Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
Первостепенное значение сферы услуг и совершенствование ее правового регулирования имеет факт включения рассматриваемой категории в Конституцию Российской Федерации (в главы «Основы конституционного строя» и «Федеративное устройство»). Необходимость выделения и специального регулирования данной договорной конструкции обусловлена особенностями услуги как самостоятельного объекта гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг ..... 5
1.1. Услуги как гражданско-правовая категория ............................................. 5
1.2. Виды возмездного оказания услуг ............................................................. 8
Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг ......................... 16
2.1. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг ....................... 16
2.2. Содержание договора возмездного оказания услуг .................................. 21
Заключение ........................................................................................................... 27
Список использованной литературы ................................................................. 29
Приложение №1 ................................................................................................... 31
Факторами, требующими особого правового регулирования, могут быть как специфика работы, так и специфика результата. В процессе выполнения работы может создаваться экономический результат, отделимый от работы. Наряду с этим существуют правоотношения, имеющие своим предметом труд как таковой, лишенный отделенного от него результата. То, какой экономический результат создается в процессе выполнения работы (отделимый или неотделимый от нее), является фактором, предопределяющим различия в правовом регулировании. Он лежит в основе разграничения договоров подряда и возмездного оказания услуг. Кроме того, специфика юридического нормирования правоотношений обусловливается экономическими особенностями выполняемой работы. Например, по договорам перевозки и поручения выполняется совершенно различная, с экономической точки зрения, работа. Поэтому указанные договоры не могут регулироваться одинаковыми правовыми нормами.
Наиболее распространенными услугами, в получении которых повседневно заинтересованы как граждане, так и юридические лица, являются услуги связи, разного рода бытовые услуги, а также туристические и юридические услуги. Услуги связи разнообразны, предоставляются посредством почтовой и электронной связи, основы их правового режима определены Федеральным законом №126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»3. Согласно ст. 44 Закона услуги оказываются операторами связи пользователям услуг связи на основании договора об оказании услуг (связи), заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством РФ. Операторы обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.
Правовое регулирование
услуг связи имеет ряд
Бытовые услуги необычайно
разнообразны; основные их виды регламентируются
специальными правилами, которые устанавливают
в интересах граждан
Имеются Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года № 10364. Они кратки и уделяют основное внимание информации о таких услугах, которая должна быть подробной и доводиться до сведения потребителей, и обязанностям исполнителя контролировать качество и безопасность оказываемых им услуг. Потребитель вправе в любое время отказаться от заказанной им услуги при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов. Согласно п. 9 Правил к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Эта норма свидетельствует о том, что данный договор является смешанным: содержит элементы возмездного оказания услуг и купли-продажи.
Туристические услуги осуществляются
туристическими организациями, которые
предоставляют разнообразные
Туристский договор Закон об основах туристской деятельности именует договором розничной купли-продажи туристского продукта (ст. 10). Такая терминология не соответствует его содержанию и правовой природе, закрепленной в ст. 779 ГК, и затрудняет применение правовых норм в этой области. Содержание договора Закон раскрывает, давая перечень его условий, которые названы существенными. Это сведения о сторонах договора, особо важные при зарубежном туризме; подробная информация о программе путешествия и ее особенностях; порядок осуществления этой программы (маршрут, сроки, сопровождение, условия безопасности и т.д.); права и обязанности и ответственность сторон. Особо выделены условия о порядке изменения и расторжения договора, что допускается при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Особенности выполнения отдельных туров, если они определяются сторонами, должны отражаться в выдаваемой туристу путевке, именуемой туристическим ваучером.
Оплата туристических услуг осуществляется до начала поездки и должна включать все платежи, которые предстоит осуществлять в интересах туриста в ходе намеченного путешествия, если иное прямо не оговорено в договоре и туристической путевке. Туристические услуги представляют собой совокупность разного рода услуг, большинство которых практически оказывается не заключившей договор туристической фирмой, а ее контрагентами, состоящими с ней в договорных отношениях. Исходя из назначения этого договора туристическая фирма должна трактоваться в качестве должника, отвечающего на основании ст. 403 ГК РФ за неисполнение обязательства всеми третьими лицами, на которых она возложила исполнение.
Согласно ст. 10 Закона об основах туристской деятельности туристическая фирма не отвечает за неисполнение своих обязательств по договору, если докажет, что исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Однако при расторжении договора возмещаются только фактические затраты сторон, причем выплачиваемая сумма не может превышать двукратного размера стоимости тура.
Предметом правовых услуг могут быть разные действия: дача консультаций о законодательстве и практике его применения, подготовка проекта договоров и судебных бумаг, участие в разбирательстве судебных споров, составление заключений по особо сложным правовым вопросам, например, связанным с применением иностранного права и норм международных соглашений, в которых участвует РФ.
Исполнителем правовых
услуг наряду с коллегиями адвокатов
и созданными за последние годы отраслевыми
профессиональными
При небольшом объеме правовых услуг договорные отношения сторон оформляются выдачей заказчиком письменного поручения, определяющего его предмет, вознаграждение и срок исполнения. При значительности правовых услуг и установлении длительных отношений заключается письменный договор, определяющий обязательства сторон более подробно, включая порядок сдачи выполненных работ, ответственность сторон, порядок разрешения возможных споров (обычно третейский суд, избираемый самими сторонами).
Новые виды возмездных услуг, обслуживающие, прежде всего рыночный оборот, в общей форме их можно назвать коммерческими услугами. Развитие имущественного оборота и возникающие в этой области споры и злоупотребления вызвали необходимость авторитетной оценки имущества при совершении возмездных сделок. Эти вопросы решаются Федеральным законом №135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»6, он предусматривает проведение оценки на основании письменных договоров между заказчиком и оценщиком, которым может быть коммерческое юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.
Нормальное развитие рыночных отношений предполагает проведение помимо государственного контроля, прежде всего налогового, независимых проверок состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такая проверка именуется аудиторской, и порядок ее проведения определяется Федеральным законом №307-ФЗ от 30 декабря 2008 года «Об аудиторской деятельности»7 и изданными в его дополнение правилами (стандартами) аудиторской деятельности, которые могут быть федеральными и актами объединений и крупных аудиторов.
Аудитором вправе быть как
юридическое лицо, так и индивидуальный
предприниматель, причем он должен иметь
квалификационный аттестат аудитора,
а в штате аудиторской
Аудиторская деятельность включает также оказание заказчикам разного рода сопутствующих услуг: налоговое консультирование; правовое консультирование и представительство в судах, налоговых и таможенных органах; проведение маркетинговых, научно-исследовательских и экспериментальных работ; обучение кадров в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Однако главное содержание и назначение аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Как добровольный, так и обязательный аудит проводится на основании договора оказания аудиторских услуг. В рамках этого договора его исполнитель самостоятельно определяет формы и методы проведения аудита, вправе проверять соответствующую финансовую документацию заказчика и наличие имущества, а также получать у его должностных лиц письменные и устные разъяснения. Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях проверяемых лиц. Составленное по результатом проверки аудиторское заключение является официальным документом и может быть оспорено (признано ложным) только по решению суда.
Регулирование отдельных видов услуг производится специальными нормативными актами, принимаемыми, как правило, на уровне Правительства России. Например, Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, Правила по киновидеобслуживанию населения, утвержденнные постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. № 1264, Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г.8, Правила оказания платных ветеринарных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 8989 и ряд иных.
В целом, как законы, так и правила оказания отдельных видов услуг не отступают от общих положений, сформулированных в гл. 39 ГК РФ. Нормативная регламентация деятельности по оказанию услуг может осуществляться только путем закрепления определенных требований, как к процессу оказания услуги, так и к ее качеству. Если для оказания услуг необходимо использование какого-либо оборудования, то требования к качеству услуги дополняются требованиями и к этому оборудованию.
Правила отражают особенности оказания услуг в соответствии с положениями ГК РФ о публичном договоре. Обязанность заключить договор с любым потребителем услуги, предоставление льгот и т. п. являются характерной чертой большинства правил. В вопросах ответственности все правила следуют буквальному тексту закона о защите прав потребителей.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ). Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, двусторонним и возмездным10.
Сторонами данного договора выступают услугодатель, именуемый исполнителем, и услугополучатель, именуемый заказчиком. ГК РФ не содержит каких-либо требований к субъектному составу. Следовательно, по общему правилу в качестве сторон могут выступать любые субъекты (физические и юридические лица, публично-правовые образования) с учетом объема и характера их право- и дееспособности. Вместе с тем применительно к отдельным разновидностям данного договора законодатель устанавливает специальные требования, касающиеся, прежде всего фигуры исполнителя (ст. 17 Закона о лицензировании, ст. 3, 4 Закона об аудиторской деятельности, ст. 4, 15-1, 24 Закона об оценочной деятельности и т.п.).
Статья 780 ГК РФ устанавливает презумпцию личного оказания услуги. Привлечение исполнителем к совершению оговоренного действия или осуществлению обусловленной договором деятельности третьих лиц не допускается, если иное не предусмотрено договором. Указанная презумпция является общей и распространяется на любой договор возмездного оказания услуг независимо от специфики его предмета или субъектного состава. Предусмотренное правило означает, что соответствующие действия (деятельность), осуществляемые за исполнителя третьим лицом, могут рассматриваться как надлежащее исполнение (п. 1 ст. 313 ГК РФ) и подлежать оплате только в случаях, прямо предусмотренных договором. Такой подход, как уже отмечалось ранее, связан с существованием неразрывной связи нематериальных услуг с личностью оказывающего их лица.
Вместе с тем специальная норма, которая регулирует вопрос об участии в исполнении работы нескольких лиц (ст. 707 ГК РФ), в полной мере может распространяться на отношения сторон по договору возмездного оказания услуг. Так, если на стороне исполнителя выступают одновременно два или более лица, то при неделимости предмета обязательства они должны признаваться по отношению к заказчику солидарными должниками в отношении обязанности оказать ему соответствующую услугу и соответственно солидарными кредиторами в отношении права требовать принятия исполнения и его оплаты. Однако при делимости предмета обязательства, а также в других случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором, каждое из этих лиц приобретает права и несет обязанности по отношению к заказчику лишь в пределах своей доли.