Государственная служба РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 14:20, реферат

Описание работы

Актуальность работы заключается в том, что на государственную службу возлагается решение ответственных задач. От профессионализма и компетентности государственного служащего зависит успех многих государственных дел. В связи с этим правовое положение государственной службы и государственного служащего в последние годы стало предметом внимания федерального законодателя, Президента Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

1.Понятие государственной федеральной службы………………………………4
2.Государственные должности, их классификация………………………………8
3.Правовой статус государственного служащего РФ…………………………..12
4.Функции государственной федеральной службы…………………………….18
5.Виды государственной федеральной службы………………………………...19
6.Прохождение государственной службы……………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………………...28

Список литературы…………………………………………………………………..30

Работа содержит 1 файл

реф.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

         В-третьих, устанавливаются  требования к уровню знаний федеральной  Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов  субъектов Федерации применительно  к исполнению соответствующих должностных  обязанностей. Кроме того, могут устанавливаться и другие требования.

         Существует и иная классификация. Государственные должности  делятся на три категории: «А», «Б», «В» (см. Рис.1.).

         К категории «А»  относятся государственные должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, министры и др.).

         К категории «Б» относятся государственные должности, учреждаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для посредственного обеспечения исполнения полномочий лицами, замещающими государственные должности вышеуказанной категории.

         

   Рис.1. Виды государственных должностей.

         К категории «В»  относятся должности, учреждаемые  государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.

         Должности категорий  «Б» и «В» образуют государственные должности государственной службы, с понятием которой и связывается служебная деятельность лиц, замещающих такие должности. Государственные должности категории «А» не признаются государственными должностями государственной службы, следовательно, деятельность лиц, занимающих их, по осуществлению полномочий соответствующих органов, не охватывается понятием государственной службы.

   Правовой  статус государственного служащего  РФ

   Говоря  о правовом статусе государственных  служащих Российской Федерации, следует отметить, что в России сложилась двухуровневая система государственной службы, которая учитывает федеративное устройство страны. Государственная служба делится на  федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении.

   Правовой  статус федеральных государственных  служащих урегулирован преимущественно  подзаконными нормативными правовыми  актами Президента и Правительства  Российской Федерации. В противоположность этому большинство субъектов Федерации уже приняли специальные законы о государственной службе. В некоторых субъектах нормы, определяющие правовой статус государственных служащих, нашли непосредственное закрепление в уставах некоторых субъектов Федерации.

   Правовой  статус субъекта общественных отношений  включает в себя совокупность прав и обязанностей.

   Под правами в данном случае понимается мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять  его собственные интересы, это есть средство  для удовлетворения какого-либо  интереса управомоченного лица для достижения определенного блага, ценности; под обязанностями  - мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица, это есть гарантия  осуществления юридического права.

   Правовой  статус  государственных служащих характеризуется их правами, обязанностями, ограничениями, социальными гарантиями и ответственностью.

   Важнейшей характеристикой правового статуса  государственных служащих  являются вопросы, связанные с их ответственностью, а так же различные гарантии, предоставленные государственным служащим для более эффективной работы. 
 

   Права государственных  служащих.

   Под правами государственного служащего  имеются ввиду обусловленные Конституцией РФ, установленные ФЗ, иными нормативными актами и охраняемые государством возможности и свободы профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

   В соответствии с Конституцией РФ государственные служащие как граждане РФ, имеющие определенную род и характер занятий, равны перед законом и пользуются в полной мере всеми правами, свободами, которые гарантируются гражданам конституцией и законами РФ. Государственные служащие вместе  с тем наделяются особыми правами, которые называются служебными правами и принципиально отличаются от субъективных гражданских прав государственных служащих по своим целям и составу.

   В статье 9 ФЗ от 31 июля 19995 года предусматриваются  общие для всех служащих права,  обладание которыми  не связано с конкретными государственными должностями. Они могут быть подразделены на две группы. Первую группу составляют относящиеся к существу служебной деятельности права:

  • ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерий оценки качества работы и условия продвижения по службе, а так же на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  • получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
  • посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности;
  • принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
  • переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.

   Вторую  группу составляют сопутствующие статусу  государственных служащих служебные  права:

  • ознакомление со всеми материалами своего личного дела,  отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих личных объяснений;
  • пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  • проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  • объединение  в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  • внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

   Права государственных служащих можно  разделить на неимущественные и  имущественные. К числу последних  относится право на материальное обеспечение, возмещение издержек в  связи с выполнением должностных обязанностей и другие.

   Права служащих защищены. Государственный  служащий вправе обратиться в соответствующие  государственные органы или в  суд для разрешения споров, связанных  с государственной службой, в  том числе по вопросу проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

   Очень значимое право государственного служащего  – внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции, ведь ему виднее вся структура государственной службы, ее положительные и негативные стороны. Новеллой является то, что предложение служащий может вносить в любые инстанции, а не только по иерархии – снизу вверх (по команде).

   Названные права государственного служащего  принято считать основными, далее они конкретизируются в типовых и индивидуальных должностных инструкциях. Должностные инструкции определяют точные границы полномочий государственного служащего, выход за эти границы, за пределы полномочий, законодательство квалифицирует как превышение должностных полномочий или злоупотребление ими. С другой стороны, не допустимо неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных полномочий, выражающееся в форме халатности, бездействия, неисполнения приказа и так далее.

   За  эти отступления от установленных  полномочий установлена дисциплинарная ответственность, а в необходимых  случаях, определенных уголовным законодательством  – уголовная.  

   Обязанности государственных служащих.

   Под обязанностями государственного служащего  понимается обусловленные Конституцией Российской Федерации и установленные  ФЗ, иными нормативными актами для  обязательного систематического осуществления  функции, составляющих в своей совокупности существо профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

   Находясь  на государственной службе, государственные  служащие подпадают под специальный  правовой режим, но вместе с тем, не освобождаются от общегражданских обязанностей перед обществом (например, нести военную службу).

   В ФЗ от 31 июля 1995 года предусматривается  шесть обязанностей, относящихся  к существу служебной деятельности, и две – сопутствующие статусу  государственных служащих. В целом, каталог основных обязанностей государственных служащих нельзя считать окончательно установленным. Законодатель использует ряд нечетко определенных понятий и усмотренческих предписаний при установлении обязанностей. В отдельных случаях сформулированы самые общие положения, которые привлекаются для интерпретации отдельных обязанностей.

   В соответствии  с Законом «Об  основах государственной службы Российской Федерации» государственные  на служащих возлагаются следующие  обязанности:

  • обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию Федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; Требование о соблюдении Конституции и законов может быть адресовано служащим всех видов службы, а вот обеспечивать  поддержку конституционного строя, реализацию законов – прямая обязанность только государственных служащих;
  • добросовестно исполнять должностные обязанности;
  • обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан: в процессе осуществления своих должностных обязанностей государственный служащий имеет дело, как правило,  с людьми – гражданами, руководителями предприятий и учреждений. И первое требование данной обязанности – самому государственному служащему не нарушать закон, права граждан и их законные интересы. Второе требование – чтобы их не нарушали другие государственные служащие, подчиненные или подконтрольные  данному должностному лицу. Наконец, данная норма немалому числу государственных служащих вменяет в обязанность непосредственно охранять права и законные интересы граждан – служащим правоохранительных органов; а так же тем служащим, которые заняты по роду своей деятельности рассмотрением жалоб и обращений граждан;
  • исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  • в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
  • поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  • хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. В данном случае речь идет  о личной ответственности за сохранение сведений, не подлежащих разглашению, но кроме того, определенный контингент государственных служащих поставлен специально под охрану государственной и иных видов тайн посредством использования технических средств, прямой охраны объекта и тому подобное.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Функции государственной федеральной службы

   Рассматривая  функции государственной службы, прежде всего, следует отметить, что  сама она «может пониматься в функциональном смысле, т.е. как конкретный вид государственной деятельности персонала, служебного аппарата государственных органов, деятельность административно-управленческих структур».

   Деятельность  государственных служащих проявляется (осуществляется) в следующих функциях:

   1) правоприменительная функция - реализация полномочий регулятивного и распорядительного характера; осуществление государственных полномочий от имени государства либо государственного органа при исполнении служебных обязанностей;

   2) правотворческая функция - разработка  и принятие нормативных правовых актов, выдача юридически-властных предписаний для различных субъектов права в системе государственно-управленческой иерархии, законопроектная деятельность, издание приказов и распоряжений; их подготовка, принятие и исполнение; дача указаний и т.п.;

   3) регулирующая функция - разработка  и реализация государственной  политики во всех сферах общества, реализация юрисдикционных полномочий  и действий, т.е. применение мер  государственного принуждения к  физическим и юридическим лицам;  обеспечение согласования различных интересов;

   4) организационная функция - обеспечение  практической реализации компетенции  государственных органов, совершение  организационных действий и материально-технических  операций (проведение различного  рода совещаний, оперативок, конференций, заседаний, экспертиз, проверок и т.д.);

   5) правозащитная функция - осуществление  мер по обеспечению и защите  прав и свобод человека и  гражданина, соблюдению ими обязанностей  перед государством; государственных  и иных органов - перед гражданами. 
 

   Виды  государственной федеральной службы

   В соответствии с Федеральным законом  от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации» было установлено  разделение государственной службы Российской Федерации с учетом принципа федеративного устройства нашего государства на два вида:

Информация о работе Государственная служба РФ