Европейская система защиты прав человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:40, доклад

Описание работы

Говоря о системе, я имею в виду совокупность нескольких элементов, естественно. Это, прежде всего, документы, потом, - конечно, региональные организации, которые эти документы принимают, реализуют, решения проводят в жизнь, и, кроме того, это некоторые основные идеи и цели, для которых эти документы принимаются, а организации создаются. Потому что система, естественно, - это не нечто неподвижное, а что-то, что развивается и создается для реализации какой-то цели. Так вот, Европейская система признана одной из наиболее успешных систем в этой области, потому что цели, которые она перед собой поставила, она, в общем, реализует и постоянно развивает.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 39.24 Кб (Скачать)

Я не буду рассказывать ни о  механизме принятия индивидуальной жалобы, ни о требованиях, предъявляемых  к ней, скажу только о том, кто  может быть субъектом подачи индивидуальной жалобы. В Конвенции не проводится присущего гражданскому праву определения  заявителя, как лица дееспособного, т.е. гипотетически это лицо может быть и недееспособным, в том числе малолетним и т.д. О дееспособности мы говорим применительно к физическим лицам. Но субъектами индивидуальных жалоб - заявителями могут быть не только физические, но и юридические лица и организация, не имеющие статуса юридического лица, - неправительственные организации, как их описывает Конвенция, т.е. такие образования как газеты или профсоюзы. Надо иметь в виду, что профсоюзы в некоторых правовых системах не пользуются правами юридического лица. В качестве заявителей могут выступать и группы лиц. В этой группе лиц, каждое лицо подает жалобу на нарушение, совершенное в отношении каждого из них.

О решениях Суда. Суд принимает  решения. Процедура разбирательства - устная. Суд принимает решение  при закрытых дверях. Это очень  интересная норма Конвенции. Голосование  происходит в порядке, обратном старшинству. И здесь проявляется попытка  сделать так, чтобы судьи не испытывали никакого давления. Когда Суд принимает  решение, он констатирует наличие нарушения  или его отсутствие. Решение Суда является окончательным и обязательным для соответствующего государства. Но сам Суд не обладает полномочиями по приведению в исполнение своих  решений. Надзор за выполнением решений  возлагается на Комитет Министров.

Каковы последствия принятия решений? Во-первых, это выплата компенсации  жертве нарушения прав. Обычно, если Суд констатирует нарушение, он принимает  решение о возмещении вреда, причиненного нарушением. И компенсации, надо сказать, бывают достаточно существенными, поэтому  это серьезный рычаг воздействия  государство, виновное в нарушении  прав. Комитет Министров, который  надзирает за выполнением решений, не имеет права непосредственно  вмешиваться в надзор и в исполнение этих решений, но имеет право налагать определенные санкции. В том числе  может применяться санкции приостановления  членства Совета Европы или вообще исключения из членов организации, что  имеет очень большое политическое значение.

Теперь я хочу сказать  вам о том, что мне кажется, наиболее важным в европейской системе  защиты прав, хотя, может быть, не столь  определенным, как это обычно должно быть в праве. Речь идет о некоторых  идеях и принципах, воплощающихся  в практике, в прецеденте, который  создает Суд. Принципы не всегда прямо  выражены в Конвенции или в  других документах, но органы Конвенции  достаточно четко и последовательно  их придерживаются. Прежде всего, обращу ваше внимание на момент взвешенность решений. Европейские органы стараются  никогда не ставить точки над i, до тех пор, пока они не выработали в достаточной мере согласие и  общую позицию государств-участников. Для того чтобы дать какое-то понятие  или определение, всегда проводится очень большая работа, для того, чтобы эти понятия и определения  представляли собой устойчивое и  почти общепринятое мнение. Иными  словами, все субъекты, на которых  распространяется действие Конвенции, и решения Суда, практически всегда внутренне согласны с исполнением  решений. Я имею в виду, конечно, государства, потому что иначе Суд (а раньше и Комиссия) всегда воздерживались от дачи каких-то определений, мнений, или высказываний-суждений. Можно  проиллюстрировать такую позицию  органов Конвенции яркими примерами  из практики. В Суде рассматривалась  жалоба, касавшаяся запрещения абортов. Обсуждалось право на жизнь зародыша, право на частную жизнь женщины  и т.д. Две женщины подали жалобу на то, что ограничение абортов  нарушает их права, закрепленные в Конвенции. Рассматривая это дело, Комиссия специально указала, что она не считает обязательным решать, следует ли рассматривать  нерожденного ребенка как живого субъекта, или можно его рассматривать  как объекта посягательства. То есть пока нет определенности, Комиссия позволяла себе сказать, что она  не считает возможным решать эту  проблему, но она все равно будет  констатировать нарушения в каждом конкретном случае. В данном случае она нашла нарушение, связав эту  проблему с защитой частной жизни женщины, ее здоровья и т.д. Однако сложнейшая проблема запрещения абортов пока не нашла разрешения в решениях Суда.

Что касается общепринятых рамок (стандартов) прав человека, то они  отстаиваются очень твердо. Есть такая  норма Конвенции, которая касается запрещения принудительного, обязательного  труда: никто не обязан привлекаться к принудительному, обязательному  труду. Но в этой норме есть определенные ограничения. В связи с этими  нормами было много обращений. Одно из таких обращений послужило  поводом для вынесения решения, которое очень часто цитируется. Оно было возбуждено одним бельгийским  адвокатом. В Бельгии, как и во многих странах, есть орден адвокатов, и вступающие в него лица принимают  на себя определенные обязательства. В  частности, адвокаты оказывают бесплатную правовую помощь тем, кому она по закону полагается. А наш конкретный адвокат-заявитель  полагал, что поскольку он - человек  свободной профессии и может  заключать договоры свободно с любым  лицом на юридическое обслуживание, то его привлечение к обязательному  бесплатному обслуживанию каких-то лиц, является принудительным трудом, который составляет нарушение Конвенции. Он обратился с жалобой, по поводу которой органы Конвенции высказались  тоже очень интересно. Прежде всего, они никогда не давали четкого  определения "принудительный и обязательный труд", а каждый раз обсуждали  это применительно к конкретным обстоятельствам. В данном деле они  сказали, что поскольку заявитель-адвокат  дал согласие на участие в ордене адвокатов, он принял на себя определенные обязательства, и поэтому возлагаемые  на него обязательства не являются обязательным трудом в смысле Конвенции.

Еще одно дело связано с  относительностью многих прав, и балансом между защитой прав одних прав и разумностью защиты прав других лиц. Это связано с самым важным правом, с правом на жизнь, с защитой  жизни. В статье, которая защищает право на жизнь, естественно, тоже есть оговорки: не считается противоправным лишение жизни, когда оно осуществляется для защиты от незаконного насилия, для осуществления законного  ареста и в случае подавления бунта  или мятежа. Других оговорок и исключений из этой нормы нет. Речь шла о том, что военнослужащие вооруженных  сил Великобритании, которые защищали объект в Гибралтаре, убили двух лиц действующего подразделения  Ирландской республиканской армии (террористической организации). Это  были специалисты по взрывчатым веществам  и другие лица, которые ранее были осуждены за преступления, связанные  с покушением на жизнь людей. Но в  этот момент они бомбометанием не занимались, и реальной угрозы жизни  людей не было. Однако военнослужащие об этом не знали и получили от своего руководства инструкции защищать объект, вплоть до лишения жизни лиц, которые, как они полагали, посягали на этот объект. И Комиссия высказалась в  этом случае в защиту военнослужащих. Она признала, что они действовали  безвиновно, потому что выполняли  инструкции, данные государством. Несмотря на то, что реальной угрозы не было, эти военнослужащие не действовали  виновно. Однако, в том, что касается действий самого государства, Комиссия их осудила, потому что инструкции и  подготовка операции, по ее мнению, не были достаточно проработаны. Вот такие  сложные элементы обсуждает каждый раз Комиссия и Суд.

Надо сказать, что решения  Европейского Суда очень обширны  и подробны. Если вам приходилось  сталкиваться с правоприменительной  практикой обычных судов общей  юрисдикции в нашей стране, они  на редкость кратки. Решения же Европейского Суда весьма подробны, в них имеется  обширная мотивировочная часть, объясняющая  позицию Суда в отношении нарушений  прав по каждой категории прав.

Еще один пример, который  я хотела бы привести, касается степеней запрещенного поведения и соотношения  наказания с совершенным проступкам. Это связано пытками и с  унижающим достоинства обращением. Чаще всего жалобы по этому предмету подаются заключенными или лицами, тем или иным образом лишенными  свободы, включая тех, кто является насильственно помещенным в лечебные учреждения и т.д. Причем, в каждом случае органы Конвенции очень тщательно исследуют все обстоятельства и стараются взвесить все возможные последствия и возможный вред, который причинен заявителю лишением свободы. В одном из случаев заявители утверждали, что они не получают в местах лишения свободы нужной медицинской помощи при таких болезнях как глаукома, диабет, нарушение сердечной деятельности и т.д. В этих случаях Суд расценил, что нет нарушений статьи Конвенции, говорящей о пытках и унижающих достоинство обращениях, потому что именно в этих пенитенциарных учреждениях минимальные стандарты соблюдались. А уровень медицинской помощи, который требовался заявителям, не был обычным уровнем и для всех остальных граждан (для всего населения) данной страны. Как видите, Суд входит в обсуждение вопросов, прямо не указанных конкретной статьей Конвенции.

Такие же обстоятельства обсуждаются  и в случаях, когда речь идет о  причинении вреда лицам, находившимся в местах лишения свободы, в момент, когда в этих местах происходят беспорядки в виде бунта или какого-то сопротивления  заключенных.

Несколько слов о других организациях и органах европейской  системы.

Хельсинский процесс. Вы, наверное, слышали об этом Совещании и о  совещаниях по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот орган тоже является одним из важных в обеспечении  прав и свобод, потому что государства-участники  Совещания приняли на себя обязательства: уважать основные права и свободы  человека.

И немного о Социальной Хартии, которая сейчас переживает свое второе рождение. Социальная Хартия была принята позднее, чем Европейская  Конвенция о защите прав основных свобод человека. Она была принята  в 1961 году и вступила в силу в 1965 году. Социальная Хартия была задумана как  аналог Европейской Конвенции в  осуществлении 19-ти основных социальных прав. В Конвенции предусмотрены  основные политические и гражданские  права и свободы, а в Хартии - социальные права и свободы. Первоначально  предполагалось предусмотреть такой  же механизм осуществления этих прав, как и в Европейской Конвенции  по защите основных прав и свобод человека. Но в силу реальной обстановки и  в силу того, что высокие договаривающиеся стороны, которые участвовали в  Совете Европы, не поддерживали эту  идею, этого сделать не удалось. Поэтому  в течение длительного времени  Хартия была как бы в подвешенном  состоянии, вначале к ней присоединилось небольшое количество стран-членов, сейчас число участников составляет примерно половину того числа стран, которые присоединилась к Европейской  Конвенции, это два десятка государств. Но реального механизма защиты не было создано на тот момент, хотя он предусматривался теоретически. Права, которые предусмотрены Социальной Хартией - это право на труд, на условия  труда, соответствующие требованиям  безопасности и гигиены, справедливое вознаграждение за труд, социальное обеспечение  престарелых и т.д. Все эти права, несомненно, важны, но в условиях современного индустриального общества невозможно пока достигнуть уровня безусловной  защиты этих прав. Но, в наши дни, в  последние десятилетия, Социальная Хартия переживает второе рождение. В  нее было внесено достаточно много  изменений, и предусмотрено создание тех органов, которые бы ее защищали.

Я уже упомянула Европейскую  Конвенцию о предупреждении пыток  и бесчеловечного и унижающего достоинства  обращения и наказания. Она принята  в развитие статьи 3 Конвенции и  имеет определенный механизм реализации. Он основан не на судебной форме  защиты, а на базе взаимных посещений  представителей государств. Конвенция  предусматривает создание экспертного  комитета, члены комитета - эксперты могут посещать государства-члены  Совета Европы, если имеется необходимость  выяснить обстановку с правами, защищаемыми  этой Конвенцией. При этом такие  посещения должны совершаться после  того, как посещаемого государство  извещено о них, но в сроки, о которых  заранее не извещается. Это означает, что особой подготовки и создания каких-то "потемкинских деревень" не должно производиться.

Список литературы

Гендзехадзе Екатерина Борисовна. Европейская система защиты прав человека.


Информация о работе Европейская система защиты прав человека