региональных фондов находятся в собственности Российской Федерации , т.е. у государственных внебюджетных фондов эти средства находятся на праве оперативного управления. Более того, Федеральным законом от 20.08.2004 N 120-ФЗ внесены такие изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые предусматривают возможность только в случаях, установленных федеральными законами, исполнять расходные обязательства Российской Федерации или субъектов РФ за счет средств государственных внебюджетных фондов.

Важной проблемой особого  правового режима финансовых средств фондов является вопрос о возможности изъятия этих средств у фондов. В Положениях о фондах, в ст. 143 БК РФ и иных нормативных актах, регулирующих деятельность фондов, устанавливается запрет на изъятие финансовых средств фондов без указания конкретных лиц, которым адресован этот запрет. Тем не менее на практике изъятие средств фондов происходит путем установления соответствующих норм в федеральных законах . Однако если такое изъятие средств фондов осуществляется, то обычно оно носит временный характер и связано с необходимостью ликвидации финансового дисбаланса в той или иной сфере. В дальнейшем законодатель, как правило, устанавливает порядок возврата временно изъятых денежных средств в бюджеты фондов. То есть, по существу, все изъятия средств фондов являются не чем иным, как временным заимствованием этих средств для достижения определенных целей, как связанных, так и не связанных с финансированием социальной сферы. Подобным финансовым операциям со средствами государственных внебюджетных фондов способствует тот факт, что все указанные имеют статус финансово-кредитных учреждений, что позволяет государству перераспределять собираемые финансовые средства из одного фонда в другой на возвратной или безвозвратной основе.

 Например, согласно ст. 5 Федерального закона  «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» средства пенсионных накоплений не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника этих средств (т.е. Российской Федерации) и субъектов по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования указанных средств.

В связи с этим серьезной  проблемой правового регулирования  остается отсутствие законодательно установленного состава нецелевого использования средств государственных внебюджетных фондов, несмотря на то, что необходимость такого установления отмечена в целом ряде законодательных актов, например в ст. 19 Федерального закона  «Об основах обязательного социального страхования» или в ст. 18 Федерального закона от  «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Действующим законодательством устанавливаются меры ответственности только за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 БК РФ и ст. 15.14 КоАП РФ), которые практически невозможно применить в случае нецелевого использования средств указанных фондов ввиду их особой целевой направленности и отсутствия казначейского исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов. Поэтому в некоторых случаях ответственность за нецелевое использование средств рассматриваемых фондов устанавливается сторонами в гражданско-правовых договорах, например в договоре финансирования между ТФОМС и страховой медицинской организацией.

Помимо этого, вопрос об ответственности  самого государственного внебюджетного фонда как юридического лица за нецелевое использование средств своего бюджета вообще не может быть поставлен в условиях действующего бюджетного законодательства, поскольку изъятие нецелевым образом использованных средств у фонда в федеральный или региональный бюджет само по себе будет являться нецелевым использованием, так как нарушает принцип обособления средств рассматриваемых фондов от бюджетных и особое предназначение этих средств для осуществления социальных страховых выплат.

Еще одной проблемой является и то, что действующее банковское законодательство «не защищает» средства государственных внебюджетных фондов, поступающие на банковские счета получателей-организаций (таких, например, как медицинские учреждения), от обращения на взыскание на эти денежные средства по иным обязательствам получателей со стороны третьих лиц (например, по выплате заработной платы или по решению налоговых органов о списании недоимок) . В результате денежные средства фондоф, перечисленные получателям для конкретных целей, списываются со счетов получателей по исполнительным документам, предъявленным в банк, в пользу лиц, не имеющих никакого отношения к системе обязательного социального страхования. Так, например, денежные средства, перечисленные из ТФОМС на счет страховой медицинской организации, списывались по инкассовому распоряжению налогового органа или на основании судебного акта о взыскании задолженности по арендной плате. Помимо этого, банкротство кредитных организаций также приводило к значительным потерям средств указанных фондов.

Таким образом, в настоящее  время существует целый ряд проблем  правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов, требующих скорейшего законодательного разрешения, к наиболее значительным из которых относятся:

1) приведение в соответствие с законодательством «учредительных» документов государственных внебюджетных фондов;

2) детальное законодательное  установление порядка исполнения  бюджета каждого из государственных внебюджетных фондов, соответствующего назначению средств фонда;

3) урегулирование в БК РФ форм расходов бюджетов рассматриваемых фондов, а также общих вопросов исполнения бюджетов в условиях дефицита или профицита бюджета ;

4) законодательное определение категории «нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов»;

5) урегулирование вопросов  временного заимствования, изъятия  или перераспределения средств государственных внебюджетных фондов в рамках межбюджетных отношений между бюджетами различных фондов, а также между федеральными (региональными) бюджетами и бюджетами фондов;

6) введение в банковское  и налоговое законодательство  норм о защите от списания на цели, не предназначенные для финансирования социальных выплат или оплаты медицинской помощи, средств государственных внебюджетных фондов, перечисленных на счета получателей этих средств.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что каждый из государственных внебюджетных фондов имеет свои проблемы. Существует множество путей их оптимизации. Однако, основной проблемой все же остается непроработанность нормативно – правовой базы, регулирующих деятельность этих фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Расширение деятельности государства  привело к созданию значительного  количества специальных фондов, многие из которых сохранили свою самостоятельность даже после создания государственного бюджета, основанного на объединении различных фондов. В Российской Федерации они представлены тремя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования. Эти фонды носят строго целевое значение и выполняют определенные функции, возложенные на них государством.

На сегодня внебюджетные фонды можно приравнять к параллельной бюджетной системе со своим контрольным аппаратом и собственными «сборщиками» платежей.

В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной  власти. Это, с одной стороны, облегчает  их использование, а с другой - даёт возможность расходовать средства не в полном объёме. Поэтому в  целях контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды