Государственная Дума Российской Федерации, полномочия, порядок избрания, опыт функционирования

Автор: Наталья Рыбакова, 22 Октября 2010 в 19:23, реферат

Описание работы

Государственная Дума Российской Федерации в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Свою историю Государственная Дума начинает с 1906-го года, когда и было созвано первое представительное учреждение парламентского типа в России, получившее название Государственная Дума. Дума дважды разгонялась правительством и просуществовала около 12 лет имея четыре созыва. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была в очередной раз распущена и более официально не собиралась, хотя формально и фактически еще существовала. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы

Содержание

Введение
1. Выборы Государственной Думы
2. Организационная структура Государственной думы
3. Работа Государственной Думы
4. Полномочия Государственной Думы
Заключение
Список Литературы

Работа содержит 1 файл

реферат3.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

  1. Выборы Государственной Думы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
  2. Организационная структура Государственной думы . . . . . . . . . . . . . . . 6
  3. Работа Государственной Думы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
  4. Полномочия Государственной Думы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

     Список  Литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Государственная Дума Российской Федерации в соответствии с теорией разделения властей представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти. Свою историю Государственная Дума начинает с 1906-го года, когда и было созвано первое представительное учреждение парламентского типа в России, получившее название Государственная Дума. Дума дважды разгонялась правительством и просуществовала около 12 лет имея четыре созыва. 25 февраля 1917 года Государственная Дума была в очередной раз распущена и более официально не собиралась, хотя формально и фактически еще существовала. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы.

     Современная Государственная Дума начинает свою историю с 21 сентября 1993 г., с указа №1400 президента России Б.Н.Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывалось «прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации». Этим Указом вводилось в действие Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

     Государственная дума – одна из двух палат Федерального Собрания РФ. Правовой статус Государственной Думы определён в пятой главе Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 95 Конституции РФ 1993 г. cостоит из 450 депутатов. Основное направление деятельности Государственной Думы – принятие федеральных конституционных и федеральных законов, законов о поправках в Конституцию РФ. 

  1. Выборы  Государственной  Думы

     Конституция РФ (ст. 96) определяет, что Государственная  Дума избирается сроком на четыре года и порядок выборов ее депутатов устанавливается федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — закон о выборах депутатов), редакция которого, как показывает существующая политическая практика, изменяется перед каждым новым избирательным циклом по выборам депутатов Государственной Думы. С 2007 г. действующим является закон о выборах депутатов от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ, в который с момента его принятия внесены многочисленные и существенные изменения.

     В соответствии с Конституцией РФ (ст. 97) депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, т.е. обладающий активным избирательным правом, которое гражданам Российской Федерации предоставляется с 18 лет (ст. 60).

     Закон о выборах депутатов (ст. 1) устанавливает, что депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является свободным я добровольным.

     В соответствии с Конституцией РФ (п. «а» ст. 84) выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Сроки назначения и проведения выборов определяет закон о выборах депутатов (ст. 6).

     В соответствии с действующим законом  о выборах (ст. 3.4) депутаты Государственной Думы избираются по единому федеральному округу, который включает в себя всю территорию Российской Федерации, пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Выдвигать федеральные списки кандидатов имеют право только политические партии, удовлетворяющие требованиям Федерального закона «О политических партиях» и официально зарегистрированные на день опубликования решения о назначении выборов Федеральной регистрационной службой (Росрегистрация) в порядке, установленном этим законом.

     Закон о выборах депутатов (ст. 36) устанавливает, что решение о выдвижении закрытого федерального списка кандидатов (избиратели голосуют только за список в целом и не влияют на распределение мест кандидатов, включенных в список) принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

     Закон о выборах депутатов (ст. 81) определяет, что выборы депутатов Государственной Думы признаются состоявшимися вне зависимости от того, какое количество избирателей, включенных в списки избирателей, приняло участие в выборах. К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7% и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если хотя бы одно из этих двух условий нарушается, то дополнительно к распределению депутатских мандатов могут допускаться федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7-процентный барьер.

     Избирательную систему, установленную действующим законом о выборах депутатов, можно лишь очень условно и исключительно по внешним признакам (голосование только за партийные списки кандидатов и распределение депутатских мандатов пропорционально поданным за такие списки голосам) назвать пропорциональной избирательной системой. По сути, эта система противоречит смыслу и целям пропорциональной избирательной системы. Основное преимущество пропорциональной системы состоит в том, что она лучше, чем мажоритарная, обеспечивает прохождение в парламент новых, только нарождающихся политических партий и тем самым способствует более широкому представительству в парламенте различных социальных групп и формированию реальной многопартийной системы. Это преимущество реализуется при пороговом барьере не выше 3-5%, а более высокий барьер является в этом смысле запретительным. 

  1. Организационная структура Государственной  думы

     Внутренняя  организация и порядок работы Государственной Думы определяются Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Регламент ГД), который является нормативным актом, принимаемым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 101) самой палатой.

     В соответствии с Регламентом ГД организационную структуру палаты составляют:

    • Председатель Государственной Думы;
    • первые заместители Председателя Государственной Думы;
    • заместители Председателя Государственной Думы;
    • Совет Государственной Думы;
    • депутатские объединения (депутатские фракции);
    • комитеты и комиссии Государственной Думы.

     Выборными должностями, порядок избрания на которые устанавливается Регламентом ГЛ (ст. 8-10. 22), являются Председатель Государственной Думы (далее — Председатель ГД), его заместители, председатели комитетов, комиссий и их заместители.

     Формирование  организационной структуры Государственной Думы, которое включает избрание Председателя ГД и его заместителей, составляющих выборную администрацию палаты, а также председателей комитетов, комиссий и их заместителей, формирование и регистрация депутатских объединений, распределение депутатов по комитетам и комиссиям, представляет собой первое публичное действие Государственной Думы нового созыва, имеющее выраженный политический характер. Результаты выборов депутатов Государственной Думы во многом, но далеко не однозначно предопределяют структурирование этой палаты российского парламента, и прежде всего распределение выборных должностей между депутатскими фракциями. Такое распределение наиболее явно выражает расстановку политических сил, составы парламентского большинства и меньшинства, которые в рамках результатов выборов формируются уже в стенах самой Государственной Думы.

     В общем случае Председатель ГД и его  заместители избираются из числа  депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. При этом может быть принято решение и о проведении открытого голосования. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя ГД, могут быть в целях утверждения единого списка кандидатов предварительно рассмотрены депутатскими фракциями и Советом Государственной Думы (далее — Совет ГД), в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп. В этом случае может быть проведено открытое голосование по списку в целом. Порядок избрания председателей комитетов, комиссий и их заместителей аналогичен порядку избрания заместителей Председателя ГД.

     Кандидатов  на все выборные должности вправе выдвинуть депутатские фракции и депутаты Государственной Думы. Избранными считаются кандидаты, за которых проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

     В процессе формирования организационной  структуры все депутатские объединения стремятся получить для своих представителей как можно больше выборных руководящих должностей. Наличие у членов депутатского объединения руководящих должностей позволяет объединению более действенно влиять на работу парламента и в первую очередь на его законодательную и контрольную деятельность [1]. Однако такое стремление, как показывает парламентская практика, приводит к функционально необоснованному и гипертрофированному увеличению числа руководящих должностей в Государственной Думе. Так, в Государственной Думе четвертого созыва (2003-2007) число депутатов-руководителей составляло более 50% (236) от общего числа депутатов. Для того чтобы хоть как-то ограничить подобное устремление депутатов, и в первую очередь входящих в депутатские фракции парламентского большинства, в Регламент ГД (ст. 22) было даже внесено положение о том, что общее число депутатов Государственной Думы, избранных по представлению одного депутатского объединения на выборные должности, не может превышать 50% от общего числа депутатов данного объединения.

     Регламент ГД (ст. 11) наделяет Председателя ГД организационными и представительскими полномочиями. Председатель Государственной Думы ведет заседания палаты, ведает её внутренним распорядком, организует работу Совета ГД, осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы, представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, а также с парламентами зарубежных государств.

     В начале работы Государственной Думы четвертого созыва (2003-2007) в Регламент  ГД были внесены принципиальные изменения, в соответствии с которыми в состав Совета ГД стали входить с правом решающего голоса только Председатель ГД и его заместители.

     Решения Совета ГД оформляются в виде выписок  из протокола его заседания, который  подписывается председательствующим на заседании. Государственная Дума вправе отменить любое решение Совета ГД.

     Основой политического структурирования Государственной Думы являются политические объединения ее депутатов — депутатские фракции, которые в соответствии с Регламентом ГД (ст. 5) образуются депутатами Государственной Думы для совместной деятельности и выражения единой позиции по рассматриваемым палатой вопросам. Депутатская фракция — это депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего  в Госдуму по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Госдумы ,избранных по одномандатным избирательным округа и пожелавшим участвовать в работе данного депутатского объединения. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрацию фракции осуществляет временный секретариат Госдумы. Депутат Госдумы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

     Государственная Дума образует из числа своих депутатов  комитеты (по экономической политике, по аграрным вопросам, по вопросам геополитики  и др.), мандатную комиссию для  подсчета результатов тайного голосования, проверки определенных данных о событиях, должностных лицах и другие комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится  проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурных подразделений палаты. В состав комитета должно входить от 12 до 35 депутатов. Поскольку основная законодательная деятельность приходится на Думу, в ней представлено больше комитетов, чем в Совете Федерации.

     Для подготовки к рассмотрению палатой  вопросов о досрочном прекращении полномочий, лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности по представлению Генерального прокурора РФ. а также вопросов, связанных с нарушениями депутатской этики, образуется Комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики (ст. 31). Эта комиссия образуется на весь срок полномочий Государственной Думы данного созыва и имеет статус комитета. В состав данной комиссии не могут быть избраны не только Председатель ГД, но и его заместители.

Информация о работе Государственная Дума Российской Федерации, полномочия, порядок избрания, опыт функционирования