Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:12, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – рассмотреть особенности договора розничной купли продажи.
Согласно поставленной цели в своей работе я ставлю следующие задачи:
1) Понятие и особенности договора розничной купли – продажи;
2) Права, обязанности и ответственность по договору розничной купли – продажи.
Введение. 3
Глава 1. Понятие и особенности договора розничной купли –продажи. 4
1.1 Понятие договора розничной купли – продажи. 4
1.2 Особенности договора розничной купли – продажи. 6
Глава 2. Права, обязанности и ответственность по договору розничной купли – продажи. 10
2.1 Права и обязанности продавца. 10
2.2 Права и обязанности покупателя. 16
2.3 Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы. 28
Первое - эти исключения предусмотрены в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров. Для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар другой марки, недостаточно наличия простого недостатка (п.1 ст.503). Необходимо, чтобы недостаток был существенным. Остальные перечисленные выше требования могут быть предъявлены при наличии любого недостатка в этих товарах. Условие о замене товара лишь при наличии существенного недостатка распространено ГК РФ также и на дорогостоящие товары, понятие которых не раскрывается.
Перечень
обозначенных технически сложных товаров,
которые могут быть заменены лишь
при наличии существенного
Второе исключение относится к товарам, которые по своему характеру или существу обязательства не подлежат замене. Требования об устранении недостатков товара либо о его замене могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства. Так, в силу характера не могут быть устранены недостатки в таких товарах, как продовольственные, парфюмерно-косметические, лекарства и т.п., а индивидуально-определенная вещь заменена. Из существа продажи некондиционных товаров вытекает, что покупатель не может требовать ни замены такого товара, ни устранения обнаруженных в нем недостатков.
Следует оговориться, что ранее, эти исключения действовали и в отношении товара, купленного в комиссионном магазине и имеющего недостатки. При этом требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) могло быть удовлетворено лишь с согласия продавца. На практике же многие комиссионные магазины до сих пор игнорируют права покупателей. В настоящее время на розничную куплю-продажу в комиссионных отделах распространяются общие правила ст.503 ГК РФ и покупатель обладает полным комплексом прав.
В соответствии с п.2. ст.503 ГК РФ в случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и т.п.), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.
При
возникновении спора о причинах
возникновения недостатков
Наряду
с правами покупателя в случае
продажи ему товара ненадлежащего
качества, гражданское законодательство
предусматривает право
Согласно ст.502 ГК РФ и ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребителю предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен.
В соответствии со статьей 502 ГК РФ и ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у данного продавца. Если товар не соответствует данным требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей», то он не подлежит обмену как товар надлежащего качества. ГК РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей» не предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с реализацией покупателем данного права. В соответствии с п. 1 ст. 502 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии необходимого для обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.1
Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». «Скупое» правило гражданского кодекса находит продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности в ст.23.
Итак, законодательство предусматривает ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи.
Это
правило устанавливает
Итак,
если законом или договором
Ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя. Согласно действующим правилам, неустойка в размере, установленном ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», взыскивается за каждый день просрочки установленных ст. 20, 21, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» сроков выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара, замене товара с недостатками, о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных потребителю расторжением договора купли-продажи (возвратом товара ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до выполнения соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо суммой.
В случае если продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков (замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами нарушение.
На практике, в связи с применением этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые проблемы. Так, ст.21 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода к проблеме:
Учитывая, что указанный Закон РФ «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо изъятий из общих правил начисления и взыскания неустойки, суд в соответствии со ст. 333 ГК РФ вправе уменьшить размер неустойки, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств. При этом судом должны быть приняты во внимание степень выполнения обязательства должником, имущественное положение истца, а также не только имущественный, но и всякий иной, заслуживающий уважения, интерес ответчика.
Законодатель предусмотрел ответственность продавца и в случае непредставления покупателю необходимой и достоверной информации (п.3,4 ст.495 ГК РФ).
Степень
ответственность различаются в
зависимости от того, заключен договор
розничной купли-продажи или
Если продавец не предоставляет информацию до заключения договора, он обязан возместить покупателю убытки, причиненные необоснованным уклонением от заключения договора.
После заключения договора покупатель вправе:
При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара, а также вследствие непредставления достоверной или полной информации о товаре необходимо учитывать, что в соответствии со ст.ст. 1095 - 1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. 1 - 4 ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» такой вред подлежит возмещению продавцом или изготовителем в полном объеме независимо от их вины и независимо от того, состоял ли потерпевший с ними в договорных отношениях.
Важно отметить, что требования о возмещении вреда могут быть предъявлены гражданином-потребителем не только к продавцу, но и к изготовителю проданной вещи. При этом обращение к одному не исключает аналогичного обращения к другому, если ни изготовитель, ни продавец этих требований не выполнил. Если потребитель, обратился с просьбой о замене товара, как в магазин, так и к предприятию-изготовителю, то при этом у потребителя возникает право на неустойку за просрочку исполнения требований одновременно в двух местах. Фактически, в такой ситуации потребитель может получить четыре процента неустойки: 2% за несвоевременную замену товара (1% с продавца и 1% с изготовителя) и 2% за непредставление на период замены товара во временное пользование. Естественно, что право требовать возмещения морального вреда также «удваивается», т.е. предъявляется как продавцу, так и изготовителю. Такая практика, наверно, представляется правильной, поскольку ставит продавца и изготовителя некачественного товара в необходимость договориться между собой, какой объем ответственности лежит на каждом из них.