Договор розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
2. Разновидности договора розничной купли продажи
3. Права и обязанности продавца по договору
4. Права и обязанности покупателя по договору
5. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ГП.docx

— 41.86 Кб (Скачать)

       Цена  товара по общему правилу должна устанавливаться  одинаковой для всех покупателей. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной  продавцом в момент заключения договора. Отсюда можно сделать вывод о  том, что покупатель по договору розничной  купли – продажи не может непосредственно  участвовать в определении цены товара. Покупатель, которому товар продан по более высокой цене, чем другим, вправе требовать признания договора недействительным, при этом стороны возвращаются в первоначальное положение.

       На  отдельные виды товаров цены устанавливаются  или регулируются государством и, следовательно, приобретают для продавца обязательный характер.

       В случае, когда договором розничной  купли-продажи предусмотрена предварительная  оплата товара (статья 487), неоплата покупателем  товара в установленный договором  срок признается отказом покупателя от исполнения договора, если иное не предусмотрено  соглашением (п.2 ст.500 ГК). 

  Разновидности договора  розничной купли  продажи. 

       Гражданский Кодекс Российской Федерации выделяет следующие виды договора розничной  купли-продажи:

  • продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок;
  • продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);
  • продажа товаров с использованием автоматов;
  • продажа товара с условием о его доставке покупателю;
  • договор найма-продажи.

       Отдельные авторы вообще не классифицируют данный договор, выделяя лишь «договора розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями». Логична была бы классификация розничной купли-продажи по следующим специфическим характеристикам договора:

       - место исполнения договора; способ  вручения товара;  время передачи  товара;  срок оплаты товара;  обязанность доставки товара.

       Соответственно, по месту исполнения договора можно  было бы выделить продажу товара на дому у покупателя и продажу на торговой площади продавца;

       по  времени передачи товара: продажу  по предварительным заказам и  продажу с немедленной передачей  товара;

       по  способу вручения товара: продажу  через автоматы, продажу с обслуживанием  покупателя работниками продавца;

       по  сроку оплаты товара: договор с  предварительной оплатой, с немедленной  оплатой и с оплатой в кредит (в том числе в рассрочку);

       по  обязанности доставки товара: продажу  с обязательством доставить товар покупателю и без такового.

Права и обязанности  продавца по договору

 

       Анализ  легального определения договора розничной  купли-продажи позволяет сделать  вывод об основной обязанности продавца – передать покупателю товар.

         Итак, товар должен быть передан:

  - в определенном месте (ст.499 ГК РФ).

  - вместе с принадлежностями и документами, относящимися к товару, (ст.456 ГК).

  - в определенном количестве, (ст.465 ГК).

  - в соответствующей комплектности и в комплекте, если таковой предусмотрен,

  - установленного качества, (ст.469 ГК РФ, ст.4 Закона “О защите прав потребителей).

  - свободным от прав третьих лиц, (ст.460 ГК РФ).

      - в таре и упаковке, (ст.481 ГК).

       Продавец  обязан довести до покупателя необходимую  и достоверную информацию. Такой  комплекс информации должен в себя включать:

       1) информация об изготовителе (исполнителе);

«Информация об исполнителе» в соответствии со ст.9 Закона «О защите прав потребителей»  должен включать: фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Кроме того, продавец индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной  регистрации и наименовании зарегистрировавшего  его органа. Данная информация должна быть размещена на вывеске.

       2) информация о товарах.

       Предоставление  покупателю необходимой и достоверной  «информации о товаре» предлагаемом к продаже (п.1 ст.495 ГК РФ). Это общее  положение конкретизируется в ст.10 Закона «О защите прав потребителей». Применительно к розничной купли-продажи  она в обязательном порядке должна содержать:

  • обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары.
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров.
  • цену и условия приобретения товаров;
  • гарантийный срок, если он установлен;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  • срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с Законом.
  • место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров соответствующим государственным стандартам;
  • информацию о правилах продажи товаров.

       Если  приобретаемый потребителем товар  был в употреблении или в нем  устранялся недостаток (недостатки), потребителю  должна быть предоставлена информация об этом.

       Практика  показывает, что рассматривая требования потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной  или недостаточно полной информацией  о товаре (работе, услуге), суд должен исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять  потребителю необходимую и достоверную  информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного  выбора.

       Еще одна обязанность продавца. Закон "О  защите прав потребителей" устанавливает  обязанность продавца и организации, выполняющей функции продавца, своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а  также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (п.6 ст.18 Закона "О защите прав потребителей").

       Наряду  с комплексом обязанностей продавец наделен правами. Продавец вправе:

  • Установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен (ст.5 Закона «О защите прав потребителей»).
  • Отказаться от исполнения договора в случае:

  · неявки покупателя (или не совершение им иных необходимых действий) для  принятия товара в определенный договором  срок (ст.496 ГК РФ).

  · неоплаты покупателем товара в установленный  договором срок, когда договором  розничной купли-продажи предусмотрена  предварительная оплата товара (ст.500 ГК РФ).

  · отказа покупателя, в нарушение договора купли-продажи, принять и оплатить товар (ст.486 ГК РФ).

  · неосуществления покупателем в  установленный договором срок очередного платежа за проданный в рассрочку  и переданный ему товар, если иное не предусмотрено законом или  договором (ст.489 ГК РФ).

  • Отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о передаче ему недостающего количества товара, замене товара, не соответствующего условиям договора купли-продажи о качестве, об устранении недостатков товара, о доукомплектовании товара или о замене некомплектного товара комплектным, о затаривании и (или) об упаковке товара либо о замене ненадлежащей тары и (или) упаковки товара, впрочем, если докажет, что невыполнение покупателем обязанности известить продавца о нарушении условий договора купли-продажи в установленный (разумный) срок повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора (ст.483 ГК).
  • Потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора в случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять (ст.484 ГК).
  • Потребовать оплаты товара и, возможно, уплаты процентов в соответствии со статьей 395 ГК, если покупатель своевременно не оплачивает переданный в соответствии с договором купли-продажи товар (ст.486 ГК).
  • Потребовать оплаты переданного товара или возврата неоплаченного товаров, в случае, когда покупатель, получивший товар (по договору купли-продажи предусматривающий оплату товара через определенное время после его передачи, т.е. продажу товара в кредит), не исполняет обязанность по его оплате в установленный договором купли-продажи срок (ст. 488 ГК).
 

  Права и обязанности  покупателя по договору.

       Две основных обязанности покупателя –  оплата и принятие товара.

       При этом обязанность оплатить товар  имеет значение только для тех  договоров розничной купли-продажи, в которых момент заключения и  исполнения не совпадают (договор с  условием предварительной оплаты; договор  продажи в рассрочку или кредит), т.к., как мы уже отмечали, договор  розничной купли-продажи считается  заключенным с момента оплаты.

       Законодатель (п.1ст.484 ГК РФ) дает покупателю право  не принимать переданный ему товар, если продавцом существенно нарушены требования к его качеству, а также  в других случаях, когда он имеет  право отказаться от исполнения договора. Такое право покупателя закреплено п.1 ст.460; ст.464; п.1 ст.466; пп.1, 2 ст.468; п.2 ст.4 Покупатель обязан принять товар, переданный ему в срок, установленный договором, а если он договором не предусмотрен, - в срок, определяемый в соответствии со ст.314 ГК РФ. От товара, который передан  досрочно, покупатель вправе отказаться в случаях, предусмотренных ст.315, 457 ГК РФ.75; п.2 ст.480; ст.495: п.3 ст.497; пп.1 и 3 ст.503.

       Права покупателя во всем корреспондируют  обязанностям продавца. Так, если продавец обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, то для покупателя право на информацию является частью субъективного статуса. Если продавец обязан надлежаще упаковать  товар, то покупатель вправе это требовать  и т.д.

       Права покупателя определяются и в ряде нормативно-правовых актов. В соответствии с письмом Роскомторга от 17.03.94 г. N 1-314/32-9 "О Примерных правилах работы предприятия розничной торговли и Основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети" покупатель имеет право:

       на  помощь в выборе товара, проверять  цену товара (по сопроводительным документам).

       В ст. 503 ГК РФ закреплены права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего  качества. Закон гласит, покупатель, которому продан товар ненадлежащего  качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

       замены  недоброкачественного товара товаром  надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного  безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. 

Ответственность продавца и исполнение обязательства в  натуре. 

       Ст.505 ГК РФ закрепляет – «в случае неисполнения продавцом обязательства по договору розничной купли-продажи возмещение убытков и уплата неустойки не освобождают продавца от исполнения обязательства в натуре». Это  правило гражданского кодекса находит  продолжение в ряде статей Закона «О защите прав потребителей», в частности  в ст.23.

       Во-первых, законодательство предусматривает  ответственность продавца за неисполнение обязательства по договору купли-продажи.

       Это правило устанавливает исключение из нормы п.2 ст.396 ГК РФ, об освобождении должника от исполнения обязательства  в натуре. Если законом или договором  установлена неустойка за неисполнение или ненадлежащее исполнение продавцом  своих обязательств, уплата этой неустойки, а также возмещение убытков не освобождают его от исполнения обязательства  в натуре. Так, уплата продавцом предусмотренной  ст.23 «Закона о защите прав потребителей»  неустойки в размере 1% от цены товара за каждый день просрочки выполнения требований покупателя о замене недоброкачественного товара, устранении его недостатков, соразмерном уменьшении цены, возмещении расходов на устранение недостатков, возврате уплаченной за товар цены не освобождает  его от обязанности заменить товар, устранить недостатки и т.д6.

         Во-вторых, Законом «О защите прав  потребителей» предусмотрена ответственность  продавца за просрочку выполнения  требований потребителя (ст.23).

       На  практике, в связи с применением  этого вида ответственности продавца нередко возникают некоторые  проблемы. Так, ст.21 Закона “О защите прав потребителей”, устанавливает ответственность  за нарушение сроков выполнения требований потребителя.

       Закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте  товара. При этом не установлены  ни сроки, ни ответственность за отказ  расторгнуть договор или уменьшить  покупную цену. Судьи, действуя по аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. В этой связи, возникает  вопрос о том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и  решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных  подхода к проблеме:

  • взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения;
  • исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи заявления в магазин);
  • исходя из цены на момент вынесения судом решения. Последний подход представляется наиболее правильным, поскольку неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи