Договор розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – рассмотреть особенности договора розничной купли продажи.
Согласно поставленной цели в своей работе я ставлю следующие задачи:
1) Понятие и особенности договора розничной купли – продажи;
2) Права, обязанности и ответственность по договору розничной купли – продажи.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие и особенности договора розничной купли –продажи. 4
1.1 Понятие договора розничной купли – продажи. 4
1.2 Особенности договора розничной купли – продажи. 6
Глава 2. Права, обязанности и ответственность по договору розничной купли – продажи. 10
2.1 Права и обязанности продавца. 10
2.2 Права и обязанности покупателя. 16
2.3 Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы. 28

Работа содержит 1 файл

Ницевич В.,32 взвод (1).doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). В статье же 495 ГК РФ предоставление покупателю информации о товаре названо обязанностью продавца.

     Важно отметить, что указанная информация в наглядной и доступной форме  доводится до сведения потребителя  на русском языке.

     При этом необходимый текст может  быть помещен непосредственно на упаковке или этикетке товара, либо на листке-вкладыше и прилагаться к товару при передаче его покупателю, либо в виде аннотации выставлен в торговом зале вместе с образцами реализуемых товаров.

     Итак, продавец обязан довести до покупателя необходимую и достоверную информацию. Такой комплекс информации должен в себя включать:

  1. информация об изготовителе (исполнителе);
  2. информация о товарах.

     Первый  информационный блок «информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей» должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

     Более того, если виды деятельности, осуществляемой продавцом, подлежит лицензированию, потребителю  должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

     Причем  названная информация должна быть доведена до покупателя даже при осуществлении  торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (п.3 ст.9 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

     Второй  информационный блок – «информация  о товаре» в соответствии со ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи  она в обязательном порядке должна содержать:

  1. Обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
  2. Сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;
  3. Цену и условия приобретения товаров;
  4. Гарантийный срок, если он установлен;
  5. Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  6. Срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  7. Место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  8. Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;
  9. Информацию о правилах продажи товаров.

     Если  приобретаемый потребителем товар  был в употреблении или в нем  устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

     Как мы уже отметили, отдельные законодательные  акты могут содержать специальные  требования к форме и содержанию обязательной информации о товаре. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров государственным стандартам, представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей. Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

     Согласно  п.2 ст.495 ГК РФ покупатель вправе до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

     Выделим еще одну обязанность продавца. Закон РФ «О защите прав потребителей» устанавливает обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п.6 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

     Закон РФ «О защите прав потребителей» не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с п.6 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при отсутствии продавца или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним, в месте нахождения покупателя доставка и возврат товаров могут осуществляться покупателем.

     Закон РФ «О защите прав потребителей» возлагает на продавца обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.

     Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю  расходы по доставке товара возникает  только в случае продажи товара с  недостатками. Если продавцом будет  доказана вина потребителя в возникновении  недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

     Наряду  с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

  1. Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
  2. Отказаться от исполнения договора.
  3. Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК РФ).
  4. Потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК РФ).
  5. Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со ст. 395 ГК РФ, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст.486 ГК РФ).
  6. Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК РФ).

2.2 Права и обязанности  покупателя

 

     Две основных обязанности покупателя –  оплата и принятие товара.

     При этом обязанность оплатить товар  имеет значение только для тех  договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и  исполнения не совпадают (договор с  условием предварительной оплаты; договор  продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента оплаты.

     Итак, главная и фактически единственная обязанность покупателя – принять  им товар.

     Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право  не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также в других случаях, когда он имеет право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; п.1, 2 ст.468; п.2 ст.475; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; п.1, 3 ст.503.

     Если  иное не предусмотрено законом, иными  правовыми актами или договором  купли-продажи, покупатель обязан совершить  действия, которые в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями необходимы с его стороны для  обеспечения передачи и получения соответствующего товара. Так для получения соответствующего товара необходимо сообщить адрес и наименование получателя, которому должен доставляться товар: обеспечить транспорт для перевозки товара, если обязанность по доставке лежит на нем; направить своего представителя в место нахождения продавца, если договором предусмотрено предоставления товара в этом месте, и т.п.

     Покупатель  обязан принять товар, переданный ему  в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ.

     В том случае, если покупатель не принимает  товар или отказывается от него, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора. Помимо этого продавец вправе требовать возмещения убытков, причиненных вследствие нарушения покупателем своей обязанности (ст.393 ГК РФ). Эти правовые последствия наступают, если покупатель отказывается, принять товар или не принимает его, несмотря на то, что он обязан это сделать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором. Так, правовые последствия, предусмотренные п.3 ст.484 ГК РФ, будут наступать, если покупатель откажется принять товар с недостатками, когда нарушение требований к качеству не является существенным.

     Права покупателя во всем корреспондируют  обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать товар, то покупатель вправе это требовать и т.д.

     Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. Покупатель имеет право:

  • На помощь в выборе товара, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и на демонстрацию отдельных товаров в действии;
  • Проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
  • Требовать соблюдения положений правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
  • Требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
  • Оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
  • В предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
  • Вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.

     В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  1. Замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  2. Соразмерного уменьшения покупной цены;
  3. Незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
  4. Возмещения расходов на устранение недостатков товара.

     Отметим сразу, что вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

     Потребитель вправе предъявить любое из перечисленных  требований по своему усмотрению при  обнаружении в товаре недостатка. Однако из этого правила были сделаны  два исключения, которые связаны с характером товара.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи