Договор возмездного оказания услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности проблемы договора возмездного оказания услуг на современном этапе, целью курсовой работы является комплексное исследование сущности понятия возмездного оказания услуг в целом, и особенностей данного договора в частности. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:
а) глубоко исследовать понятие возмездного оказания услуг с точки зрения гражданского права; правовое регулирование и правовую природу указанного договора возмездного оказания услуг;
б) рассмотреть основные элементы договора возмездного оказания услуг;
в) исследовать содержание договора возмездного оказания услуг, а именно совокупность гражданских прав и обязанностей его участников.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Услуги как объект гражданско-правового регулирования
6
1.1.Понятие услуг как объекта гражданских прав
6
1.2. Услуги как экономическая категория
8
Глава 2. Понятие и условия договора возмездного оказания
услуг
13
2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг
13
2.2. Условия договора возмездного оказания услуг
18
2.3. Содержание договора возмездного оказания услуг
20
Заключение
26
Список источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

В связи с тем, что предметом договора возмездного оказания услуг всегда выступает либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности в отношении определенного заказчика, важнейшей его характеристикой является качество оказываемых услуг.

Требования к качеству предмета исполнения по договору возмездного оказания услуг определяются по тем же правилам, что и в договоре подряда. Согласно ст. 721 ГК качество оказанной исполнителем услуги, т. е. достигнутого им результата, должно соответствовать условиям договора возмездного оказания услуг, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. Следовательно, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат оказанной услуги должен в момент ее завершения в отношении заказчика обладать свойствами, указанными в самом договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями[20].

Законом, иными правовыми актами могут быть предусмотрены обязательные требования к качеству результата, полученного в результате оказанной по этому договору услуги. В этом случае исполнитель, действующий в качестве предпринимателя, обязан оказывать услуги, соблюдая указанные обязательные требования. Кроме того, исполнитель может принять на себя по договору обязанность по оказанию услуг, отвечающих требованиям к качеству, более высоким по сравнению с установленными обязательными для сторон требованиями.

Так же как и в договоре подряда, гарантии качества результата оказанной услуги можно подразделить на законные, т. е. предусмотренные законом, иными правовыми актами или обычаями делового оборота, и договорные, т. е. принятые на себя исполнителем в силу договора возмездного оказания услуг и предусмотренные в нем. Гарантии качества, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, распространяются на результат оказанной услуги в целом (ст. 722 ГК).

Оказание некоторых видов услуг может предполагать, что полученный заказчиком полезный эффект в пределах разумного срока должен сохраняться в соответствии с установленным в договоре способом его использования, а если такой способ использования договором не предусмотрен – для обычного способа использования результата услуги такого рода (законная гарантия). В качестве примера можно привести оказание услуг по обучению. Полученные в результате повышения квалификации знания, являющиеся одним из оснований для аттестации, например, государственных служащих, должны быть пригодными для использования в течение всего срока, на который они были аттестованы[21].

Кроме того, законом, иным правовым актом, договором возмездного оказания услуг или обычаями делового оборота для результата оказанной услуги может быть предусмотрен срок, в течение которого он должен соответствовать условиям договора о качестве, предусмотренным п. 1 ст. 721 ГК (гарантийный срок).

Правила определения цены оказанных по договору услуг устанавливаются п. 1 ст. 709 ГК. В договоре должна быть указана цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. Однако при отсутствии в договоре возмездного оказания услуг таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК. Если объем и виды услуг, оказываемых заказчику, велики, то цена может быть определена путем составления сметы[22].

Еще одним важным условием договора возмездного оказания услуг является срок. В отношении этого условия в договоре возмездного оказания услуг также могут применяться правила о подряде. Согласно ст. 708 ГК в договоре возмездного оказания услуг должны указываться начальный и конечный сроки оказания услуги, а по соглашению сторон могут предусматриваться также и сроки завершения отдельных видов (этапов) услуг, т. е. промежуточные сроки. Изменение указанных в договоре возмездного оказания услуг начального, конечного и промежуточных сроков оказания услуг возможно в случаях и порядке, предусмотренных договором. Исполнитель по договору возмездного оказания услуг несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков оказания услуг, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором. При этом последствия просрочки исполнения, установленные п. 2 ст. 405 ГК, наступают при нарушении как конечного срока оказания услуги, так и иных установленных сроков[23].

 

2.3. Содержание договора возмездного оказания услуг

Содержание договора возмездного оказания услуг представляет совокупность гражданских прав и обязанностей его участников. Это главный элемент любого договора поэтому он рассматривается отдельно.

Права и обязанности сторон по договору возмездного оказания услуг определены в ГК РФ в довольно общем виде. Конкретизация указанных прав и обязанностей обычно производится в соответствующих нормативных актах либо непосредственно определяется соглашением сторон. Например, в правилах оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Правительства РФ [24] раскрываются права пользователей услуг почтовой связи и соответствующие им обязанности организаций, предоставляющих эти услуги К специфическим обязанностям организаций почтовой связи относятся соблюдение тайны почтовых сообщений. Обеспечение их сохранности и т. д.

Основной обязанностью исполнителя является совершение действий по оказанию услуги. Поскольку в ГК РФ не установлено специальных правил исполнения договора возмездного оказания услуг, применяются положения об исполнении обязательств установленные гл. 22 ГК РФ.

Что касается заказчика, то его главная обязанность регулируется п.1 ст. 781 ГК РФ. Ст. 781 ГК РФ посвящена оплате услуг. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Оплата оказанной услуги производится в порядке и в сроки, предусмотренные договором. Следует отметить, что действующие Правила об оказании отдельных видов услуг, утвержденные Правительством РФ, либо ограничивают перечень услуг, которые оплачиваются заказчиком полностью при заключении договора, либо устанавливают сроки, в течение которых услуга после ее оказания должна быть оплачена. Т. к. эти Правила обязательны для организаций, оказывающих соответствующие услуги, то они должны определять в договоре сроки и порядок оплаты с учетом положений правил об оказании данной услуги. Так, п. 20 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные СМ РФ 8 июня 1993 г.[25], предусматривает исчерпывающий перечень услуг, которые оплачиваются полностью при заключении договора, – услуги, выполняемые в присутствии заказчика, а также методом самообслуживания; услуги по покупке, доставке или пересылке подарков, сувениров и других изделий; услуги по обучению вязке, кройке и шитью одежды, фотографированию; услуги бань и душей и др. Услуги, не включенные в этот перечень, полностью при заключении договора оплачиваться не должны, если заказчик не дал на это согласие. Правила предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи, утвержденные СМ РФ 22 сентября 1993 г.[26], определили, что срок оплаты не может быть менее 10 дней с момента выставления клиенту счета за переговоры.[27]

П. 2 ст.781 ГК РФ заключается в том что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг (п.3 ст.781 ГК РФ)

П. 2 ст. 781 определяет порядок оплаты услуг при невозможности исполнения обязательства по вине заказчика. Обстоятельства, при которых лицо признается виновным, закреплены п. 1 ст. 401 ГК.

В этом случае заказчик должен полностью оплатить услуги.

П. 3 ст.782 определяет порядок оплаты услуги, если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни исполнитель, ни заказчик не отвечает. В этом случае заказчик должен возместить исполнителю только фактически произведенные им расходы по исполнению обязательства об оказании услуг.

Иные правила расчетов при возникшей невозможности исполнения услуги могут предусматриваться законом или договором возмездного оказания услуг.

При невозможности исполнения обязательства по обстоятельствам, за которые отвечает должник, последний не вправе требовать оплаты услуги, а если она уже оплачена заказчиком, обязан возвратить полученную от него денежную сумму и возместить иные убытки, а также уплатить неустойку, предусмотренную в соответствии со ст. 394.

К договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и положения о бытовом подряде.

Положения о бытовом подряде должны применяться к отношениям по возмездному оказанию услуг, когда услуга оказывается лицом (гражданином или организацией, осуществляющими предпринимательскую деятельность) гражданину в целях удовлетворения его бытовых или др. личных потребностей.

Помимо этих положений к услугам, оказываемым в целях удовлетворения личных потребностей граждан, применяется Закон о защите прав потребителей и правовые акты Правительства РФ, принятые в соответствии с этим Законом.

Ко всем иным отношениям по оказанию услуг, кроме бытового порядка, должны применяться нормы общих положений о подряде, законы и иные правовые акты. Так, аудиторские услуги регламентируются Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «Об аудиторской деятельности в РФ»[28], услуги связи – Законом РФ от 16 февраля 1995 г. «О связи»[29].

Общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если они не противоречат специальным правилам об этом договоре и особенностям его предмета. Так, к услугам, не имеющим материального результата, как правило, не применимы положения о сроках обнаружения недостатков (ст. 724), т. к. исполнитель может нести ответственность только за недостатки, допущенные в процессе их оказания, а не по завершении (услуги по киновидеообслуживанию, туристические услуги). К некоторым же услугам, имеющим материальный результат, могут применяться только общие сроки обнаружения недостатков (информационные, аудиторские услуги), но не гарантийные сроки, т. к. их потребительские свойства ценны на данный момент, а не в течение продолжительного времени, к другим же – и положения о гарантии- (при оказании некоторых видов стоматологической помощи).

Подводя итог третьему вопросу, можно отметить, что «ответственность сторон по договору определяется специальными актами о порядке оказания отдельных видов услуг, а также нормами общей части ГК РФ и положениями о подряде»[30].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование услуг позволило выявить двойственную правовую природу данной категории. В гражданском праве услуги выступают в качестве объекта гражданско-правового регулирования и объекта гражданских прав.

Услуги как объект гражданско-правового регулирования представляют собой определенный вид общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в оказании услуг. Правовой формой данных отношений могут быть не только обязательства об оказании услуг, но и иные по своей природе гражданско-правовые обязательства. Соответственно, и в качестве объектов гражданско-правовых обязательств, регулирующих экономические отношения по оказанию услуг, выступают не только услуги, но и иные блага, являющиеся объектами гражданских прав.

Понятие услуг в значении объекта гражданско-правового регулирования включает в себя и понятие обслуживания, т.е. отношения по осуществлению деятельности, направленной на удовлетворение потребностей участников имущественного оборота. Отношения обслуживания также опосредуются различными гражданско-правовыми обязательствами - как поименованными (розничная купляпродажа, прокат, бытовой подряд и др.), так и непоименованными (туристическое, гостиничное, санаторно-курортное обслуживание и др.). Последние имеют, как правило, комплексный объект, в силу чего они являются самостоятельными по своей правовой природе, поэтому не могут быть отнесены к обязательству возмездного оказания услуг. Договоры, регулирующие отношения в сфере обслуживания, обладают рядом общих формальных признаков (публичный характер, специальный субъектный состав, потребительская цель), позволяющих выделить их в теории гражданского права в группу договоров обслуживания.

Правовая сущность услуг как объекта гражданских прав заключается в совершении действий по изменению состояния невещественного блага. Невещественные блага выступают в качестве объекта, на который оказывается воздействие в процессе деятельности исполнителя при оказании услуг. Круг явлений, которые могут выступать в качестве объекта воздействия, ограничивается благами, признаваемыми объектами гражданских прав. К таковым из перечисленных в ст. 128 ГК РФ объектов гражданских прав относятся следующие: информация, безналичные деньги, а также нематериальные (духовные) блага. В целях раскрытия сущности услуг перечисленные невещественные блага в работе рассмотрены в роли объекта воздействия при оказании различных видов услуг (информационных, медицинских, образовательных, культурно-просветительских и др.).

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг