Договор розничной купли-продажи и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть договор розничной купли-продажи и его виды.
Задачи курсовой работы:
1.Раскрыть основные положения договора розничной купли-продажи.
2. Рассмотреть виды договора розничной купли-продажи и его исполнение на основе действующего законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
I. Основные положения договора розничной купли-продажи ………………...5
1.1. Понятие договора розничной купли-продажи и его заключение….....5
2. Стороны договора розничной купли-продажи……………………..10
II. Исполнение договора розничной купли-продажи и его виды………….......13
1. Содержание договора…………………………………………..….....13
2. Система отдельных видов договора розничной купли-продажи….22
Заключение……………………………………………………………………..…30
Список литературы…………………………………………………………….....33

Работа содержит 1 файл

Договор розничной купли-продажи и его виды.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

    Дистанционный способ продажи товаров. Наряду с  делением розничной купли-продажи  на виды, предложенным в ГК, иные ее виды содержатся в законодательстве о защите прав потребителей. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в Закон о защите прав потребителей была введена ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара", в которой определяются особенности заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, представленным на фотоснимках, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п. Описание предлагаемого товара может также доводиться до  

потребителя с помощью определенных средств  связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом.

    Продавец  до заключения договора должен предоставить потребителю информацию:

    - о своем адресе (месте нахождения);

    - месте изготовления товара;

    - полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя);

    - основных потребительских свойствах  товара;

    - цене и порядке оплаты товара;

    - условиях приобретения товара  и его доставки;

    - сроках службы, годности, гарантийном сроке;

    - о сроке, в течение которого  действует предложение о заключении  договора.36

    Эта информация должна сопровождать описание товара, чтобы обеспечить возможность  компетентного выбора при отсутствии возможности непосредственного  ознакомления потребителя с товаром или его образцом. Кроме того, в момент доставки товара продавец обязан в письменной форме предоставить потребителю информацию о товаре, предусмотренную ст. 10 Закона о защите прав потребителей, а также информацию о порядке и сроках возврата товара.

    При дистанционном способе продажи  товара потребителю предоставляется  право отказаться от товара в любое  время до его передачи, а также  в течение семи дней после передачи товара. Если информация о порядке  и сроках возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент его  

доставки, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента  передачи товара. Возврат товара после  его передачи возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

    Потребитель, однако, не вправе по указанным основаниям отказаться от товара, приобретенного при дистанционном способе продажи, если в силу имеющихся индивидуально-определенных свойств такой товар может  быть использован исключительно  им самим.

    В случае отказа потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную по договору, за исключением  расходов продавца на доставку от потребителя  возвращенного товара, не позднее  чем через 10 дней со дня предъявления потребителем этого требования.

    Последствия продажи товара ненадлежащего качества, а также обмен доброкачественного товара на аналогичный при дистанционном  способе продажи определяются  ст. 18 – 24, 25 Закона о защите прав потребителей.37

    Если  затрагивать судебное рассмотрение споров связанных с куплей-продажей, то следует отметить, что, к сожалению, нет единообразия в применении судами законодательства. Например, ст. 21 Закона о защите прав потребителей, которая устанавливает ответственность за нарушение сроков выполнения требований потребителя. Во-первых, закон устанавливает неустойку только за просрочку исполнения требований потребителя о замене или ремонте товара. При этом не установлены ни сроки, ни ответственность за отказ расторгнуть договор или уменьшить покупную цену. Судьи, действуя по  

аналогии, взыскивают неустойку и в этих случаях. Однако, возникает вопрос о  том, исходя из какой цены необходимо исчислять неустойку, и решается она каждый раз по-разному. В практике было уже три различных подхода  к проблеме: взыскание неустойки исходя из цены товара на момент приобретения; исходя из его цены на момент обращения в суд (либо подачи заявления в магазин); исходя из цены на момент вынесения судом решения.

      Последний подход представляется  наиболее правильным, поскольку  неустойка, установленная в законе, призвана, прежде всего, наказать продавца (или изготовителя), нарушающего права потребителей, и предотвратить подобные нарушения в дальнейшем. Если исходить из цены покупки, то сумма бывает настолько ничтожна, что не отвечает целям неустойки. Если же исходить из цены, действующей на момент подачи заявления, то издержки судебной системы, в частности, длительное рассмотрение дела ложатся на потребителя.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, можно заключить, что договор  розничной купли-продажи – это соглашение по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Договор розничной купли-продажи является двусторонним, консенсуальным и возмездным. Однако наряду с общими чертами, присущими  купле-продаже в целом, розничная  купля-продажа имеет ряд специфических  черт.

    Прежде  всего  специфической чертой договора розничной купли-продажи является его предмет. По общему правилу предметом розничной купли-продажи являются такие товары, которые не могут использоваться для производственных целей. Вместе с тем предметом розничной купли-продажи могут быть и такие товары, которые дают возможность использовать их в производственных целях, поскольку закон ограничивает цели использования товара, прямо устанавливая возможность иного их использования, но обязательно не связанного с предпринимательской деятельностью.

    Другой  специфической его чертой является публичность данного договора. Будучи публичным, договор розничной купли-продажи  может заключаться с использованием публичной оферты.

    Специфической чертой данного договора также является то, что закон предъявляет особые требования к его форме. Форма данного договора будет различна, прежде всего в зависимости от обстоятельств, при которых он заключается. В том случае, когда покупатель присоединяется к условиям  
 

формуляров  или иных стандартных форм, предложенных продавцом, следует признать, что договор заключается в письменной форме.

    Существенными условиями договора являются предмет  договора и цена. Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной  продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

    Договор розничной купли-продажи считается  заключенным в надлежащей форме  с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания, подтверждающие заключение договора и его условия. Иное может быть предусмотрено законом или договором, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель.  В этом случае договор розничной купли-продажи является договором присоединения (при этом на него будут  распространяться правила ст. 428 ГК).

    Сторонами договора являются продавец и покупатель. На стороне продавца выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу. В преамбуле Закона о защите прав потребителей дано определение  продавца как организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, реализующих товары потребителям по договору купли-продажи. Покупателем может быть любой субъект гражданского права, являющийся потребителем. Под потребителем следует понимать гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. 
 

    Деление договора розничной купли-продажи на виды в законодательстве осуществляется по различным основаниям. В соответствии с ГК можно выделить следующие его виды:

    - продажа товара с условием  о его принятии покупателем  в определенный срок;

    - продажа товаров по образцам (описаниям, каталогам);

    - продажа товаров с использованием  автоматов;

    - продажа товара с условием  о его доставке покупателю;

    - договор найма-продажи.

    Наряду  с делением розничной купли-продажи  на виды, предложенным в ГК, иные ее виды содержатся в законодательстве о защите прав потребителей. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в Закон о защите прав потребителей была введена ст. 26.1 "Дистанционный способ продажи товара", в которой определяются особенности заключения договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара, представленным на фотоснимках, содержащихся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п. Описание предлагаемого товара может также доводиться до потребителя с помощью определенных средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром или его образцом.

    Хочется отметить, что, несмотря на сильное  отставание российских законодателей  от своих иностранных коллег, приятно в настоящей работе отметить их активное желание наверстать упущение и заполнить существующие пробелы в законодательстве, опираясь на зарубежный опыт и привлекая к защите прав одной из сторон договора розничной купли-продажи покупателя (потребителя) государственные органы. К сожалению, российские фирмы не торопятся с изучением и безукоризненным исполнением положений Закона “О защите прав потребителей” зачастую серьезно нарушая права потребителей, а недостаточное (как правило, полное отсутствие) знаний не позволяет потребителям в полной мере реализовать свои права. Попытки призвать фирму-нарушителя к соблюдению законодательства, зачастую встречает жесткий (порой неправовой) отпор. 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

      I. Законодательство и иные официальные документы: 

      1. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г.  № 51-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) // СЗ РФ. - 1994. -  №32. -  Ст. 3301; 2009. -  №29. - Ст. 3618.

      2. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №5. -  Ст. 410; 2009. -  №29. -  Ст. 3582.

      3. Закон РФ от 7 февраля 1992 г.  № 2300-1 "О защите прав потребителей"  (в ред. от 23.11.2009 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст. 140; 2009. - №48. -  Ст. 5711.

      4. Постановление Правительства РФ  от 13 мая  1997 г.  №575 "Об утверждении  Перечня технически сложных товаров,  в отношении которых требования  потребителя об их замене подлежат  удовлетворению в случае обнаружения  в товарах существенных недостатков" // СЗ РФ. – 1997. - №20. – Ст. 2303.

      5. Постановление Правительства РФ  от 16 июня 1997 г.  №720  "Об утверждении  перечня товаров длительного  пользования, в том числе комплектующих  изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению" (в ред. от 10.05.2001 г.) // СЗ РФ. – 1997. - №25. – Ст. 2942; 2001. - №20. – Ст. 2023.

      6. Постановление Правительства РФ  от 21 июля 1997 г.  №918 "Об утверждении  Правил продажи товаров по  образцам" (в ред. от 7.12.2000 г.) // СЗ РФ. – 1997. - №30. – Ст. 3657; 2000. - №50. – Ст. 4908.

      7. Постановление Правительства РФ  от 19 января 1998 г.  №55 "Об утверждении  Правил продажи отдельных видов  товаров, перечня товаров длительного  пользования, на которые не  распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (в ред. от 27.01.2009 г.) // СЗ РФ. – 1998. - №4. – Ст. 482; 2009. - №5. – Ст. 622.

      8. Постановление Правительства РФ  от 06 июня 1998 г. №569 "Об утверждении  Правил комиссионной торговли  непродовольственными товарами" (в ред. от 22.02.2001 г.) // СЗ РФ. – 1998. - №24. – Ст. 2733; 2001. - №9. – Ст. 872.

Информация о работе Договор розничной купли-продажи и его виды