Форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Государство — это прежде всего исторически сложившиеся, сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация, оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов, социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции — управлять обществом — следуют другие черты государства. Управление обществом — управление определенной массой людей, на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика формы правления
1.1 Сущность и понятие формы правления.
1.2 Монархическая форма правления
1.3 Особенности республиканской формы правления
Глава 2. Форма правления российского государства
2.1. Общая характеристика современной формы правления в России
2.2. Принцип разделения властей
2.3. Президент Российской Федерации и его полномочия
2.4. Правительство Российской Федерац

Работа содержит 1 файл

мой курсовик.docx

— 49.25 Кб (Скачать)

    Принятие  новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления —  президентской и парламентарной республик — в России сделан выбор  в пользу президентской республики. Но ставить точку было бы преждевременно. «Президентская республика» — это  понятие, охватывающее большое число  разнообразных моделей. В некоторых  странах утвердилась форма правления, которую нередко называют полупрезидентской республикой. 

2.3. Президент Российской Федерации и его полномочия

    Конституция 1993 года закрепила избрание российского  Президента непосредственно населением. Это — наиболее последовательное проведение в жизнь принципа, согласно которому президент должен получать свой мандат от народа. В ряде стран  могут проводиться косвенные  выборы: в США население избирает сначала выборщиков, а они —  президента. Но каждый раз речь идет о том, что президент в президентской  республике не может ни назначаться, ни избираться каким-либо учреждением, в том числе парламентом.

    Если  институт президента предусмотрен конституционным  правом в парламентарной республике, то президент избирается обычно не населением, а парламентом или  даже одной из его палат. В Италии, например, до декабря 1993 года соответствующие  полномочия были закреплены за одной  из палат парламента — сенатом. Иной раз создаются специальные избирательные структуры. В Германии для избрания президента республики созывается Федеральное собрание, в которое входят депутаты парламента ФРГ и парламентов земель.

    Выборы  президента населением играют чрезвычайно  важную роль в государственной жизни. Они прежде всего закладывают основы легитимности президентской власти. Президент выступает от имени народа как его полномочный представитель. Это укрепляет его авторитет и самостоятельность во всей его деятельности, в том числе в его отношениях с другими властями. Выборы способствуют развитию связей президента с различными группами населения, ориентируют президента на выявление И защиту их интересов, ставят в зависимость от общественного мнения.

    Конституцию 1993 года отличает прежде всего то, что она трактует назначение и функции Российского Президента намного шире и более значимо, чем прежняя Конституция. Президент теперь предстает не в; качестве составной части, вершины или даже воплощения системы исполнительной власти, а как сильный, авторитетный, наделенный важными полномочиями глава государства. Когда в 1991 году в России был введен институт президента, он увязывался с идеей единства исполнительной власти, включавшей наряду с Президентом федеральное правительство, правительства республик и другие органы исполнительной власти. Практика, однако, вскоре показала, что намеченные рамки деятельности оказались узкими, жизнь подтверждала необходимость их расширения.

    Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации  внутри страны и в международных  отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского  Президента нельзя упрекнуть и в  том, что он только олицетворяет государственную  власть, персонифицирует ее облик, ибо  на него возложены реальные и ответственные  функции по осуществлению обязанностей главы государства.

    Согласно  Конституции 1993 года. Президент является ее гарантом, равно как и гарантом прав и свобод человека и гражданина. Характерно, что данная формула не знает ни оговорок, ни ограничений. Общество вправе ожидать что в соответствии с порядком, установленным самой Конституцией, Президент предпримет все меры для защиты как Конституции в целом, так и каждой конституционной статьи в отдельности. Обращает на себя внимание и то что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина поднята на тот же уровень, что и его роль как гаранта всего конституционного строя. 

4. Правительство  Российской Федерации

    Исполнительную  власть в Российской Федерации представляет Правительство. Это — самостоятельный  институт, существующий наряду с институтом президента. Такая конституционная  конструкция разделения властей  отличает российскую форму правления  от «классической» модели полной президентской  республики, которая принята в  США. и ряде других стран, где министры (главы департаментов) назначаются президентом и осуществляют свою деятельность под его непосредственным руководством, образуя во главе с ним так называемый кабинет. В России Правительство возглавляется его Председателем, а не Президентом. Установлено, что Правительство наделено значительными полномочиями, включая разработку и представление в парламент федерального бюджета, а также его исполнение, обеспечение проведения единой государственной политики в сфере экономики, культуры, здравоохранения, экологии, управления федеральной собственностью, осуществления мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Такая конструкция исполнительной власти больше схожа с конституционными образцами Франции и других европейских стран.

    Конституция 1993 года закрепляет за Президентом  важные полномочия по отношению к Правительству. Свои постановления и распоряжения Правительство издает на основе и во исполнение не только Конституции и федеральных законов, но и нормативных актов Президента. Состав Правительства, включая его Председателя, определяется Президентом. Одному ему дано право назначать и смещать членов Правительства. Государственная Дума может только дать согласие или отказать в согласии на кандидатуру Председателя Правительства, но сама не выдвигает кандидата и не решает вопрос о его назначении. Председатель Правительства вправе вносить лишь предложения о назначении на должность и освобождении от должности своих заместителей и федеральных министров. Решение принимает Президент. Он же имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

    В регулировании отношений между  Президентом и Федеральным Собранием  проведена линия на обеспечение  самостоятельности и независимости  обоих властных институтов. Но это  не значит, что они полностью разведены. С одной стороны, установлены  обязательные связи между ними, в  частности, обращение Президента к  Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности, подписание Президентом законов. С  другой стороны. Конституция предусматривает  систему сдержек и противовесов в виде возможности отрешения  Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Думы; Президент вправе принимать указы  и распоряжения, но его акты не должны противоречить Конституции и  федеральным законам. Президент  может отклонить федеральный  закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Государственная  Дума и Совет Федерации способны преодолеть вето Президента. 
 
 
 
 
 

Заключение

    Конституция 1993 г. закрепила в Российской Федерации  республиканскую форму правления. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года было призвано преодолеть полосу политического кризиса и противостояния всех ветвей государственной власти. Логика построения новой Конституции  РФ соответствует принципу разделения властей, принятому в странах  как с классической президентской, так и с парламентарной системой правления.

    Да, Россия на современном этапе провозглашена  республикой.

    Республиканская форма правления характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.

    Президент не просто объявляется главой государства. Его роль не сводится к простому представительству Российской Федерации  внутри страны и в международных  отношениях, что само по себе является важной государственной функцией. Российского  Президента нельзя упрекнуть и в  том, что он только олицетворяет государственную  власть, персонифицирует ее облик, ибо  на него возложены реальные и ответственные  функции по осуществлению обязанностей главы государства. Поэтому и  республику современной России принято  называть «президентской».


Информация о работе Форма правления