Договор розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по гражданскому праву 2009 год.doc

— 95.00 Кб (Скачать)


Введение.

     Договор розничной купли-продажи – самый массовый договор. Ежедневно совершаются миллионы покупок. Ежедневно миллионы людей вступают в правовые отношения, при этом, не вспоминая о правовых тонкостях отношений профессионального продавца и рядового покупателя.

Поэтому данный договор занимает первое место среди разновидностей купли-продажи в ГК РФ.

Важность данного договора подчеркивает и то обстоятельство, что правило о розничной купле-продаже носят в основном обязательный характер и направлены в первую очередь на обеспечение интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны», не связанной с предпринимательской деятельностью – потребителя, стоят не только нормы ГК РФ, но законодательство о защите прав потребителей.

Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие субъекты, например, сеть магазинов, осуществляющая недобросовестную деятельность по продаже канцтоваров или книг, так и большие компании, например, ОАО «Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат», скрывающий факты выпуска небезопасного товара, осуществляя оптовые продажи, но поскольку тема данной работы предусматривает рассмотрение ответственности продавца по договору розничной купли-продажи, то более широко рассмотрим именно нарушения и ответственность продавца в розничной торговле.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, мне видится актуальным исследование договора розничной купли-продажи в целом, и ответственности продавца по данному договору в частности.

Итак цель моей работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи и ответственности продавца по этому виду договоров.

Исходя из поставленной цели я ставлю перед собой следующие задачи:

- рассмотреть общие положения о договоре розничной купле-продаже, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его формы;

- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;

- исследовать законодательство, регулирующее правоотношения в сфере защиты потребительских прав и применительную практику в данной области;

- выделить основные обязанности продавца по договору розничной купли-продажи, последствия их неисполнения в частичной или полной мере (ответственность).

В заключении работы будут подведены итоги данной работы, сформулированы пути решения проблем в сфере розничной купли-продажи.


1) Понятие и особенности договора розничной купли-продажи.

 

Определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст.492 ГК РФ.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Из определения можно выделить характерные черты, позволяющие выделить договор розничной купли-продажи в самостоятельный вид договора купли-продажи:

Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу.

Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета договора купли-продажи. Специфика товара по договору розничной купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного или иного, не связанного с предпринимательской деятельностью пользования.

Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля продажа выделена в качестве самостоятельных разновидностей.

Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст.426 ГК РФ. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.

Будучи публичным, договор розничной купли-продажи может заключаться с использованием публичной оферты, под которой в соответствии со ст.437 ГК РФ понимается содержащее существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется.[1] Согласно ст.494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли продажи. Более того, выставление в месте продажи (на прилавках, витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указана ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. Реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний.[2] Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее обязательств оферента.

Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

При этом существенными признаются следующие условия договора:

- условия о предмете договора;

- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

- все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Законодательство о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные нормативные акты – «кнут», стоящий на защите прав потребителей. Большинство нарушений, совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.[3]

Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.

Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связано с предпринимательской деятельностью.

Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:

- консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям;

- возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;

- взаимным, то есть, существуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора.

Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет.

Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК РФ, продавец, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Существует право федерального органа исполнительной власти давать разъяснения по вопросам защиты прав потребителей, установленное ст.40 ФЗ «О защите прав потребителей». (Ранее данное право было предоставлено ныне упраздненному Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства).

Но так как данная курсовая работа является непосредственно результатом моего творчества и изучения такого института гражданского права, как розничная купли-продажа, то я самостоятельно попытаюсь дать всестороннее разъяснение и толкование по этому вопросу.

Итак, товары могут приобретаться для личных нужд (например покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых нужд (например приобретение студентом юридического факультета АГТУ Гражданского кодекса для использования его как на занятиях, так и для личных целей – для защиты своих прав и интересов). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например покупка видеокамеры для работы в телередакции и т.д.).

Вместе с тем, предметом розничной купли-продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской деятельностью. Например, предметом розничной купли-продажи может быть, допустим, насос – используемый для полива и выращивания гражданином урожая, излишки которого могут быть проданы на рынке.

Специфической чертой данного вида договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст.493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме. Такой договор приобретает черты договора присоединения (в ст.493 ГК РФ сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК РФ).

Наиболее распространенный способ розничной торговли – через прилавок – являет собой устную форму договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В том случае, когда момент ее совершения и исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием ст.161 ГК РФ, согласно которой сделки должны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек, либо иной документ, подтверждающий оплату товара по договору рознично купли-продажи, когда момент его заключения и исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора как в устной, так и в письменной форме (ст.493 ГК РФ).

Зачастую, на практике, соблюдая простую письменную форму договора продавцы умышленно навязывают потребителям «незаконные условия».

Приведем пример:

«20 мая 2009 года С. заключил с ответчиком договор купли-продажи автомобиля «Рено – Символ». В связи с обнаружением в автомобиле существенных недостатков, С. обратился в суд по месту своего жительства с иском к ответчику о расторжении договора купли-продажи и взыскании соответствующих сумм.

Суд данное дело передал на рассмотрение в Савеловский межмуниципальный суд города Москвы.

В кассационном порядке определение суда оставлено без изменения.

Президиум Верховного суда РФ отменил судебные постановления.

Передавая дело на рассмотрение суда города Москвы, судебные инстанции указали, что стороны сами определили подсудность. При этом сослались на пункт 8.1 договора, заключенного между сторонами, согласно которому разногласия, либо претензии между сторонами должны разрешаться в Народном суде города Москвы. Однако в данном случае, отношения сторон регулируются нормами ФЗ «О защите прав потребителей».

Согласно ст.17 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

Истец в соответствии с вышеуказанными требованиями закона сам определил подсудность, предъявив иск по месту своего жительства. Никаким договором данное его право не может быть ущемлено. В этом случае указанный пункт в договоре следует признать недействительным, поскольку он ухудшает положение потребителя.

Таким образом, части договора, ущемляющие права покупателя, следует признавать недействительными.

Специфика договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст.495 ГК РФ состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.[4]

Информация о работе Договор розничной купли-продажи