Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 10:22, реферат
Цель работы – дать характеристику современного рынка лизинговых услуг, особенности проведения лизинговых операций в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
раскрыть понятие лизинга, его формы и виды;
охарактеризовать значение лизинга на современном этапе развития экономики;
Применение
лизинга непосредственно
В
России законодательно лизинг ограничивается
только предпринимательской
Применение лизинга экономически выгодно для контрагентов. Лизингополучатель не является собственником арендуемого оборудования, которое находится на балансе лизингодателя. Лизинг способствует возвращению стоимости основных фондов в достаточно короткие сроки. При ускоренной амортизации предприятия имеют возможность возвратить основную часть капиталовложений уже в первые годы эксплуатации оборудования. Быстрое накопление амортизационного фонда ведёт к более оперативному восстановлению и обновлению оборудования.
Для банков, лизинг интересен относительно простым учетом лизинговых операций и лизинговых платежей по сравнению с учётом операций по долгосрочному кредитованию.
В международном частном праве, регулирующем хозяйственный гражданско - правовой оборот, лизинг именуют «кредитнаймом». В странах, где лизинг широко распространён, его относят к более высокому уровню операций, чем кредитование предприятий и предпринимателей.
В международной практике встречаются случаи, когда предметом договора лизинга служат самолёты, суда, буровые вышки. Компании по эксплуатации лизинговых предприятий получают в этих случаях возможность осуществления коммерческой деятельности при отсутствии начального капитала. Выкуп у арендодателя такого оборудования осуществляется через 10 и более лет, когда необходимые денежные средства получают путём эксплуатации лизингового оборудования. Особенностью данного лизинга является то, что в качестве арендодателя выступают несколько банков, лизинговых компаний и т.д.
Экономическая
политика России последних лет состоит
в том, что государство возвращает
себе активную хозяйственную функцию,
связанную с необходимостью корректировки
рыночных регуляторов. Данная функция
реализуется через
Государственное участие в развитии лизинга можно разделить на три уровня: федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне государство, как правило, участвует в лизинговой деятельности в основном посредством законотворческой и нормотворческой деятельности, а так же представляя долгосрочные кредиты предприятиям стратегически важных отраслей. В этом списке авиация и сельское хозяйство являются основными элементами государственной поддержки.
За последнее время в Федеральном законодательстве, регулирующем лизинговую деятельность, произошёл ряд изменений, оказывающих непосредственное влияние на её развитие.
Государственное участие в развитии лизинга на региональном и муниципальном уровне своими целями ставит:
- содействие кредитованию сельскохозяйственных предприятий;
- поддержку важных отраслей в регионе;
- техническое переоснащение транспортной инфраструктуры в регионе;
- расширение доступа к финансированию для малых и средних предприятий.
Сегодня малое предпринимательство создаёт около 15-17% валового внутреннего продукта России.6 В настоящее время объектами лизинга для малых предприятий являются различные виды минизаводов – по переработке мяса, молока, изготовлению пива, растительного масла, хлебобулочных изделий, пекарни, типографии, фотомастерские, транспортные средства и т.д.
Следует учитывать, что субъекты малого предпринимательства находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и испытывают определённую дискриминацию со стороны банков по сравнению с иными, более крупными заёмщиками. Кредитные учреждения зачастую отказывают малым предприятиям в предоставлении ссуд. Процентные ставки по кредитам очень высоки. Кредиты предлагаются на короткий срок, недостаточный для организации производства на основе приобретаемого оборудования. Отсутствие отсрочки при уплате процентов и основной суммы кредита также затрудняет реализацию инвестиционных проектов.
Для лизинговых компаний преимущества лизинга состоит в получении более высокой прибыли на единицу капитала по сравнению с прибыльностью других видов деятельности. Наличие амортизационных и налоговых льгот для лизингодателя стимулирует заключение взаимовыгодных лизинговых соглашений с лизингополучателем и уменьшает размер лизинговых платежей.
Финансовый
лизинг во многом способствует решению
этих проблем, оказывая тем самым
помощь в развитии малых предприятий.
Вот почему высока значимость правильного
применения тех экономико-правовых
рычагов, которые дают возможность отдельным
небольшим предприятиям быстрее стать
на ноги. Лизинг обеспечивает получение
оборудования без его полной оплаты, позволяет
организовать новое производство без
привлечения крупных финансовых ресурсов.
Лизингополучатель решает вопросы приобретения
оборудования и его финансирования почти
одновременно. Лизинговая компания, аккумулируя
заявки по большому количеству однородных
видов оборудования (например, мини-пекарни,
небольшие мясоперерабатывающие комплексы,
фотолаборатории и т.п.), имеет больше возможностей
для достижения минимальных контрактных
цен.
Таким
образом, многообразие классификаций
лизинга обусловлено наличием различных
признаков. Финансовая аренда – это
взаимовыгодный инструмент роста национальных
экономик различных стран и мировой экономики
в целом, что требует выработки определенного
международного правового подхода к определению
договора лизинга как к самостоятельному
явлению в праве.
Рынок лизинга России продолжает расти: сумма новых сделок за 1 полугодие 2011 г. удвоилась по сравнению с 2010 г. Основным направлением рынка остаются транспортные сегменты; несмотря на появившуюся возможность осуществлять сделки с физическими лицами, лизинговые компании пока не планируют выходить в этот сегмент. Повышение зависимости объемов рынка от транспортных сегментов и связанных с государством лизингодателей, а также отсутствие «эффекта низкой базы», по мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», обусловит замедление темпов роста рынка уже с 2012 года7.
Объем нового бизнеса в 2010 г. составил 725 млрд. руб., совокупный лизинговый портфель на 01 января 2011 г. увеличился до 1180 млрд. руб. Увеличение активности на рынке превзошло все прогнозы: в конце 2009 г. участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20% по итогам 9 месяцев 2010 г. «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%8.
Рынок лизинга в 1 половине 2011 года демонстрировал кратное увеличение объема сделок. Объем нового бизнеса вырос в 2,07 раза по сравнению с 1 полугодием 2010 года и составил 530 млрд. руб. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 31% и составил 1,36 трлн. руб. Рост рынка был обусловлен отсутствием шоков в экономике, улучшением финансового состояния лизингополучателей и размораживанием ими приостановленных инвестиционных программ.
Ключевыми сегментами на рынке остаются железнодорожный и автомобильный транспорт. С начала 2011 г. существует юридическая возможность заключать лизинговые сделки с любыми физическими лицами. Однако доля сделок с ними за 1 полугодие 2011 г. составила лишь 0,01%, хотя в некоторых странах Европы она достигает 20-25% в зависимости от сегмента оборудования9.
При современном законодательном и налоговом регулировании сегмент лизинга для физических лиц будет развиваться крайне медленно и только в части автотранспорта.
Развитие сегмента сдерживает целый ряд факторов:
Без лишних изысков: основой фондирования отечественных лизингодателей остаются кредиты российских банков. Отсутствие острой необходимости привлекать иностранных кредиторов снижает интерес к составлению отчетности по МСФО. Обеспеченность отечественных банков ликвидностью позволяет лизинговым компаниям без особых проблем привлекать в них кредиты, используя при этом российскую отчетность. В результате количество компаний, составляющих отчетность по международным стандартам, в 2010 г. вновь сократилось (с 37 до 34 по оценке «Эксперт РА»). Однако их число может увеличиться в ближайшем будущем за счет лизингодателей, чьи бумаги обращаются на биржах (ввиду ожидающегося введения требования обязательно составлять отчетность по МСФО). Кредиты отечественных банков, тем не менее, в текущем и следующем году продолжат преобладать в пассивах лизингодателей.
Временно быстрый рост: рынок лизинга будет расти высокими темпами в ближайшее время, но уже скоро его рост может замедлиться. На лизинговом рынке наблюдается усиление концентрации по сегментам (железнодорожная техника) и участникам (растет доля госкомпаний). Это означает, что в случае изменений конъюнктуры на транспортном рынке или в стратегии развития подконтрольных государству ЛК, рынок лизинга ждет снижение темпов развития. Однако в текущем году рост будет быстрым: по прогнозу «Эксперт РА» по итогам 2011 года сумма новых контрактов может увеличиться на 65-80% и достичь 1,2-1,3 трлн. руб. В 2012г. темпы прироста начнут замедляться и могут составить 30-40%10.
Важным аспектом неразвитости рынка лизинга в РФ является малый объем судебной практики, несовершенство законодательства в этой сфере, а также несоответствие российского законодательства мировым стандартам, что обуславливает высокие риски при использовании данного инструмента инвестирования в современных условиях.
В настоящее время в связи с нестабильной ситуацией в экономике, российские лизинговые компании вынуждены покрывать абсолютно все риски по лизинговой сделке. Если они способны аккуратно и эффективно выявить риски, связанные с конкретным контрагентом, то они смогут и точнее определить соответствующую выгоду по лизинговому проекту. Это улучшит качество кредитного портфеля лизингодателя, снизит стоимость сделки, и будет способствовать более активному использованию финансовой аренды лизингополучателями и развитию лизингового сектора в целом11.
По
мнению О. Заславской проблемы у российского
лизинга нарастают. В дополнение к угрозе
отмены ускоренной амортизации добавилось
негативное отношение со стороны судебной
системы. Суды стали массово выносить
решения, обязывающие лизинговые компании
вернуть недобросовестным лизингополучателям
часть уплаченных платежей в случае досрочного
расторжения договора. Много проблем у
лизинговых компаний с возвратом имущества
и наложением обеспечительных мер12.
В судебной практике применения гражданского законодательства, регулирующего коммерческие отношения, не так часты принципиальные повороты, ниспровергающие теоретические основы, если это не обусловлено изменением самого законодательства.
Сейчас отмечается именно такой принципиальный поворот в применении законодательства при разрешении споров о лизинге.