Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, доклад
Говоря о системе, я имею в виду совокупность нескольких элементов, естественно. Это, прежде всего, документы, потом, - конечно, региональные организации, которые эти документы принимают, реализуют, решения проводят в жизнь, и, кроме того, это некоторые основные идеи и цели, для которых эти документы принимаются, а организации создаются. Потому что система, естественно, - это не нечто неподвижное, а что-то, что развивается и создается для реализации какой-то цели. Так вот, Европейская система признана одной из наиболее успешных систем в этой области, потому что цели, которые она перед собой поставила, она, в общем, реализует и постоянно развивает.
Я не буду рассказывать ни о механизме принятия индивидуальной жалобы, ни о требованиях, предъявляемых к ней, скажу только о том, кто может быть субъектом подачи индивидуальной жалобы. В Конвенции не проводится присущего гражданскому праву определения заявителя, как лица дееспособного, т.е. гипотетически это лицо может быть и недееспособным, в том числе малолетним и т.д. О дееспособности мы говорим применительно к физическим лицам. Но субъектами индивидуальных жалоб - заявителями могут быть не только физические, но и юридические лица и организация, не имеющие статуса юридического лица, - неправительственные организации, как их описывает Конвенция, т.е. такие образования как газеты или профсоюзы. Надо иметь в виду, что профсоюзы в некоторых правовых системах не пользуются правами юридического лица. В качестве заявителей могут выступать и группы лиц. В этой группе лиц, каждое лицо подает жалобу на нарушение, совершенное в отношении каждого из них.
О решениях Суда. Суд принимает решения. Процедура разбирательства - устная. Суд принимает решение при закрытых дверях. Это очень интересная норма Конвенции. Голосование происходит в порядке, обратном старшинству. И здесь проявляется попытка сделать так, чтобы судьи не испытывали никакого давления. Когда Суд принимает решение, он констатирует наличие нарушения или его отсутствие. Решение Суда является окончательным и обязательным для соответствующего государства. Но сам Суд не обладает полномочиями по приведению в исполнение своих решений. Надзор за выполнением решений возлагается на Комитет Министров.
Каковы последствия принятия
решений? Во-первых, это выплата компенсации
жертве нарушения прав. Обычно, если
Суд констатирует нарушение, он принимает
решение о возмещении вреда, причиненного
нарушением. И компенсации, надо сказать,
бывают достаточно существенными, поэтому
это серьезный рычаг
Теперь я хочу сказать
вам о том, что мне кажется,
наиболее важным в европейской системе
защиты прав, хотя, может быть, не столь
определенным, как это обычно должно
быть в праве. Речь идет о некоторых
идеях и принципах, воплощающихся
в практике, в прецеденте, который
создает Суд. Принципы не всегда прямо
выражены в Конвенции или в
других документах, но органы Конвенции
достаточно четко и последовательно
их придерживаются. Прежде всего, обращу
ваше внимание на момент взвешенность
решений. Европейские органы стараются
никогда не ставить точки над
i, до тех пор, пока они не выработали
в достаточной мере согласие и
общую позицию государств-
Что касается общепринятых
рамок (стандартов) прав человека, то они
отстаиваются очень твердо. Есть такая
норма Конвенции, которая касается
запрещения принудительного, обязательного
труда: никто не обязан привлекаться
к принудительному, обязательному
труду. Но в этой норме есть определенные
ограничения. В связи с этими
нормами было много обращений. Одно
из таких обращений послужило
поводом для вынесения решения,
которое очень часто
Еще одно дело связано с относительностью многих прав, и балансом между защитой прав одних прав и разумностью защиты прав других лиц. Это связано с самым важным правом, с правом на жизнь, с защитой жизни. В статье, которая защищает право на жизнь, естественно, тоже есть оговорки: не считается противоправным лишение жизни, когда оно осуществляется для защиты от незаконного насилия, для осуществления законного ареста и в случае подавления бунта или мятежа. Других оговорок и исключений из этой нормы нет. Речь шла о том, что военнослужащие вооруженных сил Великобритании, которые защищали объект в Гибралтаре, убили двух лиц действующего подразделения Ирландской республиканской армии (террористической организации). Это были специалисты по взрывчатым веществам и другие лица, которые ранее были осуждены за преступления, связанные с покушением на жизнь людей. Но в этот момент они бомбометанием не занимались, и реальной угрозы жизни людей не было. Однако военнослужащие об этом не знали и получили от своего руководства инструкции защищать объект, вплоть до лишения жизни лиц, которые, как они полагали, посягали на этот объект. И Комиссия высказалась в этом случае в защиту военнослужащих. Она признала, что они действовали безвиновно, потому что выполняли инструкции, данные государством. Несмотря на то, что реальной угрозы не было, эти военнослужащие не действовали виновно. Однако, в том, что касается действий самого государства, Комиссия их осудила, потому что инструкции и подготовка операции, по ее мнению, не были достаточно проработаны. Вот такие сложные элементы обсуждает каждый раз Комиссия и Суд.
Надо сказать, что решения Европейского Суда очень обширны и подробны. Если вам приходилось сталкиваться с правоприменительной практикой обычных судов общей юрисдикции в нашей стране, они на редкость кратки. Решения же Европейского Суда весьма подробны, в них имеется обширная мотивировочная часть, объясняющая позицию Суда в отношении нарушений прав по каждой категории прав.
Еще один пример, который
я хотела бы привести, касается степеней
запрещенного поведения и соотношения
наказания с совершенным
Такие же обстоятельства обсуждаются и в случаях, когда речь идет о причинении вреда лицам, находившимся в местах лишения свободы, в момент, когда в этих местах происходят беспорядки в виде бунта или какого-то сопротивления заключенных.
Несколько слов о других организациях и органах европейской системы.
Хельсинский процесс. Вы, наверное, слышали об этом Совещании и о совещаниях по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот орган тоже является одним из важных в обеспечении прав и свобод, потому что государства-участники Совещания приняли на себя обязательства: уважать основные права и свободы человека.
И немного о Социальной
Хартии, которая сейчас переживает
свое второе рождение. Социальная Хартия
была принята позднее, чем Европейская
Конвенция о защите прав основных
свобод человека. Она была принята
в 1961 году и вступила в силу в 1965 году.
Социальная Хартия была задумана как
аналог Европейской Конвенции в
осуществлении 19-ти основных социальных
прав. В Конвенции предусмотрены
основные политические и гражданские
права и свободы, а в Хартии
- социальные права и свободы. Первоначально
предполагалось предусмотреть такой
же механизм осуществления этих прав,
как и в Европейской Конвенции
по защите основных прав и свобод человека.
Но в силу реальной обстановки и
в силу того, что высокие договаривающиеся
стороны, которые участвовали в
Совете Европы, не поддерживали эту
идею, этого сделать не удалось. Поэтому
в течение длительного времени
Хартия была как бы в подвешенном
состоянии, вначале к ней присоединилось
небольшое количество стран-членов,
сейчас число участников составляет
примерно половину того числа стран,
которые присоединилась к Европейской
Конвенции, это два десятка государств.
Но реального механизма защиты не
было создано на тот момент, хотя
он предусматривался теоретически. Права,
которые предусмотрены
Я уже упомянула Европейскую Конвенцию о предупреждении пыток и бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и наказания. Она принята в развитие статьи 3 Конвенции и имеет определенный механизм реализации. Он основан не на судебной форме защиты, а на базе взаимных посещений представителей государств. Конвенция предусматривает создание экспертного комитета, члены комитета - эксперты могут посещать государства-члены Совета Европы, если имеется необходимость выяснить обстановку с правами, защищаемыми этой Конвенцией. При этом такие посещения должны совершаться после того, как посещаемого государство извещено о них, но в сроки, о которых заранее не извещается. Это означает, что особой подготовки и создания каких-то "потемкинских деревень" не должно производиться.
Список литературы
Гендзехадзе Екатерина Борисовна. Европейск
Информация о работе Европейская система защиты прав человека