Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:00, реферат
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Введение. 4
Глава 1. История развития понимания права. 6
Глава 2. Современное понимание права. 14
2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права. 14
2.2. Принципы права. 19
2.3. Функции российского права. 20
2.3.1. Классификации функций права. 20
2.3.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная. 21
2.3.3. Неосновные функции права. 24
2.3.4. Социальное назначение права. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы. 31
ФУНКЦИИ ПРАВА |
Функции права и сфера его применения |
СПбСЗТУ ИССАУ 220100.62 Студент Дубская Евгения Юрьевна 26 марта 2011 |
Оглавление:
Введение. 4
Глава 1. История развития понимания права. 6
Глава 2. Современное понимание права. 14
2.1. Понятие, сущность, основы функционирования права. 14
2.2. Принципы права. 19
2.3. Функции российского права. 20
2.3.1. Классификации функций права. 20
2.3.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная. 21
2.3.3. Неосновные функции права. 24
2.3.4. Социальное назначение права. 27
Заключение. 30
Список использованной литературы. 31
Право – это один из важнейших
институтов человеческой цивилизации.
Возникновение права
На любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок. Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
Соблюдение такого порядка, в т.ч.
путем официального принуждения
является признаком и назначением
всякой общественной власти. Именно
определенная нормативная организация
всего социума и упорядочение
применения силы отличает официальную
социальную власть от господства физической
силы и непосредственного насилия.
Однако наличие официальной власти
ещё не означает наличие права.
Право (оформленное в виде государственной
власти) возникает тогда, когда в
обществе появляются свободные и
несвободные люди. Власть в первобытном
обществе – это власть рода в
целом, а не отдельных его членов.
Свободные и несвободные
На смену институтам и нормам
родовой власти приходят право и
государство, как всеобщая и необходимая
форма защиты свободы индивидов
– субъектов права и
История теории правовой мысли знает две основные концепции понимания права: юридическую и легистскую. Легистская трактовка (от латинского "lex" – закон) отождествляет право и закон. Право по ней – это продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как позитивное (существующее, действующее) право. Для легизма в целом характерно пренебрежение правами человека и гражданина.
Для юридического типа понимания права
(от латинского "jus" – право) характерно,
прежде всего, различие права как
социального явления, которое объективно
существует и действует независимо
от других, со своей сущностью, принципами,
функциями и позитивного права,
выраженного в законе и государстве.
В рамках юридического правопонимания
существуют два подхода: естественно-правовой
и современный либертарно-
Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право, которое выражает объективные ценности и требования человеческого бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство. Важно заметить, что всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному", позитивному праву, которое справедливо и правильно постольку и в той мере, насколько оно соответствует "естественному".
В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается не естественное право в его различных формах, а бытие и нормативное выражение принципа формального равенства, который понимается как единство трех основных компонентов правовой формы: равной для всех субъектов права нормы и меры, свободы и справедливости, (которые носят также формальный характер). Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются позитивным выражением права.
Исторически естественно-правовые концепции
были первыми, их истоки тянутся к
ранним мифологическим и религиозным
воззрениям на земные порядки, формы
устройства общественной жизни людей.
Они появились еще во времена
формирования первобытных человеческих
сообществ. Согласно ним все правила
и установления, действующие в
отношениях между людьми, восходят
к сверхчеловеческому, божественному
источнику и должны быть земным воплощением
естественного (т.е. божественного)
порядка справедливости. Например,
у древних греков выражение такого
порядка воплощено в богине справедливости
Фемиде (образ которой и сегодня
символизирует право). Исследования
представлений о праве в
Так философ Гераклит, рассматривал
полис и его законы как отражение
космического порядка, нечто общее,
одинаково божественное и разумное
по их истокам и смыслу. Справедливость
состоит в том, чтобы следовать
божественному порядку. К концепции
Гераклита восходят те естественно-правовые
доктрины, которые под правом понимают
норму всеобщего разума, подлежащую
выражению в позитивном законе.
У Демокрита в развернутом
виде встречается характеристика закона
и государства как вторичного
по отношению к "природе", соответствие
ей Демокрит рассматривал как критерий
справедливости. В дальнейшем многие
философы четко противопоставляют
искусственному закону полиса право
по природе как разумное начало.
Причем некоторые, например, Калликл, утверждали
аристократическую концепцию
Сократ и Платон искали в полисных
законах объективные, т.е. разумные,
идеальные, божественные начала. Так,
Сократ считал, что мерой соответствия
закона естественной справедливости является
знание (о добродетели, о нравственно-прекрасном).
Согласно Платону, справедливость предполагает
"надлежащую меру, определенное равенство",
–пропорциональное и
Понимание права и государства
в рамках естественно-правовой доктрины
характерно и для древнеримской
юриспруденции, которая опиралась
на древнегреческие учения. Поскольку
первоначально право понималось
как божественное явление, то и впоследствии,
после появления светского
В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а римское право было исходным пунктом их деятельности. С X-XI вв. в результате синтеза римского и местного, обычного права появляется концепция, в основе которой лежит разработанная римскими юристами идея правовой справедливости, согласно которой несправедливая норма может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым справедливостью.
У истоков европейского легизма
стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.).
В ее представлениях, в случае конфликта
между правовой справедливостью
и позитивным правом, его разрешение
принадлежит законодательной
Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое из природы вещей и соответствие его критериям необходимо для признания норм закона (позитивного права).
С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление, представители которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского права с новыми историческими условиями. Право для них – прежде всего позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной справедливости.
Подобный подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая сила закона состоит только в том, что он является приказом суверена"1. Под законом он понимал все действующее, позитивное право. Такое понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители различных направлений юридического позитивизма.
Гуго Гроций источником естественного права считал саму разумную природу человека как социального существа, которому "присуще стремление к... руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными".2 Причем неизменное естественное право не зависит от бога, а волеустановленное право делится Гроцием на божественное (закон Божий, выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах).
Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный
закон "требует мира и безопасности
для всего человечества". Но в
естественном состоянии нет достаточных
гарантий соблюдения естественного
закона, поэтому необходимо общественное
согласие, которое ведет к общественному
договору об учреждении государства, причем
"великой и главной целью
объединения людей в
Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие законы. Он представлял их как связь различных факторов (религиозных, национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые влияют на законодательство. Правовой смысл "духа законов" по-разному проявляется в различных формах права (церковном, государственном, гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и структуры общего учения о праве с учетом как их единства, так и различий между ними.
Огромное влияние на развитие теории права оказало учение Иммануила Канта. Он разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о позитивном праве. "Чистое", философское, рациональное право – это система априорных максим (велений, долженствований), вытекающих из требований разума. Эти максимы выступают как категорические императивы, т.е. требования должного. Правовой императив гласит: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом".4
На базе философского учения Канта о праве и государстве, немецкий юрист Г. Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое учение о позитивном праве с его исторического трактовкой. Он считал, что юриспруденция должна состоять из юридической догматики, философии права, и истории права. В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухтой и другими сторонниками исторической концепции права. Они обосновывали первичность исторически трактуемого права по отношению к праву позитивному. Принцип историзма здесь заменяет принцип разума в естественно-правовых концепциях. Вместо разумного права представители этого направления считали "народный дух", т.е. правовые представления каждого народа в конкретное время основным правообразующим фактором. Историчность права означает живую связь права с жизнью народа, с развитием его культуры, языка, нравов. Отсюда исходит консерватизм исторической концепции. Так, Савиньи отмечал, что право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа, вначале создается его нравами и верованиями, а лишь затем – юриспруденцией, не произволом законодателя, а незаметно действующими внутренними силами народной жизни.
Георг Гегель считал, что только философия права является подлинной наукой о праве. Право, по Гегелю, – это действительность свободы, "наличное бытие свободной воли", постижение основ которого возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Он считал, что "Законы природы абсолютны и имеют силу так, как они есть.... Чтобы знать, в чем состоит закон природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными могут быть лишь наши представления о них", для чего, – "В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции…"5. Такой подход обусловлен представлениями Гегеля о тождестве бытия и мышления.