Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 21:38, курсовая работа
Как известно, с 1 марта на территории Российской Федерации введена в действие часть вторая Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), которая является продолжением части первой ГК РФ и представляет собой четвертый раздел кодекса "Отдельные виды обязательств". По отношению к третьему разделу, содержащему нормы об общих положениях, об обязательствах, четвертый его раздел, регулирующий отдельные виды договоров и договорных обязательств, является особенной частью, включающей в себя специальные правила, применяемые к конкретным договорам и не договорным обязательствам.
Введение……………………………………………………………………………………………2
1. Правовая основа договора поставки, отличие его от других договоров купли-продажи………………………………………………………………………………………………….4
2. Форма и порядок заключения договора поставки, существенные условия договора поставки………………………………………………………………………………………………….7
3. Согласование разногласий при заключении договора поставки………………………………….7
4. Периоды и порядок поставки товаров………………………………………………………….…..9
5. Доставка товаров……………………………………………………………………………………10
6. Принятие товаров покупателем……………………………………………………………………11
7. Расчеты за поставляемые товары………………………………………………………………….13
8. Тара и упаковка……………………………………………………………………………………..14
9. Правовое регулирование недопоставки товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров……………………………………………………………………………………………….…16
10. Особенности гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки……………………………………………………..19
11. Договор поставки товаров для государственных нужд, как особая разновидность договора поставки…………………………………………………………………………………………………20
12. Элементы договора…………………………………………………………………………………24
13. Права и обязанности сторон по поставке товаров для государственных нужд………………...27
14. Особенности государственной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки для государственных нужд………………………30
15. Новое гражданское законодательство: договор поставки и ответственность………………….32
Заключение………………………………………………………………………………………………35Библиографический список…………………………………………………………………………….37
Государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд называется договор, заключенный на основе заказа одной стороны (государственного заказчика), принятого другой стороной (поставщиком), по которому поставщик обязуется передать товары, предназначенные для государственных нужд, государственному заказчику, либо указанному им покупателю (получателю).
Договором поставки для государственных нужд называется договор о передаче покупателю товаров, предназначенных для государственных нужд, заключенный поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.
Общая характеристика государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд аналогична любым договорам купли-продажи: они являются консенсуальными, возмездными и взаимными.
12. Элементы договора.
Государственный контракт регулирует права и обязанности контрагентов по обеспечению государственных нужд (причем государственный заказчик является обязательной стороной как по отношению к контрагенту, так и по отношению к государству) и регулирует экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика с государственным заказчиком при исполнении контракта. Кроме того, в государственном контракте определяются объемы, ассортимент, порядок поставки и ли выполнения работ, цены, сроки и порядок расчетов, имущественная ответственность сторон и другие условия.
Продукция, поставляемая по государственному контракту, должна соответствовать обязательным требованиям государственных стандартов особым условиям, устанавливаемым контрагентом. К обязательным относятся требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды совместимость и взаимозаменяемость продукции. В целом, структура и содержание конкретного государственного контракта определяется его видом и сложившейся практикой ведомства или иного государственного заказчика, формирующего типовые условия.
Поставщиком в государственном контракте и в заключенном на его основе договоре поставки является одно и то же лицо – предприниматель. Другой стороной в государственном контракте является государственный заказчик.
Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого поставщиком, то есть на основе его свободного волеизъявления. Однако, согласно п.1 ст.527 ГК РФ, принятие заказа поставщиком порождает обязанность заказчика заключить государственный контракт.
Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994г. и Федеральный закон РФ «О государственном материальном резерве» устанавливают обязанность заключить государственный контракт, прежде всего для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Например, обязанность заключить государственный контракт возложена на поставщиков, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, а так же на предприятий-монополистов и на предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ составляет более 70%.
Государственным заказчиком, согласно п.1 статьи 3 Федерального закона РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г., может быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие, государственное учреждение.
Государственным заказчиком на поставку материальных ценностей в государственный резерв является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом.
Государственными заказчиками по формированию федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров, определены, в зависимости от вида продукции, Федеральная продовольственная корпорация при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, само это Министерство, Комитет РФ по государственным резервам.
Для государственного заказчика является обязательным заключение договора на поставку продукции для государственных нужд с победителем конкурса по размещению госзаказа, а так же с поставщиком, принявшим заказ при его размещении.
Покупателем по договору поставки для государственных нужд может быть любое юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли выступают коммерческие организации.
Предметом договора поставки товаров для государственных нужд, являются любые товары, предназначенные для использования в хозяйственных целях, в том числе и для предпринимательской деятельности. Как правило, это вещи, определяемые родовыми признаками, то есть товары массового серийного производства.
Форма и порядок заключения государственных контрактов и договоров поставки для государственных нужд обладают значительными особенностями.
Процедура поставки для государственных нужд состоит из нескольких этапов:
1. Определение потребности государства в тех или иных товарах завершается выдачей государственного заказа на его поставку. Этот заказ определяет номенклатуру товаров, примерные сроки, цены и другие условия поставок.
2. Размещение госзаказа может происходить как открытым способом (путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурсов, аукционов), так и закрытым – путем выбора конкретного поставщика. По общему правилу отбор поставщиков должен производиться на конкурсной основе. Однако не практике это требование часто парализуется многочисленными исключениями, предусмотренными подзаконными актами.
3. Принятие госзаказа поставщиком порождает обязанность заключить соответствующий госконтракт, проект которого обычно разрабатывается государственным заказчиком.
Поставщик, получивший проект госконтракта, обязан в тридцатидневный срок подписать его, либо уведомить об отказе от заключения госконтракта. В последнем случае, государственный заказчик вправе принудить поставщика к заключению контракта через суд.
4. Заключенный госконтракт может предусматривать поставку товаров как непосредственно государственному заказчику, так и покупателю, которого он укажет.
5. Извещение о прикреплении является основанием для заключения договора поставки для государственных нужд.
Здесь мы сталкиваемся со сложным юридическим составом, то есть совокупностью юридических фактов, порождающих обязательство: односторонняя сделка плюс договор. Их соотношение было предметом серьезного изучения юристов.
По общему правилу, обязанность заключения договора лежит только на поставщике, тогда как покупатель вправе отказаться от заключения договора или потребовать уменьшения количества поставляемых товаров против указанного в извещении о прикреплении (п.1 статьи 530 ГК РФ).
6. При отказе покупателя от договора, поставщик должен незамедлительно уведомить об этом государственного заказчика и вправе требовать от него прикрепления к другому покупателю.
Государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, равно как государственный заказ и извещение о прикреплении, должны оформляться в письменной форме. Согласно ст.ст.528,529 ГК РФ, госконтракт и договор поставки обычно заключаются путем подписания сторонами одного документа (протокол разногласий является его составной частью).
Поставки товаров для государственных нужд производятся по рыночным ценам, за исключением товаров, по которым сохранено государственное регулирование цен. Стороны госконтракта определяют цены, как правило, в пределах, установленных государственным заказом или в соответствии с результатами конкурса.
Способы определения контрактных цен подробно урегулированы законодательством и обычно обусловлены спецификой поставляемого товара.
Цена договора поставки для государственных нужд, по общему правилу, должна соответствовать цене, определенной государственным контрактом.
Срок является существенным условием любого договора поставки. Значит, и государственный контракт и договор поставки для государственных нужд, в которых отсутствует условие о сроке, считаются незаключенными. Срок в договоре поставки для государственных нужд обычно определяется соответствующим государственным контрактом, а периодичность поставок в пределах этого срока произвольно устанавливается сторонами договора.
13. Права и обязанности сторон по поставке товаров для государственных нужд.
На содержание обязанностей поставщика влияет особый порядок установления договорных связей по поставке товаров для государственных нужд. Поэтому одной из основных обязанностей поставщика, вытекающей из государственного контракта, является заключение договора поставки товаров для государственных нужд.
Стороны могут выбрать один или несколько вариантов порядка поставки товаров для государственных нужд:
- передача товаров может осуществляться непосредственно государственному заказчику;
- товары могут передаваться лицам, указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика:
- поставщик по государственному контракту может осуществлять поставку товаров на основании договора поставки, заключенного с другим лицом – покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику по государственному контракту, направленное государственным заказчиком не порождает обязанности поставщика заключить договор поставки, если государственным контрактом не предусмотрено право государственного заказчика направлять извещение о прикреплении. Таким образом, обязанность поставщика заключить договор поставки товаров для государственных нужд с покупателем, указанным государственным заказчиком в извещении о прикреплении, вытекает из добровольно принятого им на себя обязательства по государственному контракту.
Извещение о прикреплении не порождает и обязанности покупателя заключить договор. Таким образом, извещению о прикреплении не присущ характер планового акта.
В случае, когда из государственного контракта возникла обязанность поставщика заключить договор поставки с лицом, указанным в извещении о прикреплении, но поставщик отказывается от заключения договора или уклоняется от заключения, возможен иск покупателя о понуждении поставщика заключить договор.
Обязанность по передаче товара покупателю или государственному заказчику (в том числе условия о периодичности поставок, порядке доставки или выборке товаров, восполнении недопоставки и так далее) регулируются общими положениями о поставке.
Учитывая особую значимость договора поставки товаров для государственных нужд, закон устанавливает повышенную ответственность поставщика за неисполнение этой обязанности. Например, за просрочку поставки или недопоставку товаров по государственному контракту поставщик уплачивает покупателю неустойку в размере 50% от стоимости недопоставленной продукции, а так же возмещает убытки. Но в данном случае эта норма в законе сформулирована неудачно. Указанная неустойка «взыскивается до момента фактического исполнения обязательств с учетом недопоставленного количества товаров в предыдущем периоде поставки». Но ведь 50% неустойка, очевидно, взыскивается одновременно, то есть является штрафом, а не пеней. Кроме того, Закон некорректно называет государственного заказчика «покупателем». Но, как можно понять из статьи 5 Закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», речь идет о заказчике по госконтракту, а не о покупателе по договору поставки. Да и сам характер указанной неустойки определен невнятно (зачетная или исключительная). Представляется, что она, все-таки, носит зачетный характер. Передача товаров, не соответствующих требованиям о качестве, а так же некомплектной продукции приравнивается к ее не поставке и, следовательно, влечет аналогичную ответственность.
Все прочие обязанности поставщика определяются аналогично общим нормам о договоре поставки.
Государственный заказчик обязан принять товар, являющийся предметом договора. Эта обязанность государственного заказчика предполагает и обязанность прикрепления к поставщику покупателя. Если только прикрепления не происходит, то поставщик вправе либо потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению, отнеся на него разумные расходы по реализации товара.
Можно привести некоторые прерогативные полномочия государственного заказчика, которые могут и должны включаться в государственный контракт:
1. Право руководства и контроля.
Руководство проявляется в возможности дачи инструкций и обязательных предписаний контрагенту. Например, Законом прямо установлено право государственного заказчика выдавать контрагенту обязательные для исполнения отгрузочные разнарядки на выпуск материальных ценностей из государственного резерва конкретным получателям.
Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» устанавливает, что по решению Правительства РФ государственный заказчик может вносить необходимые изменения в государственный контракт или прекратить действия государственного контракта при условии возмещения им убытков поставщикам в соответствии с действующим законодательством (п.2, ст.3). Так же действия государственного заказчика могут осуществляться в одностороннем порядке без какого-либо согласования со стороны контрагента.
2. Право в одностороннем порядке вносить изменения в контракт.
Такое право выходит за пределы не только правового режима государственно-правовых контрагентов, где договорные положения есть закон для сторон, но и самого понятия «контракт», содержание которого может измениться только на основании нового согласования волей сторон.
3. Право отказаться от продолжения контракта в одностороннем порядке, даже при добросовестном исполнении контрагентами своих обязательств, если это отвечает общественным, публичным интересам. Например, в Федеральном законе РФ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (п. 4, ст. 8) установлено, что государственный заказчик вправе отказаться полностью или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренной договором, в случае, когда необходимость в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения им товара производителю (поставщику) причиненных по вине государственного заказчика убытков в соответствии с законодательством, если иное не установлено договором.