Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной и муниципальной форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России.

Содержание

Введение…………………………………………………………….. …стр.2

Глава 1. Правовая природа государственного и муниципального унитарного предприятия.

1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях…………………………………………………стр.5

1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия……………………………………………………..стр.8

Глава 2. Виды государственных и муниципальных унитарных

предприятий.

2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения………………………………………стр.18

2.2. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие)………………………….стр.23

Глава 3. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий.

3.1. Реорганизация унитарного предприятия…………………стр.29

3.2. Ликвидация унитарного предприятия……………………стр.31

Заключение…………………………………………………………….стр.33

Список использованной литературы……………………………..стр.34-35

Работа содержит 1 файл

УНИТ.doc

— 168.50 Кб (Скачать)

       Из  сказанного выше вытекает, что казенными  могут быть унитарные производства и службы: осуществляющие деятельность, допустимую законодательством исключительно для государственных предприятий; составляющие единую национальную систему жизнеобеспечения, функционирование и безопасность которой гарантирует государство; имеющие общественное значение и которые в целях их сохранности и безопасности должны находиться в ведении государства.

       Эти критерии строго ограничивают количество казенных производств и служб, и  с учетом значимости, а также отраслевых и региональных особенностей, могут быть конкретизированы для предприятий федеральных, субъектов Федерации и муниципальных.

       Казенное  предприятие является разновидностью унитарных предприятий, поэтому ему присущи все признаки унитарного предприятия: имущество такого хозяйствующего субъекта является неделимым и принадлежит собственнику- государству или муниципальному образованию. Казенные предприятия создаются в распорядительном порядке на базе федеральной собственности, собственности субъектов РФ  и муниципальной собственности. Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ, казенное предприятия субъекта РФ – решением органа государственной власти субъекта РФ. А муниципальное казенное предприятие создается  решением  органа местного самоуправления.

       Государственное имущество закрепляется за казенным предприятием на праве оперативного управления. Так же как и право хозяйственного ведения, право оперативного управления производно, зависимо от права собственности и отличается от права хозяйственного ведения тем, что правомочие распоряжения в нем еще более ограничено.  Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.

       Учредительным документом казенного предприятия является его устав, который утверждается Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ или муниципальных образований. Содержание устава должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к учредительным документам юридического лица (ст. 52 ГК РФ), а также Типовому уставу. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. №908 утвержден Типовой устав казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия.

       В уставе казенного предприятия определяются правовой режим его имущества, предмет  и цели его деятельности, в частности  основные виды деятельности (удовлетворение публичных интересов, обеспечение нужд государства) и виды самостоятельной хозяйственной деятельности, и другие вопросы.

       Кроме общих требований, предъявляемых  к уставам унитарных предприятий (см. комментарий к п. 1 ст. 113 ГК РФ), устав казенного предприятия должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

       Казенное  предприятие должно иметь фирменное  наименование. Фирменное наименование казенного предприятия должно содержать  указание на собственника имущества  предприятия, а также на то, что  предприятие является казенным.

       Правовой  статус казенного предприятия обусловлен во многом правовым режимом закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества. В отношении вверенного ему имущества предприятие действует властью, полученной от собственника, и в интересах собственника, поскольку производственная деятельность казенных предприятий осуществляется с целью реализации государственных программ в хозяйственной сфере.

       Закрепляя за казенным предприятием имущество, собственник  определяет границы прав по использованию  данного имущества. Общие пределы права оперативного управления казенного предприятия установлены законом, в частности ст. 296, 297 ГК РФ. Данными нормативными актами предусмотрено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется на основании плана-заказа, который утверждается ежегодно уполномоченным органом на основании выявленной им потребности в производимой предприятием продукции и доводится до него (завода) за три месяца до начала планируемого года. Законодательством предусмотрена обязанность собственника финансировать деятельность казенных предприятий при недостаточности доходов, полученных от реализации продукции (работ, услуг). Средства из федерального бюджета могут выделяться на реализацию плана развития завода, компенсацию убытков от выполнения плана-заказа и на другие цели. Неиспользованные предприятием по истечении финансового года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

       Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом, а также полученная в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности подлежит учету со стороны собственника.

       Прибыль направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития, на другие производственные цели и социальное развитие по нормативам, которые определяет собственник в лице уполномоченных на то органов. Свободный остаток прибыли после распределения ее на соответствующие цели подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

       Установленный порядок распределения прибыли лишает казенное предприятие стимулов к успешной хозяйственной деятельности.

       Имущественная ответственность казенных предприятий  предусмотрена в случае, если казенное предприятие не имеет необходимого имущества для удовлетворения требований кредиторов, к ответственности может быть привлечен собственник. Ответственность собственника носит субсидиарный характер. Специальный механизм реализации субсидиарной ответственности собственника в лице Российской Федерации законодателем не определен, в частности, не определен орган, который должен представлять государство-ответчика, не определено имущество, на которое следует обращать взыскание. Правовое разрешение этих вопросов способствовало бы укреплению гарантий прав кредиторов.

         В соответствии со ст. 527 ГК РФ казенное предприятие не может принимать на себя обязательство о возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа18. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        Глава 3. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

        3.1. Реорганизация унитарного предприятия 
 

       Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества  в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом и иными федеральными законами. Закон допускает реорганизацию унитарных предприятий в форме разделения, выделения, слияния, присоединения и преобразования.

         Поскольку Закон запрещает создание  унитарных предприятий на основе  объединения имущества различных собственников (РФ, субъектов РФ или муниципальных образований) (п. 4 ст. 2), реорганизация в форме слияния и присоединения может быть осуществлена только в том случае, если имущество предприятий принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29).

       Не  является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия.

       Закон предусматривает два вида принадлежности имущества унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. В то же время согласно п. 5 ст. 29 Закона допускается преобразование казенных предприятий в государственные или муниципальные унитарные предприятия при условии, что собственник будет еще в течение шести месяцев нести субсидиарную ответственность по обязательствам реорганизованного предприятия.

       Можно видеть противоречие между нормами  Закона, который, с одной стороны, указывает на возможность преобразования унитарного предприятия с одним  видом принадлежности имущества  в унитарное предприятие с  другим видом. С другой стороны, такое преобразование Закон реорганизацией не признает.

       Представляется, что здесь всего лишь допущена терминологическая неточность. Преобразование — это изменение организационно-правовой формы юридического лица, в рассматриваемой  ситуации форма остается прежней: "государственное или муниципальное унитарное предприятие". Следовательно, при изменении вида управления имуществом предприятия реорганизации не происходит.

       Закон устанавливает определенные гарантии для прав кредиторов в процессе реорганизации любого юридического лица, в том числе унитарного предприятия, ввиду того что их интересы могут быть задеты при любом из видов реорганизации, в частности, учредители или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ).

       Правопреемство, то есть переход прав и обязанностей в результате реорганизации, определяется в соответствии" с одним из двух документов: передаточным актом в случае слияния и присоединения или разделительным балансом в случае разделения и выделения. Но существуют такие обязательства, правопреемства по которым в процессе реорганизации не возникает.

       К гарантиям прав кредиторов можно  отнести правило п. 3 ст. 60 ГК РФ о  том, что, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность перед кредиторами.

        Изъятие имущества в процессе реорганизации унитарного предприятия.

       Весьма  неоднозначным в судебно-арбитражной  практике является вопрос о праве  собственника изымать имущество, находящееся а хозяйственном ведении унитарного предприятия. Большую часть решений по этим вопросам можно систематизировать в три группы.

     1.  В одних случаях суды полагают, что право на изъятие имущества  из хозяйственного ведения предприятия допускается, только если собственником принято решение о реорганизации или ликвидации предприятия.

     2 В других случаях суды признают наличие права собственника на изъятие имущества при условии, что такое изъятие не лишает предприятие возможности вести уставную деятельность.

     3. Встречаются и такие решения, согласно которым право собственника на изъятие имущества из хозяйственного ведения не признается в принципе. На мой взгляд, именно такие решения заслуживают поддержки как соответствующие букве закона и разъяснениям высших судебных инстанций. 
 

        3.2. Ликвидация унитарных предприятий 

         

       Статья 35 Закона конкретизирует общие правила о ликвидации юридических лиц, установленные в ст. 61-65 ГК РФ. Содержащиеся в ней правовые нормы имеют универсальное значение для всех унитарных предприятий - основанных как на праве хозяйственного ведения, так и на праве оперативного управления. Главное отличие ликвидации унитарного предприятия, как и ликвидации любого юридического лица, от его реорганизации в предусмотренных законом формах  заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей ликвидированного юридического лица к другим субъектам. Поэтому при ликвидации унитарное предприятие прекращает свое существование в качестве юридического лица и, следовательно, в качестве участника гражданского оборота.

       Ликвидация  унитарного предприятия может осуществляться по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления. Основаниями для принудительной ликвидации предприятия могут быть грубые нарушения закона или иных правовых актов, если они носят неустранимый характер, осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом.

       Грубым  нарушением законодательства, например, считается неприведение предприятием своих учредительных документов в соответствие с законом. Следует сказать, что в связи с принятием Закона уставы всех унитарных предприятий должны были быть приведены в соответствие с его требованиями в срок до 1 июля 2003 года

       Самостоятельное основание для принудительной ликвидации юридического лица — несообщение им сведений в Единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с требованиями п. 3 ст. 26 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Независимо от причины принудительной ликвидации унитарного предприятия проведение данной процедуры — обязанность его учредителя.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия