Автор: Наталья Рыбакова, 22 Октября 2010 в 19:23, реферат
Государственная Дума Российской Федерации в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Свою историю Государственная Дума начинает с 1906-го года, когда и было созвано первое представительное учреждение парламентского типа в России, получившее название Государственная Дума. Дума дважды разгонялась правительством и просуществовала около 12 лет имея четыре созыва. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была в очередной раз распущена и более официально не собиралась, хотя формально и фактически еще существовала. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы
Введение
1. Выборы Государственной Думы
2. Организационная структура Государственной думы
3. Работа Государственной Думы
4. Полномочия Государственной Думы
Заключение
Список Литературы
Государственная
Дума может принять решение о проведении
закрытого заседания, если предложение
об этом внесено председательствующим
на заседании. Советом ГД, Президентом
РФ, комитетом или депутатской фракцией,
Председателем ГД, Председателем Правительства
РФ. Решение о проведении закрытого заседания
принимается большинством голосов от
числа депутатов Государственной Думы,
принявших участие в голосовании. Сведения,
составляющие государственную и иную
охраняемую законом тайну, обсуждаемые
на закрытом заседании, разглашению и
распространению не подлежат.
Государственная Дума собирается на сессии. Весенняя проходит с 12 января по 20 июля, осенняя – с 1 сентября по 25 декабря. Сессии Государственной Думы состоят в проведении пленарных заседаний палаты, заседаний Совета Государственной Думы, заседаний её комитетов и комиссий, парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях, в депутатских группах, комитетах и комиссиях. При этом парламентские слушания проводятся, как правило, открыто. На них обсуждаются законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения, международные договоры, представленные на ратификацию, федеральный бюджет и другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики.
Законы Российской Федерации о поправках к Конституции РФ и федеральные конституционные законы Государственная Дума одобряет большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов палаты (квалифицированным или конституционным большинство — 300 и более голосов).
Федеральные законы Государственная Дума принимает большинством голосов палаты (простым большинством — 226 и более голосов). Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации или Президента РФ на федеральный закон большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов палаты (квалифицированным большинством — 300 и более голосов).
Постановления Государственная Дума принимает простым большинством от общего числа депутатов палаты, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.
По процедурным вопросам Государственная Дума принимает решения большинством голосов депутатов палаты, принявших участие в голосовании (относительным большинством), если иной порядок не предусмотрен Регламентом ГД.
Государственная Дума вправе принимать простым большинством от общего числа депутатов палаты обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением Государственной Думы. Порядок внесения на рассмотрение палаты и направления парламентского запроса Государственной Думы определен Регламентом ГД (ст. 47).
Деятельность Госдумы основана на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.
На каждом очередном заседании Госдумы депутатам Госдумы раздается информация об основных вопросах, рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Госдумы.
Заседание
Госдумы считается правомочным, если
на нем присутствует большинство от общего
числа депутатов палаты. Работа ведется
на русском языке, правовое, организационное,
документальное, материально-техническое,
социально-бытовое обеспечение деятельности
Госдумы осуществляет ее аппарат.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами Государственная Дума принимает постановления:
Проекты постановлений вместе с текстом заявления, обращения или парламентского запроса вносятся на Совет Государственной Думы не позднее, чем за три дня до заседания палаты.
Кроме этого, проект постановления может быть внесен Президентом России, Советом Федерации, его членами, депутатами Государственной Думы, депутатскими объединениями, комитетами и комиссиями Государственной Думы, федеральным Правительством, законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами Российской Федерации по вопросам их ведения. Все проекты постановлений вносятся на рассмотрение палаты только при наличии заключения Правового управления.
В
Конституции Российской Федерации
предусмотрены различные
Реализация
Государственной Думой
Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства — в течение недели со дня внесения Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства.
Другим условием, в определенной степени сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение части 4 ст. 111. В Конституции России установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства являются юридическими средствами содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элементом системы сдержек и противовесов.
Однако если при реализации конституционных условий назначения Председателя Правительства возникли разногласия между Президентом и Государственной Думой, то согласно части 1 ст. 147 Регламента Думы (1998 г.) Президент вносит на согласование палаты «новую» кандидатуру.
Конституция не требует, чтобы при втором и третьем представлениях фигурировала «новая» кандидатура, но она и не исключает этого. В части 4 ст. 111 Конституции РФ установлено: «После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».
Конституционный Суд Российской Федерации поставил точку в споре о том, вправе ли Президент России неоднократно предлагать одну и ту же кандидатуру на пост Председателя Правительства. В постановлении Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. № 28 по делу о толковании положений Конституции Российской Федерации дано разъяснение части 4 ст. 111 Конституции РФ [2]. Конституционный Суд в своем толковании обозначил, что «Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата». И все же абсолютно нелогичным является трехкратное предложение Президентом одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы и ограничение самостоятельности Думы в решении этого вопроса. Она должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент либо оказывает давление на Думу, пытается подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с данной Государственной Думой в существующем составе, сознательно идет на конфликт и провоцирует ее роспуск. Это подтверждает пример с кандидатурой С.В. Кириенко, трижды внесенной Президентом для получения согласия Государственной Думы. Другой стороной конфликта 1998-1999 гг. являлась слишком частая смена Председателей Правительства. Только за полтора года сменилось шесть премьер-министров, причем мнение Государственной Думы при назначении многих из них просто не учитывалось. Естественно, это мешает согласованному функционированию и взаимодействию высших органов государственной власти.
Итак, действующая российская Конституция закрепляет достаточно жесткую для парламента (по последствиям) процедуру дачи согласия на назначение главы Правительства. Вместе с тем предусмотренная в статье 117 Конституции РФ возможность вынесения Государственной Думой вотума недоверия Правительству есть проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента и Государственной Думы при решении вопроса о судьбе Правительства.
Выражение недоверия (либо в других странах — резолюция порицания) Правительству России (в соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ) — один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство.
Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации может быть принято как открытым, так и тайным (по решению палаты) голосованием. Предложение о выражении недоверия Правительству считается отклоненным, если оно не набрало большинства голосов депутатов.
После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума повторно выразит недоверие Правительству в течение трех месяцев, Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.
Вместе с тем Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, упомянутым в статье 117, а также в период действия военного и чрезвычайного положения и в течение шести месяцев перед окончанием срока полномочий Президента (ч. 3, 5 ст. 109 Конституции РФ). Следовательно, в эти периоды у Президента нет альтернативы — возможна только отставка Правительства. Однако в другие периоды досрочный роспуск может быть весьма реальным для Государственной Думы в случае неодобрения ею деятельности Правительства.
Кроме этого, палата производит назначение на должности: