Договор возмездного оказания услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности проблемы договора возмездного оказания услуг на современном этапе, целью курсовой работы является комплексное исследование сущности понятия возмездного оказания услуг в целом, и особенностей данного договора в частности. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:
а) глубоко исследовать понятие возмездного оказания услуг с точки зрения гражданского права; правовое регулирование и правовую природу указанного договора возмездного оказания услуг;
б) рассмотреть основные элементы договора возмездного оказания услуг;
в) исследовать содержание договора возмездного оказания услуг, а именно совокупность гражданских прав и обязанностей его участников.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Услуги как объект гражданско-правового регулирования
6
1.1.Понятие услуг как объекта гражданских прав
6
1.2. Услуги как экономическая категория
8
Глава 2. Понятие и условия договора возмездного оказания
услуг
13
2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг
13
2.2. Условия договора возмездного оказания услуг
18
2.3. Содержание договора возмездного оказания услуг
20
Заключение
26
Список источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 157.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Курсовая работа по гражданскому праву

на тему: “Договор возмездного оказания услуг”

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Группа:

 

Специальность:

 

Руководитель работы:  ______________

 

Работа защищена___________ оценка______________

                                         

 

 

 

 

Челябинск 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение

3

Глава 1. Услуги как объект гражданско-правового регулирования

6

1.1.Понятие услуг как объекта гражданских прав

6

1.2. Услуги как экономическая категория

8

Глава 2. Понятие и условия договора возмездного оказания

услуг                           

13

2.1. Понятие договора возмездного оказания услуг                           

13

2.2. Условия договора возмездного оказания услуг

18

2.3. Содержание договора возмездного оказания услуг

20

Заключение

26

Список источников

29


ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема регулирования договора возмездного оказания услуг в настоящее время весьма актуальна и занимает особое место в отечественном гражданском праве. «Включение в Гражданский кодекс Российской Федерации нового вида договора возмездного оказания услуг обусловлено тем что согласно ст. 128 ГК РФ работы и услуги относятся к самостоятельным объектам гражданского права»[1].

В юридической литературе не без оснований в свое время было выражено отрицательное отношение к резкому противопоставлению в гражданском праве понятий «услуга» и «работа». Услугой является действие, оказывающее помощь, пользу другому, а работой занятие каким-либо делом, применение своего труда. Каждая услуга становится объектом гражданско-правового обязательства тогда, когда выражается в какой-либо работе, а работа когда она принимает форму оказания услуги[2].

Исходя из актуальности проблемы договора возмездного оказания услуг на современном этапе, целью курсовой работы является комплексное исследование сущности понятия возмездного оказания услуг в целом, и особенностей данного договора в частности. Для достижения поставленной цели формулируются следующие задачи:

а) глубоко исследовать понятие возмездного оказания услуг с точки зрения гражданского права; правовое регулирование и правовую природу указанного договора возмездного оказания услуг;

б) рассмотреть основные элементы договора возмездного оказания услуг;

в) исследовать содержание договора возмездного оказания услуг, а именно совокупность гражданских прав и обязанностей его участников.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере возмездного оказания услуг.

Предметом является совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения при заключении договора возмездного оказания услуг.

Теоретическую основу работы составляют: действующее законодательство, труды учебных заведений, работы ученых в области гражданского права, учебники, пособия.

При написании курсовой работы рассматривались труды таки ученых-правоведов, как А. Ю. Кабалкина,  Г.В. Жуковой, Г.В. Индюкова, А. Ю. Кабалкина,  Н.Ф.   Качура, Л.В.  Санниковой Е.Д., Шешенина и др.

Методы исследования. Сочетание теоретико-методологического уровня исследования обусловило выбор комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и поставленным задачам исследования:

Теоретические методы:

а) теоретический анализ использовался для выявления  существующих проблем при заключении договора возмездного оказания услуг;

б) теоретико-методологический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования;

в) понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения понятийного поля проблемы;

г) системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы изучения особенностей договора возмездного оказания услуг в Российской Федерации.

Эмпирические методы:

                  Изучение законодательства, литературы, документов, материалов на электронных носителях и других источников как средств, содержащих факты, характеризующие договоры возмездного оказания услуг, послужило способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей и противоречий в разработке вопроса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Ее структура, последовательность и объем изложения обуславливались стремлением комплексно рассмотреть договор возмездного оказания услуг в целом с учетом действующего законодательства.


ГЛАВА 1. УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

1.1.Понятие услуг как объекта гражданских прав

Понимание услуг как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, основано на используемом в экономической науке широком значении услуг как вида экономической деятельности, отличного от промышленного производства и сельского хозяйства. В данном значении понятием "услуги" охватывается, по существу, весь имущественный оборот. Однако имущественный оборот может быть сегментирован в зависимости от участвующих в нем экономических продуктов. В зарубежной экономике в качестве таковых выделяются товары и услуги, а в российской к ним добавляются еще и работы.

Триада "товары, работы, услуги" нашла отражение и в гражданском законодательстве. В ГК РФ она закреплена в п. 3 ст. 424, п. п. 2 и 3 ст. 426, п. 1 ст. 590, ст. ст. 1095 - 1098, п. 1 ст. 1212, ст. 1221.[3] Встречается данная триада и в ряде законов: Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"[4] , Законе о защите прав потребителей, Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"  и др. Но в законодательстве эта триада используется далеко не всегда. В ст. 8 Конституции РФ[5] и соответствующей ей ст. 1 ГК РФ гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. В Законе о техрегулировании перечисляются продукция, работы и услуги.

В свете ст. 128 ГК РФ "Виды объектов гражданских прав" противопоставление услуг товарам, продукции, работам или финансовым средствам может показаться не вполне логичным, так как ни товары, ни продукция, ни финансовые средства не признаются объектами гражданских прав, в то время как работы и услуги прямо отнесены к таковым. Из анализа правовых норм, содержащих подобное перечисление, можно сделать вывод, что услуги (впрочем, как и работы) упоминаются в них в ином качестве, чем объекты гражданских прав.

Представляется, что формулировка "товары, работы, услуги" применяется в нормативных актах для обозначения совокупности экономических отношений, складывающихся при производстве и обращении товаров, работ и услуг как продуктов экономической деятельности. Такой подход требуется в тех случаях, когда нормы гражданского права призваны регулировать имущественный оборот в целом, а не отдельные группы общественных (экономических) отношений, как, например, в обязательственном праве. Уровень развития экономических отношений в современном обществе требует всеобъемлющего регулирования рынка товаров, работ, услуг. Для решения этой задачи применение традиционных цивилистических категорий не всегда приемлемо, поэтому все чаще законодатель прибегает к использованию экономических категорий в правовом регулировании экономических отношений. На международном уровне аналогичные процессы обусловили формирование международного экономического права.

Таким образом, в гражданском законодательстве услуги используются в качестве экономической категории при перечислении их наряду с товарами, работами, финансовыми средствами.

Однако использование в гражданском законодательстве экономических понятий представляется не вполне приемлемым. Для них должны быть найдены адекватные правовые формы, точно отражающие их сущность.

 

1.2. Услуги как экономическая категория

Экономическая сущность услуг состоит в осуществлении деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Существенными признаками такого рода деятельности в экономической науке признаются неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость.

В отечественной экономической литературе услуги традиционно делятся на материальные и нематериальные. Теоретической основой такой классификации является высказывание К. Маркса о двух типах услуг: "Известного рода услуги, иными словами потребительные стоимости, представляющие собой результат известных видов деятельности или труда, воплощаются в товарах, другие же услуги, напротив, не оставляют осязательных результатов, существующих отдельно от исполнителей этих услуг; иначе говоря, результат их не есть пригодный для продажи товар"[6]. В качестве критерия данной классификации используется результат, который может быть как осязаемым, будучи воплощенным в товаре, так и неосязаемым.

Современные авторы при разграничении услуг на материальные и нематериальные указывают не только на результаты, но и на объекты услуг, т.е. на кого или на что направлена деятельность. Объектами материальных услуг, по их мнению, являются предметы материального мира, а нематериальных услуг - физическое, умственное или экономическое состояние потребителей. Соответственно, материальные услуги имеют своим результатом изменения в состоянии каких-либо предметов (перевозка, ремонт, окраска и т.д.), а нематериальные услуги удовлетворяют личные и коллективные потребности и выражаются в изменении физического, умственного или экономического состояния потребителя (лечение, обучение, юридическая и страховая защита)[7].

Объект услуги используется в качестве критерия и в классификации Ловелока[8], наряду со степенью осязаемости самой услуги (т.е. деятельности, а не ее результата). В зависимости от этого выделяют следующие группы услуг:

- осязаемые действия, направленные на тело человека (здравоохранение, пассажирский транспорт, парикмахерские услуги и др.);

- осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты (грузовой транспорт, ремонт, прачечная, химчистка, ветеринарные услуги и др.);

- неосязаемые действия, направленные на сознание человека (образование, радио- и телевещание, музеи, театры и др.);

- неосязаемые действия с неосязаемыми активами (банки, страхование, юридические и консультационные услуги и др.).

В зависимости от степени осязаемости услуг Г. Ассэль предлагает разделить услуги на три класса: связанные с товарами, основанные на использовании оборудования, основанные на труде человека[9]. Услуги, связанные с товарами, выполняют вспомогательную роль: гарантийное обслуживание, ремонт, профилактика. К услугам, основанным на использовании оборудования, относятся те услуги, для оказания которых необходимо оборудование: полностью автоматизированные (торговые автоматы, банкоматы, мойка автомобилей); неквалифицированный труд (стрижка газонов, химчистка, такси); квалифицированный труд (операторы компьютеров, авиалинии). Услуги, основанные на труде человека, в большей степени зависят от деятельности человека, чем от оборудования. Они включают в себя неквалифицированный труд (охранники, привратники), квалифицированный труд (уход за детьми, подбор кадров управленцев, общественное питание), услуги специалистов (юристов, врачей, бухгалтеров).

Традиционно в качестве критерия классификации услуг выступает услугополучатель. В зависимости от его статуса выделяют личные и деловые (или профессиональные) услуги. Оказание личных услуг направлено на удовлетворение потребностей населения, а деловых - потребностей лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную профессиональную деятельность.

В ГОСТ Р 5064694 услуги населению по функциональному назначению подразделяются на материальные и социально-культурные.

Термин "материальная услуга" раскрывается как "услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг". Материальные услуги обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к ним могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания и транспорта.

Информация о работе Договор возмездного оказания услуг