Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:02, контрольная работа
Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т. е. как совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.
Европейский совет не включен учредительными договорами в перечень институтов ЕС. Его решения носят политический, а не правовой характер. Соответственно, они не являются нормативно-правовыми актами и политически обязательны только для государств-членов, но не для частных лиц. Такие решения не подлежат в силу самой своей природы оспариванию в судебном порядке. Решения Европейского совета – это по сути дела директивные указания, коим должны следовать и коими должны руководствоваться в своей практической деятельности правительства государств-членов и институты ЕС.
По своей природе такого рода решения ближе к рекомендациям, нежели к обязательным нормативным правовым актам. Это косвенно вытекает из тех постановлений учредительных договоров, которые в той или иной степени характеризуют полномочия Европейского совета. Так, ст.17 Ниццского договора, изменяющая аналогичную статью Договора о ЕС, предусматривающая формирование общей оборонной политики, устанавливает, что она могла бы быть «преобразована в общую оборону, если Европейский совет примет такое решение. В этом случае он будет рекомендовать государствам-членам принять решении согласующееся с их конституционными требованиями»1. Приведенное положение не только определят конкретные полномочия Европейского совета (только он может принять решение об общей обороне), но и природу самого решения (рекомендуют государствам-членам). На практике все важные для союза и судеб европейской интеграции решения обсуждаются, согласовываются и облекаются в форму рекомендации, как государствам-членам, так и институтам ЕС именно Европейским советом.
Реальные полномочие Европейского совета могут быть определены не только на базе нормативных текстов, сколько в результате анализа практики его деятельности. Опыт подтверждает, что в рамках Европейского совета принимаются все наиболее важные политические решения по чрезвычайному широкому спектру вопросов. Это относится ко всем сферам ведения Сообществ и Союза. Европейский совет решает вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития, принимает решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций, рассматривает и одобряет (или не одобряет), намеченные программы развития, решает вопросы, связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры экономического, социального и финансового развития союза, осуществляет верховное руководство общей внешней политикой и политикой безопасности, оборонной политикой, направляет и контролирует осуществление сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Практически
Европейский совет может
Важные
изменения в статус Европейского
совета предлагает внести Конституция
ЕС. Главное изменение состоит
в наделении Европейского совета
статусом института Союза. Таким
образом, изменяется юридическая природа
принимаемых решений, структура, порядок
и процедура работы Европейского совета.
Особенности статуса и осуществление
полномочий высшим руководящим органом
находят отражение в том, что из ведения
Европейского совета изымается законодательная
функция. Принимаемые им нормативно-правовые
акты могут облекаться только в форму
решений. Для их принятия не всегда требуется
консенсус, и, соответственно, возможно
применение процедуры принятия решений
квалифицированным большинством голосов.
Заключение
В состав Европейского Совета входят главы государств и (или) правительств государств – членов ЕС, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а также председатель Европейской Комиссии.
Решения Европейского совета, не включенного учредительными договорами в перечень институтов ЕС, носят скорее политический, а не правовой характер.
Реальные полномочия Европейского совета могут быть определены не столько на базе нормативных текстов, сколько в результате анализа практики его деятельности.
Европейский совет принимает решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций, решает вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития и приемом новых членов, рассматривает и одобряет (или не одобряет), намеченные программы развития, определяет общие ориентиры экономического, социального и финансового развития союза, осуществляет верховное руководство общей внешней политикой и политикой безопасности, оборонной политикой, направляет и контролирует осуществление сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.
Практически
Европейский совет может
Заседания Европейского совета собираются не менее двух раз в год. Председательствует глава государства или руководитель правительства той страны, которая осуществляет в данный шестимесячный период председательствование в Союзе. Он определяет те ключевые темы, которые будут находиться в центре внимания ЕС в период председательствования данного государства. Европейский совет, будучи органом Сообществ и Союза, воплощает в себе идею межнационального сотрудничества. Вопросы, выносимые на заседания Европейского совета, принятые им решения определяют стратегию и будущность ЕС.
Список литературы
Европейское
право. Учебник для вузов. Л.М. Энтин 2007
г.
Право
Европейского союза. С.Ю. Кашкин 2002 г.
Амстердамский
договор, изменяющий договор о Европейском
Союзе 1999 г.
Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского союза 2003 г.