Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:21, курсовая работа
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи:
- рассмотреть общие положение о договоре розничной купли-продажи, в частности понятие договора, сферу его применения, разновидности и его форма;
- проанализировать правовое регулирование договора розничной купли-продажи;
- исследовать особенности содержания договора розничной купли-продажи, порядок его заключения, правило публичной оферты.
Введение
1. Понятие и особенности договора розничной купли-продажи
2. Разновидности договора розничной купли продажи
3. Права и обязанности продавца по договору
4. Права и обязанности покупателя по договору
5. Ответственность продавца и исполнение обязательства в натуре
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Договор
купли-продажи – самый
Розничная
купля-продажа - наиболее распространенная
разновидность договора купли-продажи
- играет первостепенную роль в удовлетворении
потребностей граждан. В отличие
от оптовой продажи товаров
Ежедневно совершаются
Важность
данного договора подчеркивает и
то обстоятельство, что правило о
розничной купле-продаже носят
в основном обязательный характер и
направлены в первую очередь на обеспечение
интересов потребителей. На защите
интересов «слабой стороны» не связанной
с предпринимательской
Однако на практике, все же, нередко встречаются случаи нарушения прав потребителей. Чаще всего, продавец не предоставляет должной информации о товаре, не соблюдает право покупателя на безопасность товара, нарушает сроки исполнения гарантийного обязательства и т.д.
При этом нарушителями прав потребителей могут быть как небольшие хозяйствующие субъекты, например, автомастерские, осуществляющие недоброкачественный ремонт, так и гигантские, с точки зрения потребителя, компании.
Безусловную актуальность представляет рассмотрение и обобщение судебной практики в связи с заключением, исполнением и расторжением договора розничной купли-продажи, применением норм законодательства о защите прав потребителей. Кроме того, определенный интерес представляет анализ правил о публичной оферте. Что признается публичной офертой? Как в таком случае защитить нарушенные права потребителя? По мере развития и применения в нашей стране законодательства о защите прав потребителей все чаще встает вопрос об ответственности продавца или изготовителя продукции: Полагается ли компенсация морального вреда покупателю?
Цель данной работы – исследовать особенности договора розничной купли-продажи:
-
рассмотреть общие положение
о договоре розничной купли-
-
проанализировать правовое
-
исследовать особенности
Понятие
и особенности
договора розничной
купли-продажи.
Определение договора розничной купли-продажи содержится в п.1 ст.492 Гражданского кодекса РФ.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Из
определения можно выделить характерные
черты, позволяющие выделить договор
розничной купли-продажи в
Во-первых, необходимо отметить специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве данного продавца может выступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торговое предприятие).
Во-вторых,
определенными особенностями
Нормы о розничной купле-продаже не распространяются на такие товары, как недвижимость, электро и теплоэнергия, газ и вода, так как их купля-продажа выделена в ГК в качестве самостоятельных разновидностей.
Учитывая то обстоятельство, что в договорные отношения по розничной купле-продаже вступают предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность по продаже товаров в розницу, и экономически более слабые потребители, другой специфической его чертой является публичность данного договора. В связи с этим к нему применяются правила, установленные ст. 426 ГК. Условия публичного договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны.
Будучи
публичным, договор розничной купли-
В этой связи публичную оферту следует отличать от рекламы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О рекламе"2, реклама представляет собой распространяемую в любой форме и любым способом информацию о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям, способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Важнейшей отличительной особенностью рекламной информации является тот факт, что она, по сути, представляет собой лишь предложение направлять оферты, но сама не содержит существенных условий договора и соответственно не возлагает на лицо, ее распространяющее, обязательств оферента.
Важно отметить, что необходимым условием правильного оформления оферты является указание в ней всех существенных условий договора.
При этом существенными признаются следующие условия договора:
Законодательство
о розничной купле-продаже, и принятые
в его исполнение законы и подзаконные
нормативные акты – «кнут» стоящий
на защите прав потребителей. Большинство
нарушений совершаемых
Продавцом по данному типу договора выступает юридическое лицо или частный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, для использования не связанного с предпринимательской деятельностью. При этом, продавец со статусом юридического лица или частного предпринимателя, должен быть зарегистрирован как субъект предпринимательства, а в случае торговли некоторыми видами товаров (прежде всего, подакцизными: алкоголем, табачными и ювелирными изделиями, бензином) требуется получение специальной лицензии.
Покупателем по договору розничной купли-продажи обычно выступает гражданин, но и юридические лица могут приобретать товары на основе этого договора, если их использование не связанно с предпринимательской деятельностью.
Характеризуя данный договор необходимо отметить, что он всегда является:
Еще
одной специфической чертой договора
розничной купли-продажи
Вместе
с тем предметом розничной
купли-продажи могут быть и такие
товары, которые дают возможность
использовать их в производственных
целях, не связанных с
Специфической
чертой данного договора также являются
особые требования к его форме. Согласно
ст. 493 ГК, если иное не предусмотрено
законом или договором
Наиболее
распространенный способ розничной
торговли – через прилавок –
являет собой устную форму данного
договора, так как это типичная
сделка, в которой момент ее совершения
и исполнения совпадают. В том
случае, когда момент совершения и
исполнения сделки не совпадают, необходимо
руководствоваться требованием
ст. 161 ГК, согласно которому сделки должны
совершаться в простой
Специфика договора розничной купли-продажи проявляется и в закреплении законом преддоговорных обязанностей продавца, которые согласно ст. 495 ГК состоят в предоставлении покупателю информации о товаре. Продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации5. Покупатель имеет право еще до заключения договора розничной купли-продажи осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.
Наконец,
договор розничной купли-