Договор розничной купли-продажи

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
2. Разновидности договора розничной купли продажи
3. Права и обязанности продавца по договору
4. Права и обязанности покупателя по договору
5. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

ГП.docx

— 41.86 Кб (Скачать)

Введение 

       Договор купли-продажи – самый распространенный вид договоров. По договору купли-продажи  одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель – принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п.1 ст.45 ГК). Договор купли-продажи  является основанием возникновения  обязательственного правоотношения между  продавцом и покупателем; вместе с тем покупатель приобретает  право собственности на купленное  имущество, т.е. вещное абсолютное право.

       Розничная купля-продажа  -  наиболее распространенная разновидность договора купли-продажи  -  играет первостепенную роль в удовлетворении потребностей граждан. В отличие  от оптовой продажи товаров крупными партиями купля-продажа товаров  в розницу означает продажу отдельных  экземпляров товара или в небольшом  количестве, необходимом для удовлетворения повседневных нужд.

         Ежедневно совершаются миллионы  покупок. Ежедневно миллионы людей  вступают в правовые отношения,  при этом, не вспоминая о правовых  тонкостях отношений профессионального  продавца и рядового покупателя. Поэтому данный договор занимает  первое место среди разновидностей  купли-продажи в Гражданском кодексе  РФ.

       Важность  данного договора подчеркивает и  то обстоятельство, что правило о  розничной купле-продаже носят  в основном обязательный характер и  направлены в первую очередь на обеспечение  интересов потребителей. На защите интересов «слабой стороны» не связанной  с предпринимательской деятельностью - потребителя, стоят не только нормы  ГК РФ, но и законодательство  защиты прав потребителей.

       Однако  на практике, все же, нередко встречаются  случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет  должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.

       При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие  субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так  и гигантские, с точки зрения потребителя, компании.

       Безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в  связи с заключением, исполнением  и расторжением договора розничной  купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме  того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда  покупателю?

       Цель  данной работы – исследовать особенности  договора розничной купли-продажи:

       - рассмотреть общие положение  о договоре розничной купли-продажи,  в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности  и его форма;

       - проанализировать правовое регулирование  договора розничной купли-продажи;

       - исследовать особенности содержания  договора розничной купли-продажи,  порядок его заключения, правило  публичной оферты. 

Понятие и особенности  договора розничной  купли-продажи. 

       Определение договора розничной купли-продажи  содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.

       По  договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.

       Из  определения можно выделить характерные  черты, позволяющие выделить договор  розничной купли-продажи в самостоятельный  вид договора купли-продажи:

       Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной  купли-продажи. В качестве данного  продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая  осуществляет предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу (торговое предприятие).

       Во-вторых, определенными особенностями обладает и товар, выступающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика  товара по договору розничной купли-продажи  заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего  или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

       Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа  выделена в ГК в качестве самостоятельных  разновидностей.

       Учитывая  то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже  вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже  товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической  его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.

       Будучи  публичным, договор розничной купли-продажи  может заключаться с использованием публичной оферты, под которой  в соответствии со ст. 437 ГК понимается содержащее все существенные условия  договора предложение, из которого усматривается  воля лица, делающего предложение, заключить  договор на указанных в предложении  условиях с любым, кто отзовется1. Согласно ст. 494 ГК предложение продавцом в розничной купле-продаже товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи. Боле того, выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т. п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

       В этой связи публичную оферту следует  отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе"2, реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.

       Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.

При этом существенными признаются следующие  условия договора:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе или иных правовых актах как     существенные или необходимые для договоров данного вида;
  • все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

       Законодательство  о розничной купле-продаже, и принятые в его исполнение законы и подзаконные  нормативные акты – «кнут» стоящий  на защите прав потребителей. Большинство  нарушений совершаемых продавцами – сознательные действия профессионала, поэтому законодатель пошел по пути максимальной защиты прав покупателя.3

       Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.

       Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.

       Характеризуя  данный договор необходимо отметить, что он всегда является:

  • - консенсуальным, то есть, считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора;
  • - возмездным, то есть, основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены;
  • - двусторонне-обязывающим (взаимным), то есть, наличествуют субъективные права и обязанности у обеих сторон договора.

       Еще одной специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. Как явствует из определения, данного в ст. 492 ГК, продавец обязуется  передать покупателю товар, предназначенный  для личного, семейного, домашнего  или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.4 Товары могут приобретаться для личных нужд (например, покупка предметов личной гигиены), либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях). Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве или редакции и т. д.).

       Вместе  с тем предметом розничной  купли-продажи могут быть и такие  товары, которые дают возможность  использовать их в производственных целях, не связанных с предпринимательской  деятельностью. Например, предметом  розничной купли-продажи может  быть насос или культиватор, используемые для выращивания гражданином  урожая, излишки которого могут быть им проданы на рынке.

       Специфической чертой данного договора также являются особые требования к его форме. Согласно ст. 493 ГК, если иное не предусмотрено  законом или договором розничной  купли-продажи, в том числе условиями  формуляров или иных стандартных  форм, к которым присоединяется покупатель, договор розничной купли-продажи  считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом  покупателю кассового или товарного  чека либо иного документа, подтверждающего  оплату товара. В том случае, когда  покупатель присоединяется к условиям формуляров или иных стандартных  форм, предложенных продавцом, следует  признать, что договор заключается  в письменной форме. Такой договор  приобретает черты договора присоединения (в ст. 493 ГК сделана прямая ссылка на ст. 428 ГК).

       Наиболее  распространенный способ розничной  торговли – через прилавок –  являет собой устную форму данного  договора, так как это типичная сделка, в которой момент ее совершения и исполнения совпадают. В том  случае, когда момент совершения и  исполнения сделки не совпадают, необходимо руководствоваться требованием  ст. 161 ГК, согласно которому сделки должны совершаться в простой письменной форме. Кассовый или товарный чек  либо иной документ, подтверждающий оплату товара по договору розничной купли-продажи, когда момент его заключения и  исполнения не совпадают, представляют собой письменную форму договора. Однако отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий при заключении договора как в устной, так и в письменной форме (ст. 493 ГК).

       Специфика договора розничной купли-продажи  проявляется и в закреплении  законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую  и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую  установленным законом, иными правовыми  актами и обычно предъявляемым в  розничной торговле требованиям  к содержанию и способам предоставления такой информации5. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

       Наконец, договор розничной купли-продажи  имеет специфику по сравнению  с общими правилами о купле-продаже  и с точки зрения содержания, т. е. существенных условий. Согласно п.1 ст. 500 ГК РФ, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи