Государственная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:27, доклад

Описание работы

Государственная политика является целостной и качественно определенной областью социальной жизни.
Ее структура такова: политическая система, политический процесс и политическое сознание.
Политическая система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной власти в политической жизни общества. Помимо государства, она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения. Она позволяет аккумулировать политическую волю различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях.

Работа содержит 1 файл

ГМУ.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

3. Завершение трансформации  существующих малоэффективных институтов  экономики “переходного типа”  (структуры государственной собственности,  товарных и финансовых рынков, инновационных механизмов, системы  государственного регулирования и ряда других) в институты, отвечающие требованиям современной рыночной экономики.

4. Ускоренное развитие  и перестройка экономической  системы, предприятий и рынков  в процессе общемировой экономической  трансформации, проходящей на  базе новых информационных технологий, усиления глобальных и региональных интеграционных процессов.

 Основными факторами,  сдерживающими развитие потенциально  конкурентоспособных предприятий,  помимо изложенных в предыдущем  разделе, являются:

- низкий уровень управления  на предприятиях, связанный как с небольшим опытом функционирования в условиях рыночной экономики, так и слабым развитием консалтинговых услуг и системы подготовки менеджеров;

- низкий уровень интеграции  отечественной экономики в мировую  экономическую систему, определяемый не только низкой конкурентоспособностью, но и институциональными факторами: недостаточно активным участием России в деятельности международных экономических организаций, неразвитостью инфраструктуры содействия экспорту;

- недостаточное развитие инфраструктуры: автодорог, портов, телекоммуникаций и т.п.;

- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию  и освоение инноваций; 

- недостаточная гибкость  рынка труда, связанная с барьерами  на пути межрегиональной миграции  рабочей силы и недостатками системы профессионального образования и переквалификации.

 

Промышленная  политика - это политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу.

 Промышленная политика  – это совокупность действий  государства как института, предпринимаемых  для оказания влияния на деятельность  хозяйствующих субъектов (предприятий,  корпораций, предпринимателей и  т.д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции.

 

Промышленная политика осуществляется в общем русле  государственной экономической  политики, направленной на структурные  преобразования и рост общественного  производства.

 Цели и приоритеты  промышленной политики вырабатываются  на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.

 

К механизмам промышленной политики относится стимулирование инвестиций в форме кредитов, субсидий, различных налоговых льгот, системы государственных заказов и закупок. Необходимые институциональные меры включают реструктуризацию предприятий, их приватизацию, механизмы банкротства, программы развития малого бизнеса и др. Важными инструментами промышленной политики служат меры по регулированию прямых иностранных инвестиций.

 

Инновационная политика - это сложный и не всегда лишенный риска процесс, ход которого определяется многими исходными предпосылками: техническими, финансовыми, экономическими и социальными. При этом осознается, что определенная часть проектов новшеств неизбежно окажется нереализованной. Вместе с тем, во всех развитых странах мира делаются попытки создания четкой политики, способной реагировать на быстрые и неожиданные изменения ситуации, поддерживать сложные проекты с высокой степенью технического и финансового риска.

   Инновационная  политика государства направлена  на хозяйственное использование  научно-технического потенциала, на  укрепление внутренних связей  научно-техническом комплексе. Формирование инновационной политики взаимосвязано прежде всего с переориентацией системы государственного регулирования на всемерное поощрение предпринимательства, частной инициативы.

   Набор методов  и средств государственной инновационной  политики достаточно широк. Это различного рода мероприятия, стимулирующие инновационную активность бизнеса; корректирование налогового, амортизационного, патентно-лицензионного законодательства; регулирование передачи технологии; система контрактных взаимоотношений; снятие ряда ограничений в отношении охраны окружающей среды, антимонопольное законодательство; различные формы поддержки межорганизационной кооперации и малого инновационного бизнеса.

   Государство, создавая  необходимые условия для реализации  инновационной политики, влияет на развитие не только государственного, но и частного сектора инновационной деятельности

При проведении собственной  инновационной политики государство  воздействует на производственные инновации  и инвестиционный климат. В современном  промышленном комплексе доля инвестиций в развитие составляет около 45 % в национальном доходе. Для целенаправленных действий по стимулированию и регулированию производственных инноваций у государства есть различные рычаги:

1. стимулирующая кредитно-финансовая, налоговая и амортизационная политика;

2. система экономических  льгот субъектам инноваций и  инвесторам, включая иностранных;

3. поддержка производства  новшеств и регулирование отношений  на рынках инвестиционных товаров.

 

      Государство  может выступить непосредственно в качестве хозяйствующего субъекта (инвестора) при реализации приоритетных точечных инновационных проектов (критические технологии, продукты и услуги в сферах транспорта, связи и энергетики).

      Каждый  из указанных выше рычагов,  воздействующих на инновационное предпринимательство, имеет специфику и масштабные ограничения, связанные с инновационной сферой (отраслью), что отражается при объявлении долгосрочной инновационной политики и выделении текущих приоритетов. В зависимости от бюджетных возможностей, полномочий, делегированных в регионы, значимости инноваций для экономики в целом определяются степень и форма поддержки (участия), а также глубина и метод государственного регулирования. Вместе с тем важные макроэкономические категории, такие, как благоприятные ставки процента и налогов, масштаб кредитных ресурсов, имеют фундаментальное значение для инноваций.

 

Государственная региональная политика в топливно-энергетическом комплексе

 

Объективной основой  региональной энергетической политики в России, выступает деление регионов на энергоизбыточные и энергодефицитные и, как следствие такого деления, единение интересов тех и других. Соответственно, региональная политика должна учитывать принципиальные различия условий энергообеспечения и структуры топливно-энергетических балансов таких макрорегионов (зон) страны, как северные, южные и центральные районы Европейской части России, Урал, Сибирь, Дальний Восток и районы Крайнего Севера. Правильный учет этих различий – непременное условие обеспечения их энергетической безопасности.

 

Территориальный фактор в целом негативно сказывается  на конкурентоспособности российской экономики из-за необходимости значительных транспортных расходов, так как большая  часть России – территория с очень  низкой плотностью населения. Это резко увеличивает затраты на создание транспортной инфраструктуры, систем телекоммуникаций и энергообеспечения.

 

Региональная энергетическая политика основана на сочетании принципа реализации конституционных полномочий субъектов Российской Федерации, обладающих всей полнотой государственной власти по предметам, не отнесенным к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с принципом соблюдения единства экономического пространства России и недопущения ограничений на экономическую интеграцию регионов.

 

Соответственно, важнейшим  условием сбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов  государственной энергетической политики на федеральном и региональном уровнях.

 

Целями государственной региональной политики в ТЭК на федеральном уровне являются:

 

·  углубление межрегиональной  интеграции и создание единого экономического пространства в энергетической сфере, в первую очередь, путем развития межрегиональных рынков энергоресурсов и транспортной инфраструктуры;

 

·  сбалансированное развитие ТЭК, обеспечение равного доступа  потребителей к природным богатствам страны;

 

·  оптимизация территориальной  структуры потребления топливно-энергетических ресурсов при условии максимального  использования ресурсов региона.

 

Районам России с низкой обеспеченностью электроэнергией  отдается приоритет в развитии энергетики (Дальний Восток, Забайкалье, Северный Кавказ, Калининградская область).

 

Особое внимание будет  уделено диверсификации системы  снабжения энергетическими ресурсами регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Для каждого из этих регионов будут разрабатываться индивидуальные программы повышения их обеспеченности энергетическими ресурсами.

 

Региональная энергетическая политика исходит из необходимости:

 

·  достижения баланса  интересов федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий энергетического сектора  и потребителей энергоресурсов в  отношении путей и темпов развития экономики, энергетического сектора  и защиты окружающей среды;

 

·  четкого разграничения полномочий и ответственности в сфере  регулирования энергетического  сектора между федеральными и  региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления;

 

·  учета географической асимметрии в обеспеченности природными энергетическими ресурсами и в структуре потребления энергоресурсов разных регионов России, а также принципиальных различий в условиях энергоснабжения таких зон;

 

·  максимально эффективного использования  в регионах местных источников топливно-энергетических ресурсов;

 

Реализация региональной энергетической политики осуществляется посредством  тех же механизмов, что и энергетической политики в целом. Это, прежде всего  ценовая и налоговая политика, формирование конкурентной среды в ТЭК и государственное регулирование энергетической сферы (особенно в переходный период), создание системы стимулов и условий для энергосбережения, экономическая политика в инвестиционной сфере, нормативно-законотворческая деятельность. Именно в регионах, на местах, должны быть сосредоточены основные усилия по повышению эффективности использования топлива и энергии и по энергосбережению. Однако для эффективного действия этих механизмов на региональном уровне необходимо, прежде всего, законодательное разграничение экономической и политической компетенции между федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Федерации по управлению энергетикой.




Информация о работе Государственная политика