Договор поставки

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт недавно, но по сравнению с иными видами договоров он уже с середины 18 века был выделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время практически не имел аналогов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 5
2. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ 11
3. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

Работа содержит 1 файл

курсовая гражд.docx

— 24.14 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ    3

1. ПОНЯТИЕ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД    5

2. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ    11

3. ОСОБЕННОСТИ ДОГОВОРА  ПОСТАВКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) НУЖД    17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ    30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ    33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Договор поставки является одной  из разновидностей договора купли-продажи  и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт недавно, но по сравнению с иными видами договоров он уже с середины 18 века был выделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время практически не имел аналогов.

 

С самого зарождения правовой институт договора поставки использовался  преимущественно для регулирования  отношений государства с частными лицами по поводу удовлетворения государственных  нужд в тех или иных товарах.

 

Это явилось следствием того, что долгое время в нашей стране  была характерна приоритетность интересов  государства перед частными интересами. Так в Своде законов гражданским  общим положениям о поставке было посвящено всего восемь статей, тогда  как казённым поставкам (подрядам) —  более 240.

 

С началом строительства  социализма в СССР, планово-регулирующее воздействие государства на отношения  по поставке продолжало расти, и сфера  автономии сторон договора сужалось.

 

Таким образом, был предопределён  высокий уровень заинтересованности и вмешательства государственной  власти в нормировании отношений  по поставкам, которые проявлялись  до самого недавнего времени.

 

Лишь в последнем десятилетии  прошлого века в связи с переходом  к рыночной организации экономики  произошли кардинальные изменения  в правовом поле, регулирующем отношения  по поставке. Поставка в новом Гражданском  кодексе РФ стала приобретать  обычные черты нормального договора частного права, всё больше сближаясь  с традиционной куплей-продажей.

 

В действующем ГК РФ гражданскую  поставку законодатель пытается урегулировать 19 статьями, а поставка для государственных  нужд вообще преобразовалась в отдельный  вид договора.

 

Следует отметить, что на данном этапе развития отечественного права наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного) на отношения сторон договора поставки, что, на мой взгляд, недопустимо. Это  может выражаться на конкретных действиях  государственных органов, либо влияние  на договор поставки и отношения  его сторон некоторых нормативных  актов, в частности, из области налогообложения.

 

Отношения по поставке для  государственных нужд регулируются правилами ГК РФ об этом виде поставки, а также общими положениями о  поставке, если правилами о поставке для государственных нужд содержащимися  в ст. 525-534 ГК РФ и в других законах, не установлено иное.

 

Таким образом, все вышеизложенное обуславливает актуальность темы данной работы.

 

Целью данной работы является изучение проблемы договора поставки для государственных (муниципальных) нужд.

 

В соответствии с этой целью, ставим перед собой следующие  задачи:

дать понятие государственных  и муниципальных нужд;

дать понятие договора поставки;

рассмотреть особенности  договора поставки для государственных (муниципальных) нужд.

 

 

 

 

 

 

ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

 

С.С. ШИХОВА

 

Начиная с 2006 г. институт поставки товаров для государственных  или муниципальных нужд претерпел  большие изменения: была введена  единая система правового регулирования  обеспечения государственных или  муниципальных нужд. Процесс совершенствования  правового регулирования поставки товаров для государственных  или муниципальных нужд продолжается и в настоящее время, результатом  чего стало увеличение числа заключаемых  государственных или муниципальных  контрактов. Так, за восемь месяцев 2008 г. количество размещенных сведений по заключенным государственным  контрактам возросло на 13% по сравнению  за аналогичный период 2007 г. <1>, что  не может не вызвать рост конкуренции  среди поставщиков (исполнителей) за получение государственного или  муниципального заказа.

--------------------------------

<1> www.zakupki.gov.ru

 

В условиях создавшейся ситуации необходимо обратить внимание на проблемы правового регулирования поставки товаров для государственных  или муниципальных нужд, так как  отсутствие должного системного подхода  при принятии нормативных правовых актов приводит к нецелевому использованию  средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, недобросовестной конкуренции, коррупции и другим злоупотреблениями.

 

Соблюдение порядка расторжения  государственных

или муниципальных контрактов на поставку товаров

для государственных или  муниципальных нужд

 

Большое значение имеет вопрос соблюдения порядка расторжения  государственных или муниципальных  контрактов на поставку товаров для  государственных или муниципальных  нужд. Данный вопрос регулируется п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и  муниципальных нужд" (далее - Федеральный  закон о размещении заказов), согласно которому расторжение государственного или муниципального контракта допускается  по соглашению сторон или решению  суда по основаниям, предусмотренным  гражданским законодательством.

С указанной нормой непосредственно  связаны ст. ст. 533 и 534 ГК РФ, предполагающие возможность отказа от исполнения контракта  как поставщиком, так и заказчиком при соблюдении условий, установленных  в данных статьях.

Вопрос о порядке расторжения  государственных или муниципальных  контрактов вызывает споры как в  научных кругах, так в правоприменительной  практике. При анализе ст. ст. 533 и 534 ГК РФ и судебной практики некоторые  авторы выдвигают точку зрения о  возможности одностороннего отказа.

Например, в журнале "Менеджер здравоохранения" в N 4 за 2008 г. было опубликовано следующее мнение заместителя главного редактора этого журнала: в соответствии со ст. 450 ГК РФ предусмотрены в качестве оснований для расторжения договора, разновидностью которых является контракт, соглашение сторон, требование одной  из сторон, рассматриваемое в судебном порядке, и односторонний отказ  от исполнения договора. Согласно п. 2 ст. 407 ГК РФ прекращение обязательства  по требованию одной из сторон допускается  только в случаях, предусмотренных  законом или договором. Пункт 3 ст. 450 ГК РФ устанавливает, что односторонний  отказ от исполнения договора полностью  или частично возможен, когда такой  отказ допускается законом или  соглашением сторон. Следовательно, односторонний отказ от исполнения контракта допускается в случаях, если такой отказ прямо предусмотрен контрактом. Подчеркивалась целесообразность предусматривать в контрактах право  на односторонний отказ заказчика  от исполнения контракта в случае существенного нарушения обязательств по контракту поставщиком.

Данной позиции придерживаются и другие специалисты, предлагая  предусматривать возможность расторжения  в одностороннем порядке в  тексте контракта [1] или указывая на то, что заказчику предоставляется  право на изменение и расторжение  договора в одностороннем порядке  даже при надлежащем исполнении поставщиком  договорных обязательств [2].

При анализе судебной практики, касающейся применения п. 8 ст. 9 Федерального закона о размещении заказов, также  можно сделать вывод о неоднозначности  решения данного вопроса. Неоднократно суды признавали право одной из сторон расторгнуть контракт в одностороннем  порядке, обосновывая такое решение  нормами Гражданского кодекса РФ.

В качестве примера можно  привести Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 16057/07, в котором  при отказе заявителю, обжалующему  односторонний отказ государственного учреждения от исполнения обязательств по контракту, суд указал на то, что  положение закона предусматривает  расторжение контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, без решения суда.

Аналогичным образом решался  вопрос о расторжении в одностороннем  порядке контракта в Постановлении  Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 декабря 2008 г. N А78-2532/08-С1-30/123-Ф02-6403/08, в котором суд прямо указывает, что возможность одностороннего расторжения государственного контракта  согласована сторонами в самом  договоре, следовательно, имевшее место  одностороннее расторжение договора соответствует положениям действующего законодательства.

Некоторые суды придерживаются противоположного мнения. Например, Постановлением Федерального арбитражного суда Московского  округа от 23 сентября 2008 г. N КГ-А40/8968-08 были отменены решения арбитражных судов  первой инстанции и апелляционной  инстанции, признавшие правомерными действия ответчика по расторжению контракта в одностороннем порядке на основании пункта контракта, предусматривающего такое расторжение. Федеральный арбитражный суд указал на неправильное применение указанными судами норм Гражданского кодекса РФ и Федерального закона о размещении заказов, а также на то, что не была применена норма п. 1 ст. 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующим в момент его заключения. Таким образом, Федеральный арбитражный суд принял свое решение, исходя из положений п. 2 ст. 525 ГК РФ, предусматривающего, что к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной § 4 гл. 30 ГК РФ, применяются иные законы, т.е. при отсутствии правового регулирования вопроса расторжения контракта нормами Гражданского кодекса РФ применяются нормы Федерального закона о размещении заказов.

 

Изменения, вносимые в законодательство,

регулирующее расторжение  контракта

 

Для определения позиции  законодателя по данному вопросу  необходимо проследить изменения, вносимые в законодательство, регулирующее расторжение  контракта. До вступления в силу Федерального закона о размещении заказов в  соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О  поставках продукции для федеральных  государственных нужд" предусматривалась  возможность по решению Правительства  РФ вносить необходимые изменения  в государственный контракт или  прекращать его действие при условии  возмещения убытков поставщикам. Федеральным  законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ данная норма была признана утратившей силу. Данные изменения были направлены на устранение возникших в связи  с принятием Федерального закона о размещении заказов противоречий и несоответствий в ряде законов.

В целях однозначного толкования п. 8 ст. 9 Федерального закона о размещении заказов Федеральным законом  от 30 декабря 2008 г. N 308-ФЗ были внесены  изменения, вступившие в силу с 1 марта 2009 г. В соответствии с указанными изменениями был сделан акцент на то, что расторжение контракта  допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Тем самым законодатель подчеркнул, что контракт может быть расторгнут только в соответствии с перечисленными в Федеральном законе основаниями. Как было справедливо отмечено, необходимостью внесения указанных изменений послужило  то, что положения указанной статьи действовали и ранее, но на практике нередко толковались двояко, а "некоторые  заказчики вообще ставили вопрос о том, чтобы им разрешили расторгать контракты по их инициативе при наличии  существенных оснований" [3].

Необходимо отметить, что  было предложено признать утратившим силу абзац третий п. 3 Порядка подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции  для федеральных государственных  нужд, утв. Постановлением Правительства  РФ от 26 июня 1995 г. N 594 (далее - Порядок), предусматривающий возможность  одностороннего изменения, расторжения  государственного контракта по решению  Правительства РФ [4]. Указанное положение было принято в развитие абзаца третьего п. 3 ст. 3 Федерального закона о поставках продукции, но со дня вступления в силу Федерального закона от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ данная норма признана утратившей силу. Таким образом, следует согласиться с изложенным мнением специалиста о признании утратившим силу абзаца третьего п. 3 Порядка как противоречащего законодательству.

 

Возможность одностороннего отказа сторон

от исполнения контракта

 

При рассмотрении вопроса  о возможности расторжения контракта  в одностороннем порядке нельзя обойти вниманием ст. ст. 533 и 534 ГК РФ, предусматривающие возможность  одностороннего отказа сторон от исполнения контракта в следующих случаях:

в соответствии со ст. 534 ГК РФ заказчик имеет право полностью  или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена  контрактом, при условии возмещения поставщику убытков и в случаях, предусмотренных законом. При анализе  специального законодательства, регулирующего  поставку товаров для государственных  или муниципальных нужд, можно  сделать вывод: в настоящий момент право заказчика на односторонний  отказ от товаров, поставляемых по контракту, не предусмотрено.

Ранее в п. 4 ст. 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О  закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" была закреплена норма, которая предоставляла  заказчику право отказаться полностью  или частично от закупки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, предусмотренных  договором, в случае, если необходимость  в продукции данного вида отпала, при условии полного возмещения им товаропроизводителю (поставщику) причиненных  по вине государственного заказчика  убытков в соответствии с действующим  законодательством, если иное не установлено  договором. В соответствии с Федеральным  законом от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ данная норма признана утратившей силу. Таким  образом, в настоящий момент норма, предусматривающая в соответствии со ст. 534 ГК РФ возможность одностороннего отказа заказчика от товаров, не применяется  и носит декларативный характер;

Информация о работе Договор поставки