Европейское Объединение Угля и Стали

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 12:02, контрольная работа

Описание работы

Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права в системе национального права, т. е. как совокупность конституционно-правовых норм, действующих на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

Работа содержит 1 файл

конституц. право.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

    Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права  она рассматривается в трех аспектах: как отрасль права в системе  национального права, т. е. как совокупность конституционно-правовых норм, действующих  на территории данной страны; как наука, изучающая конституционно-правовые нормы и формирующиеся на их основе правоотношения и институты; как учебная дисциплина, основанная на достижениях и данных науки.

    Конституционное право как отрасль права в  любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Но конституционное право отличается от других отраслей права прежде всего особенностями той сферы общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы этого права.

    Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли  права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти; б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством).

    Регулирование устройства государства и организации  государственной власти осуществляется путем установления основополагающих положений, принципов, определяющих качественную характеристику государства. Это —  народовластие, государственный суверенитет, разделение властей, форма правления, форма государственно-территориального устройства. Это также — определение субъектов государственной власти и способов ее реализации.

 

     1. Европейское Объединение  Угля и Стали  (ЕОУС): причины создания, правовой статус. Основные черты и свойства Парижского договора об учреждении ЕОУС 1951 г. 

    Договор о создании Европейского объединения  угля и стали (European Coal and Steel Community (ECSC) был подписан 18 апреля 1951 г. и вступил  в силу 25 июля 1952 г.

    Основной  целью образования ЕОУС является содействие экономическому развитию, повышению занятости и уровня жизни населения стран-участниц посредством создания общего рынка сырья и продукции угольной, железорудной и металлургической промышленности. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

    обеспечение регулярных поставок необходимого количества угля и стали, а также железной руды, металлолома и кокса;

    предоставление  всем потребителям одинаковых условий  доступа к источникам производства угля и стали;

    установление наименьшей цены на уголь и сталь при поддержании доходов от капиталовложений на нормальном уровне;

    создание  условий, стимулирующих расширение и совершенствование производства при рациональном использовании  сырья;

    поддержка развития международного обмена и т.п.

    Решение вышеуказанных и иных задач, вытекающих из целей ЕОУС, предполагает:

    ликвидацию  таможенных пошлин и количественных ограничений в торговле сырьем и  продукцией указанных отраслей между  странами-участницами;

    устранение  препятствий в свободном передвижении рабочей силы, занятой в этих отраслях;

    установление  в рамках ЕОУС единых транспортных тарифов на сырье и продукцию  данных отраслей;

    обеспечение свободной конкуренции.

    При создании ЕОУС не предполагалось, установления единого таможенного тарифа в отношении третьих стран.

    История создания ЕОУС тесно связана с  образованием НАТО в 1949 г. и распространением в то же время федералистских тенденций  в Европе. США и Великобритания рассчитывали, что основную роль в  НАТО на территории Европы будет играть ФРГ, и стремились к ликвидации в этой стране ограничений на производство стали, установленных после второй мировой войны. Это могло поставить Францию перед угрозой экономической экспансии ФРГ и лишить ее постоянных поставок западнонемецкого угля. Поэтому Франция в 1949 г. была категорически против вступления ФРГ в НАТО. Однако, понимая, что рано или поздно ФРГ войдет в военно-политическую систему Запада и, соответственно, возродится ее металлургическая промышленность, Франция неоднократно выступала с проектами, которые в данных условиях могли бы защитить ее экономические интересы. 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Р. Шуман предложил проект создания ЕОУС, опирающийся на проекты формирования наднациональных группировок для определенных отраслей западноевропейских стран, которые в то время разрабатывались в различных европейских кругах.

    Реализация  «плана Шумана» должна была обеспечить равноправие ФРГ с другими участниками этого соглашения в области производства угля и стали при одновременном установлении над этими отраслями в ФРГ контроля, осуществляемого органом, независимым от инструкций отдельных стран, в том числе и ФРГ.

    План  был поддержан официальными кругами  ФРГ, Италии и США. Страны Бенилюкса  отнеслись к нему несколько прохладно, а Великобритания решила не вступать в новую организацию, хотя идею поддержала.

    Основные  аргументы сторонников «плана Шумана» сводились к тому, что создание ЕОУС:

    а) станет первым шагом к западноевропейской интеграции, которая охватит также  и ФРГ, и одновременно позволит ликвидировать угрозу западнонемецкой экспансии;

    б) позволит странам-участницам решать региональные экономические проблемы и повысит  их независимость и конкурентоспособность  в мировой экономике и политике;

    в) будет важным шагом к формированию в Западной Европе силы, способной самостоятельно противостоять СССР.

    Договор был подписан 18 апреля 1951 г., а 25 июля 1952 г. вступил в силу. Особенностью создания ЕОУС явилось то, что оно  имело органы, отсутствовавшие в  то время в других международных организациях, а его главный орган состоял не из представителей стран, а из международных функционеров и имел наднациональные компетенции, т. е. суверенность стран-участниц в значительной степени ограничивалась.

    Деятельность  ЕОУС привела к образованию общего рынка (10 февраля 1953 г. - угля и железной руды; 15 марта 1953 г. - железного лома; 1 мая 1953 г. - чугуна и стали; 1 августа 1954 г. - специальных сталей). В течение первых 20 лет существования ЕОУС рост производства стали был значительно выше, а падение производства угля и цен на него - значительно ниже, чем в остальных высокоразвитых странах Западной Европы. В 70-е и 80-е гг. развитие данных отраслей в рамках ЕОУС не отличалось от общемирового развития.

    ЕОУС  активно оказывает предприятиям финансовую помощь как в форме кредитов, так и безвозмездно; проводит экономические исследования; разрабатывает перспективные прогнозы развития производства, потребления, импорта и экспорта угля и стали; поддерживает научно-исследовательские работы в сфере производства и потребления угля и стали; организует консультации и др.

    Руководящие органы ЕОУС: Верховный орган, при  котором существуют Консультативный  комитет, Специальный совет министров, Ассамблея и Суд. Печатный орган —»Journal Officiel de la Communaute europeenne du charbon et de l'acier», выходящий с декабря 1952. Штаб-квартира ЕОУС — в Люксембурге; имеются информационные бюро в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Риме и Бонне. Летом 1967 произошло слияние исполнительных органов ЕОУС и Евратома.

    Парижский договор 1951 г. об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) исторически стал первым правовым актом, установившим общие начала в таможенно-тарифном регулировании стран–членов Сообщества. Статья 4 Договора об учреждении ЕОУС признавала импортные и экспортные пошлины или сборы, имеющие эквивалентный эффект, а также количественные ограничения на движение товаров, несовместимыми с общим рынком угля и стали и, соответственно, отменяла и запрещала их в рамках Объединения. Статья 72 Договора об учреждении ЕОУС уполномочивала Совет по предложению Высшего руководящего органа устанавливать минимальные и максимальные ставки таможенных пошлин на уголь и сталь в торговле с третьими странами. Государства–члены обязывались не выходить за верхние и нижние пределы этих таможенных пошлин. Формирование таможенных тарифов оставалось в компетенции государств-членов, однако Высший руководящий орган наделялся правом рекомендовать государствам изменения национальных тарифов.

    В ст. 73 Договора об учреждении ЕОУС закреплена компетенция Высшего руководящего органа осуществлять контроль над лицензированием импортной и экспортной торговли с третьими странами в отношении угля и стали. Статья 74 Договора об учреждении ЕОУС уполномочивает Высший руководящий орган давать правительствам стран–членов рекомендации о введении количественных ограничений (квот).

    Договор об учреждении ЕОУС, таким образом, не предполагает ни введение общего таможенного  тарифа, ни единообразных мер таможенной политики, регулирующих торговлю с  третьими странами. Более того, круг товаров, регулируемый положениями Договора, достаточно узок, что не позволяло трактовать Объединение как таможенный союз в понимании Генерального соглашения о тарифах и торговле.

    Договор об учреждении ЕОУС был заключен на срок 50 лет, таким образом, в 2002 г. он утратил силу. Решения Суда ЕС сформулировали следующие принципы таможенного регулирования в отношении товаров, которые регулировались Договором об учреждении ЕОУС:

    - включение товаров, регулируемых  Договором ЕОУС, в общее таможенное  законодательство осуществляется  на основе Договора о Европейском  Сообществе;

    - заключение международных соглашений  по всем видам товаров (в  том числе регулируемых Договором  об учреждении ЕОУС) происходит на основе Договора о ЕС.

 

2. Правовой статус Европейского совета 

    Европейский совет – высший орган политического  руководства Европейского Союза. Его  статус и назначение определены непосредственно  в учредительном договоре. Согласно ст.4 Договора о ЕС «Европейский совет даёт союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры». Европейский Совет можно квалифицировать как верховную инстанцию Союза. Он не только принимает решения, ориентирующие развитие Союза, но и разрешает возникающие политические коллизии, в частности между институтами, или если решение не было найдено в рамках Совета. Показательна в этом отношении формула, содержащаяся в ст. 40а Ниццского договора, относящаяся к концепции продвинутого сотрудничества. В ней записано, что член Совета может потребовать передачи спорного вопроса в Европейский совет как «высшую инстанцию».

    В состав Европейского Совета входят главы  государств и (или) правительств государств – членов ЕС, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а также председатель Европейской Комиссии. Каждого члена Европейского совета в период проведения сессии сопровождает глава ведомства иностранных дел, а Председателя комиссии – член комиссии, ведающий вопросами внешних связей.

    Решение о проведении периодических встреч глав государств и (или) правительств членов Европейских сообществ было официализированно  в 1974 году на саммите в Фонтенбло  во Франции. Руководители шести государств-членов решили встречаться не менее трех раз в год для обсуждения наиболее важных вопросов развития Сообществ. Регулярность проведения таких встреч мотивировалась, прежде всего, необходимостью координации и согласования внешнеполитических усилий, поскольку вопросы внешней политики находились за пределами ведения Сообществ. Решение саммита формально не носило юридически обязательный характер. Принимаемое на основе консенсуса, оно лишь сообщалось в коммюнике о встрече. Такая процедура была использована для придания саммита особого статуса, исключающего его инкорпорацию в систему институтов, предусмотренных учредительными актами. Официализация статуса периодических встреч руководителей государств-членов Сообществ и Председателя Комиссии была осуществлена в 1986 году путем включения соответствующего постановления в Единый европейский акт. Формула Единого европейского акта была повторена и несколько расширена в Договоре о Европейском союзе и воспроизведена в консолидированном тексте.

Информация о работе Европейское Объединение Угля и Стали