Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:00, реферат
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Введение. 4
Глава 1. История развития понимания права. 6
Глава 2. Современное понимание права. 14
2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права. 14
2.2. Принципы права. 19
2.3. Функции российского права. 20
2.3.1. Классификации функций права. 20
2.3.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная. 21
2.3.3. Неосновные функции права. 24
2.3.4. Социальное назначение права. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы. 31
В конце XIX – начале XX вв. позитивистский
подход доминировал в школе
Нормативизм Кельзена оказал большое влияние на модернизацию позитивистского направления в XX в. в неопозитивистском учении Г. Харта о праве. Система норм, его составляющая, делится на первичные – правила обязывания и вторичные – правила признания, изменения и решения. "Познавательно-критическая теория права" О. Вайнбергера относит к главным дисциплинам правовой науки философию права, догматику права, историю права, социологию права, сравнительное право. Каждое из этих учений выполняло свою функцию в рамках систематического разделения научно-юридического труда, содействовало углублению юридических исследований и развитию юридической науки.
Представители социологического направления (О. Конт, Г. Спенсер) рассматривали общество как органически целое. Назначение права в их позитивистской социологии, заключается в способствовании гармонизации и прогрессу общества, утверждению в нем порядка.
Сторонники психологических
Согласно марксистской концепции, представленной в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, а также Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, право и государство, как общественные явления, являются настройкой по отношению к базису – производственным отношениям. Правовые отношения и соответственно, право возникает из экономических отношений по поводу частной собственности, обслуживают эти отношения, и являются необходимой формой их выражения и существования. Поэтому негативное отношение к частной собственности, присущее марксизму, распространяется и на надстроечные явления, порожденные частнособственническим способом производства. Коммунизм, по Марксу, это прежде всего ликвидация буржуазной частной собственности, и вместе с тем, – всякой частной собственности, поскольку буржуазная собственность представляет собой исторически наиболее развитую форму собственности. Соответственно, буржуазное право (как и право вообще), подлежит ликвидации, после чего в условиях коммунистического общества какое-либо право невозможно в принципе, поскольку всякое право есть право неравенства.
Однако фактически, в условиях Советского государства, установилась, по сути, легистская концепция понимания права, поскольку в ее основе лежит отождествление права и действующего законодательства, правовыми нормами считались практически любые субъективные и произвольные приказы и установления власти.
В XX веке, особенно во 2-й половине концепции
естественного права вновь
В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права как метода регуляции общественных отношений. Основой такого регулирования является равенство всех субъектов права, т.е. правовое равенство. Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей. Можно сказать, что "Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях".9 Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.
В реальности люди, т.е. субъекты права фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в жизни. Формально-правовое равенство означает равную возможность для всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную правоспособность. Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их реальные права будут неравными. Такое различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – "Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности".10 Таким образом, в рамках юридического правопонимания формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства. Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы. Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга.
Право преобразует фактические различия между людьми в порядок равенств и неравенств, согласованных по единым нормам. Другие концепции понимания права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.
Равные права свободных членов общества охватывают все сферы жизни человека, включая и экономические (базовые для его физического существования), а собственность является основой этих отношений, таким образом, право на собственность есть основа для свободы и права.
Кроме того, право содержит в себе
такую важнейшую категорию как
справедливость, т.е. право по определению
справедливо. Справедливость это
именно внутренне свойство права, а
не внеправовая категория (религиозная,
моральная, нравственная, социальная,
в которых она активно
Право возникает из необходимости
управления социальными процессами
и их упорядочения, в условиях их
развития и совершенствования. Возникновение
права обусловлено либо материальными
причинами (когда юридическая форма
закрепляет уже сложившиеся отношения
в обществе, например, в экономике),
идеологическими (когда государство
закрепляет еще полностью не сложившиеся
отношения, сознательно и активно
способствуя их утверждению в
общественной жизни), историческими (когда
непосредственной основой возникновения
права может служить
Следует заметить, что нормы права
реализуются через деятельность
людей, и потому в юридической
теории принято говорить о двух сторонах
права – объективной и
Объективное право – это собственно правовые нормы, изложенные в законодательстве или иных правовых средствах, которые не зависят от воли любого субъекта права (например, законодателей).
Субъективное право – это
совокупность наличных прав, имеющихся
у субъекта права, т.е. предусмотренная
объективным правом мера возможного
поведения участника
В зависимости от того, какие причины
преобладали в
Надо иметь в виду, что содержание
субъективного права
Таким образом, говоря об основных признаках
права, можно сказать, что право
есть мера свободы и поведения
человека, – он свободен делать то,
что не вредит другому. Праву
присуща системность и
Таким образом, можно определить право
как систему общеобязательных правил
поведения, которые устанавливаются
и охраняются государством, выражают
общие и индивидуальные интересы
населения страны и выступают
государственным регулятором
Однако исходным является определение,
которое содержит абстрактную, мировоззренческую
характеристику, например, "Право
– это нормативная форма
Оба этих определения являются разными сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона. Например, "право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу".13
Данные определения исходят из понимания единой природы права, которая выступает в форме идей, представлений индивидов о праве, в форме юридических норм, исходящих от государства, в форме действий, правоотношений, в которых реализуются идеи и нормы права. Такой единый подход позволяет выявить суть права как реальную силу общества, регулирующую отношения его субъектов. В праве находят выражение интересы различных людей и их групп, которые изменяются в зависимости от характера экономического развития общества, уровня культуры, социальной структуры, традиций.
В различные периоды истории, в условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена право было и будет основным регулятором общественных отношений. Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме. Уже в Новое время, выдающийся голландский юрист Гуго Гроций отмечал, что "право имеет своим источником свободную волю".14 В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями.