Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 17:45, курсовая работа
Первостепенное значение сферы услуг и совершенствование ее правового регулирования имеет факт включения рассматриваемой категории в Конституцию Российской Федерации (в главы «Основы конституционного строя» и «Федеративное устройство»). Необходимость выделения и специального регулирования данной договорной конструкции обусловлена особенностями услуги как самостоятельного объекта гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).
Введение ................................................................................................................. 3
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг ..... 5
1.1. Услуги как гражданско-правовая категория ............................................. 5
1.2. Виды возмездного оказания услуг ............................................................. 8
Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг ......................... 16
2.1. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг ....................... 16
2.2. Содержание договора возмездного оказания услуг .................................. 21
Заключение ........................................................................................................... 27
Список использованной литературы ................................................................. 29
Приложение №1 ................................................................................................... 31
Тиханова Дениса Михайловича
(фамилия, имя, отчество)
№ зачетной книжки: ЮСС-87/10
№ группы: 3
Самохина Галина Владимировна
кандидат исторических наук, доцент
______________________________
______________________________
Защищена
«_____» ______________ 2012 г. «______________»
Новороссийск 2012 г.
Введение ..............................
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг ..... 5
Глава 2. Особенности договора возмездного оказания услуг ......................... 16
2.1. Понятие и условия договора возмездного оказания услуг ....................... 16
2.2. Содержание договора
возмездного оказания услуг ...
Заключение ..............................
Список использованной
литературы ..............................
Приложение №1 ..............................
Введение
Первостепенное значение сферы услуг и совершенствование ее правового регулирования имеет факт включения рассматриваемой категории в Конституцию Российской Федерации (в главы «Основы конституционного строя» и «Федеративное устройство»).
Необходимость выделения и специального регулирования данной договорной конструкции обусловлена особенностями услуги как самостоятельного объекта гражданских прав (ст. 128 ГК РФ).
Нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации носят универсальный характер, т.к. перечень п. 2 ст. 779 ГК РФ не является исчерпывающим. Также мы видим, что в Гражданском кодексе, в виду своей специфики, получили самостоятельное закрепление в качестве отдельных договорных конструкций, услуги предметом которых являются:
- подряд; выполнение научно-исследовательских опытно-конструкторских и технологических работ; перевозка; транспортная экспедиция; банковских вклад; банковских счет; расчеты; хранение; поручение; комиссия; доверительное управление имуществом. К указанным услугам (а это гл. 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 ГК РФ) нормы главы 39 ГК РФ не применяются.
Существование общих, универсальных правил главы 39 ГК РФ не исключает особой регламентации отдельных видов услуг. Так, услуги связи регулируются Законом о связи, а услуги по туристскому обслуживанию - Законом об основах туристской деятельности и т.д. При этом в силу п. 2 ст. 3 ГК РФ нормы гл. 39 ГК РФ обладают приоритетом по отношению к специальному законодательству.
Особенность регламентации отношений возмездного оказания услуг состоит и в том, что на равных условиях к ним должны применяться положения, сформулированные в ст. 783 ГК РФ «Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг». Статья предусматривает возможность использования общих положений о подряде (ст. 702— 729) и положений о бытовом подряде (ст. 730—739) к договору возмездного оказания услуг. При этом выдвинуты два требования — если это не противоречит статьям 779—782 ГК РФ (посвящены возмездному оказанию услуг), а также особенностям предмета рассматриваемого договора. Вместе с тем нетрудно заметить известное несоответствие между приведенной выше последней строкой закона и указанием ст. 779 ГК РФ о неприменении правил гл. 39 ГК РФ к подрядным отношениям. Подобная несогласованность может на практике привести к осложнениям при рассмотрении конкретных ситуаций.
Указанные обстоятельства обосновывают актуальность работы.
Предметом настоящего исследования являются нормативные правовые акты, монографические источники, материалы судебной практики и периодических изданий.
Объектом исследования, является правовой институт договора возмездного оказания услуг.
Целью настоящей работы является комплексное изучение института договора возмездного оказания услуг, его особенностей, места и значения в гражданском обороте. Соответственно, к задачам данного исследования можно отнести:
Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Правовое регулирование договоров возмездного оказания услуг
В современном законодательстве материальное выражение результата деятельности положено в основу разграничения работ и услуг как объектов налогообложения. В ст. 38 Налогового кодекса РФ1 работы определяются как деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а услуги – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
В ст. 779 ГК РФ словосочетание «оказание услуг» раскрывается как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (статья 779 ГК РФ).
Обязательства по оказанию услуг входят в группу договорных обязательств. К данным обязательствам относятся: перевозка, транспортная экспедиция, заем и кредит, факторинг, банковский счет, банковский вклад, а также безналичные расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, возмездное оказание иных услуг.
Общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об оказании услуг, являются:
• во-первых, особенности объекта обязательства — услуги нематериального характера;
• во-вторых, специфика связи услуги с личностью услугодателя.
Объектом обязательств по оказанию услуг и выполнению работ являются действия, экономический результат которых различен в зависимости от того, в какой форме выражается результат этой деятельности, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован ее положительный результат. Различают материальные и нематериальные услуги. Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы, либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т. д. К материальным относятся и такие услуги, которые воплощаются в личности самого человека (например, услуги парикмахера, банщика, перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров). Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т. е. услугодателем. Нематериальные услуги характеризуются тем, что, во-первых, деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате, а во-вторых, тем, что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата.
Гражданско-правовое регулирование экономических отношений по оказанию услуг достигается с помощью различного рода обязательственных отношений. Выбор формы правового регулирования, конкретной разновидности обязательственных отношений, зависит от вида услуги, формы выражения ее результата. И договор подряда, и договор по оказанию услуг опосредуют экономические отношения по оказанию услуг. Так, экономические отношения по оказанию материальных услуг регулируются обязательствами подрядного типа, исполнение которых выражается в овеществленном результате. Например, пошив одежды, строительство дома и т. д.
Обязательства по оказанию услуг опосредуют отношения, предметом которых являются услуги, не получающие овеществленного выражения, отличного от самой деятельности, в которой они воплощены, например услуги врача, учителя, адвоката и т. д. Положительный результат оказания нематериальной услуги может и не быть достигнут, но экономический характер отношения нисколько не зависит от того, излечивает ли больного врач, успешно ли обучает ученика учитель, выигрывает ли дело клиента адвокат. Достижение полезного эффекта услуги зависит и от того, как происходит ее потребление, имеются ли объективные условия для достижения результата, т. е. от качеств не только исполнителя, но и потребителя услуги. Соответственно этому и оплата деятельности услугодателя не зависит от того, достигнут или нет полезный эффект услуги. Репетитор обязан предоставить свои услуги, т. е. обеспечить возможность усвоения обучающимся определенного уровня знаний; достигнет ли деятельность репетитора желаемого результата или нет, зависит и от самого обучающегося, его способностей, внимательности. Этот признак свойствен не только репетиторству, но и всем иным видам нематериальных услуг.
Обязательства, направленные на выполнение работ (оказание услуг), разнообразны. В связи с этим невозможно сформулировать унифицированные нормы, которые являлись бы общими для всех договоров данной группы. Тем не менее, объединение всех рассматриваемых обязательств в одну группу по признаку направленности имеет нормативно-правовое обоснование, выражающееся в том, что единство направленности предопределило общие подходы и принципы законодательного регулирования.
Рассмотрим соотношение договора подряда с договором возмездного оказания услуг более подробно: общими признаками, объединяющими все договорные обязательства об оказании услуг, являются особенности объекта обязательства – услуги нематериального характера; специфика связи услуги с личностью услугодателя.
Указанные особенности можно проиллюстрировать на примере различий обязательств об оказании услуг и обязательств подрядного типа. Основным отличием обязательств об оказании услуг от обязательств подрядного типа является результат осуществляемой услугодателем деятельности. Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания. Следовательно, услуги, предоставляемые должником кредитору, носят нематериальный характер.
Действующее законодательство проводит различия между овеществленными услугами, являющимися объектом обязательств подрядного типа, и нематериальными услугами, выступающими объектом обязательств об оказании услуг. Ведь согласно ст. 783 ГК РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Кроме того, следует заметить, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, так как потребляется услугополучателем в процессе ее оказания, то есть самой деятельности услугодателя. В отличие от этого в подрядных отношениях сам смысл обязательства состоит в том, чтобы передать полученный вещественный результат заказчику2.
Таким образом, нормообразующее значение признака направленности для всех договоров данной группы выражается в выработке для них общих принципов и подходов правового регулирования, а также в возможности создания норм, так или иначе унифицированных для значительного количества этих обязательств.