Финансовая деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна:
- Она выступает составной частью механизма социального управления. Сформированные денежные средства направляются в отрасли экономики, в социальную сферу и иные, направляются с учетом приоритетности мероприятий на соответствующем уровне развития страны.
- По средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
- Финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления.
- Финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Работа содержит 1 файл

финансовая деятельность государства.doc

— 234.00 Кб (Скачать)

     В отличие от этого, небанковская кредитная организация имеет право осуществлять лишь отдельные банковские операции (на которые выдана лицензия).

     Помимо  перечисленных, кредитные организации вправе выполнять и другие банковские операции, а именно: осуществление расчетов, инкассацию денежных средств, кассовое обслуживание физических и юридических лиц, куплю-продажу иностранной валюты, привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, выдачу банковских гарантий и др.

     Кредитные организации вправе также совершать  сделки, указанные в законе: выдачу поручительств за третьих лиц, доверительное управление денежными средствами, предоставление в аренду сейфов, лизинговые операции и др. Им вместе с тем запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

     В отличие от Центрального банка РФ, кредитные организации образуются на основе любой формы собственности. Они независимы от органов государственной власти и управления при принятии своих решений, связанных с проведением банковских операций. Банки действуют на основании своих уставов, зарегистрированных в Центральном банке РФ. Уставный капитал кредитной организации складывается из средств ее участников — юридических и физических лиц и служит обеспечением обязательств банка. Минимальный размер уставного фонда вновь регистрируемых банков определяет Центральный банк РФ.

     Отношения банков с клиентурой строятся на договорной основе. Государство не отвечает по обязательствам банков, как и банки не отвечают по обязательствам государства, кроме случаев, предусмотренных законами РФ. Органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций.

     Кредитная организация по специально заключенному на конкурсной основе договору может выполнять отдельные поручения Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществлять операции с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами — со средствами государственных и местных бюджетов, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для осуществления федеральных и региональных программ. Таким образом, деятельность кредитных организаций, помимо того, что она вообще способствует функционированию финансовой системы страны, имеет и непосредственное отношение к выполнению функций финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

     По  решению органов государственной  власти создаются государственные кредитные организации (банки).

     Органы  управления государственных внебюджетных фондов. К ним относятся органы Пенсионного фонда РФ; Фонда социального страхования РФ; Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. На названные фонды возложены задачи социального обеспечения по возрасту, по болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, получению бесплатной медицинской помощи.

     В соответствии с названными задачами в их ведении находятся государственные финансовые ресурсы, распределяемые по целевому назначению.

     Органы  этих фондов составляют бюджеты соответствующих  фондов, они пользуются правами и  несут обязанности налоговых  органов в связи с формированием  средств фондов 
 

      Заключение 

     Цель  курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Понятие финансовой деятельности государства» можно сделать ряд выводов:

     Финансовая  деятельность государства - это осуществление  им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также обеспечения финансовыми ресурсами деятельности государственных органов.

     В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в  данной сфере следующие три основные задачи:

     1. Планового собирания и распределения  денежных фондов в соответствии  с целями государства.

     2. Экономического стимулирования  общественного производства в целях его развития и интенсификации.

     3. Контроля за законным и целесообразным  использованием денежных и материальных  ресурсов.

     Содержание  финансовой деятельности государства  выражается в многочисленных и разнообразных  функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

     Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности  и целенаправленность.

     Среди основных принципов можно выделить следующие: принцип приоритета публичных интересов, принцип федерализма, принцип законности принцип гласности, принцип плановости, принцип самостоятельности и государственной поддержки местного самоуправления.

     Финансовая  деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы, с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

     Финансовая  деятельность государства осуществляется различными методами. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы мобилизации фондов денежных средств и методы распределения и перераспределения фондов денежных средств.

     Методы  собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды: налоговый метод (метод установления налогов), метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды занятости населения, социального страхования, обязательного медицинского страхования и др., метод добровольного привлечения денежных средств - покупка государственных ценных бумаг, приобретение облигаций, пожертвований, вклады в банки и т.д., метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.), метод страхования, эмиссия денег.

     Ко  второй группе - методам распределения фондов денежных средств относятся: а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

     б) кредитование - это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

     в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

     г) осуществление расчетов между различными субъектами. 
 
 

Список  литературы

  1. Конституция РФ
  2. Бурцев В. В. Методология формирования правовой концепции государственного финансового контроля. //Российская юстиция. -2005.
  3. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2005
  4. Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса / Российская юстиция. – 2007.
  5. Химичева Н.И. Основные принципы финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. — М.: Юристъ, 2004.
  6. Смагина, Е. С. Вопросы правопреемства органов местного самоуправления вновь образованных поселений / Е. С. Смагина, Д. С. Сивак // Российская юстиция – 2006.
  7. Финансовое право // учебник под ред. О. Н. Горбуновой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.
  8. Костюков А.Н. Лекции по финансовому праву — М.: Финансы, 2000
  9. Асадов А.М. Правовое обеспечение организации финансовой деятельности государства/ Российская юстиция.-2005.
  10. Финансовое право: Учебник /Отв. ред. Н.И. Химичева. — Ф59  3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2004.
 
  1. Крохина Ю. А.Финансовое право России : учебник / Ю. А. Крохина. — 3е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2008.
 
  1. Мальцев В. А. Финансовое право : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.
  2. Шуплецова, Ю. И. Финансовое право : конспект лекций. — 3-е изд. доп. и пере-

          раб. — М.: Юрайт-Издат, 2009.

  1. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева –М.: Юристъ, 2004.
  2. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс. – М.: Норма, 2005.

Информация о работе Финансовая деятельность государства