Договор перевозки пассажира и багажа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки пассажиров.
При написании курсовой работы ставились следующие задачи:
Дать правовую характеристику договора перевозки пассажиров.
Определить виды договоров перевозки пассажиров.
Рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа пассажира от договора перевозки.
Раскрыть содержание договора перевозки пассажиров и багажа.
Рассмотреть ответственность по договору перевозки пассажира и багажа.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Договор перевозки пассажиров и багажа 5
1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира 5
1. 2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира. Отказ пассажира от договора перевозки 9
Глава 2. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа 16
2.1. Основные обязанности перевозчика и пассажира 16
2.2. Обязательство по доставке багажа 24
Глава 3. Ответственность по договору перевозки пассажира и багажа 27
3.1. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров 27
3.2. Несохранность багажа 30
Заключение 33
Список источников и литературы 36

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс малиновская.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Представляется, что указанные правила, допускающие  восстановление прав пассажиров по утраченным либо испорченным проездным документам лишь в исключительных случаях, не учитывают правовое значение указанных проездных документов (билетов), которые на самом деле лишь удостоверяют (подтверждают) факт заключения договора перевозки пассажира, и не более того. Поэтому утрата указанного документа никак не может свидетельствовать о недействительности договора перевозки пассажира либо о прекращении его действия. Можно согласиться с выводом В.А. Егиазарова о неправомерности оформления и выдачи пассажиру в подобных случаях нового проездного документа (билета) за плату или без таковой, т.е. заключения нового договора перевозки пассажира. По мнению В.А. Егиазарова, «если у пассажира имеется определенное место и он может доказать правомерность своих притязаний, то нельзя не разрешить этому лицу воспользоваться своим правом проезда, учитывая, что договор перевозки был заключен... Поэтому следует признать, что если пассажиром представлены доказательства заключения договора на проезд на точно определенное место в данном подвижном составе, то у перевозчика нет достаточных оснований требовать заключения нового договора перевозки пассажира»9.

 

      Глава 2. Содержание договора перевозки пассажиров и багажа

     2.1. Основные обязанности перевозчика и пассажира

 

     Круг  основных обязанностей перевозчика  предопределен самим определением договора перевозки пассажира, содержащимся в ГК (ст. 786): по этому договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Вместе с тем, как правильно отмечается в современной юридической литературе, этим обязанности перевозчика не ограничиваются. Например, В.В. Залесский указывает: «Из договора перевозки пассажира возникают обеспеченные правом основные обязанности перевозчика: а) доставить пассажира в пункт назначения, б) в период выполнения указанной обязанности создать пассажиру безопасные и комфортные условия поездки. При этом уровень безопасности обеспечивается всем пассажирам в равной степени, а уровень комфорта - в рамках возможностей перевозчика и в зависимости от желания пассажира, преимущественно за дополнительную плату. При намерении осуществить перевозку железнодорожным транспортом потенциальный пассажир может приобрести билет как в обычный вагон, так и в вагон повышенной комфортности, пассажир оплачивает включенные в стоимость билета сервисные услуги»10.

     Кроме того, применительно к отдельным  видам транспорта круг основных обязанностей перевозчика расширяется за счет того, что перевозчик приступает к  исполнению своего обязательства, вытекающего из договора перевозки пассажира, значительно ранее момента, когда пассажир занимает свое место в транспортном средстве. Например, на морском транспорте исполнение обязательства перевозчика по договору морской перевозки пассажира должно осуществляться с учетом так называемых периодов перевозки пассажира, которые включают в себя: в отношении пассажира и его каютного багажа - период, в течение которого пассажир или его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира; в отношении каютного багажа - также период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру; в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком пассажиру (ст. 182 КТМ). Комментируя данную статью КТМ, Т.А. Фаддеева подчеркивает: «Определяя по-разному периоды перевозки для багажа, каютного багажа и собственно пассажира... статья исходит из общего правила о том, что ответственность перевозчика возникает за ущерб, который был причинен во время перевозки»11.

     По  способу правового регулирования  все обязанности перевозчика  по договору перевозки пассажира  могут быть дифференцированы на две  группы: во-первых, это обязанности, которые положительным образом  не регулируются, но вытекают из предусмотренных законодательством прав пассажиров и представляют собой обязанности по обеспечению указанных прав; во-вторых, это обязанности перевозчика, установленные и регламентированные непосредственно транспортным законодательством.

     К первой группе могут быть отнесены общие обязанности перевозчика  по обеспечению следующих прав пассажира: провозить с собой бесплатно  одного ребенка в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное  место, а также детей в возрасте от пяти до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом; провозить с собой кроме мелких вещей ручную кладь, размеры и масса которой определяются правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности и т.п. (ст. 83 УЖТ РФ).

     Вторую  группу обязанностей перевозчика составляют обязанности транспортной организации  по своевременной подаче транспортных средств для посадки пассажиров и их отправки в соответствии с расписанием движения; доставке пассажира и его багажа в пункт назначения в установленный срок; обеспечению безопасности пассажира и сохранности его багажа в пути следования; оказанию пассажиру комплекса услуг, соответствующего сервисного обслуживания, оплаченного пассажиром при приобретении билета. Указанные обязанности перевозчика непосредственно регулируются транспортным законодательством, которое также определяет меры ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение соответствующих обязанностей.

     Если  основные обязанности перевозчика  расположить в последовательности, соответствующей порядку их выполнения транспортной организацией при перевозке  пассажира, то на первое место следует поставить обязанности по своевременной подаче транспортных средств для посадки пассажиров и обеспечению их отправления по установленному расписанию

     Следующей в этой последовательности будет  обязанность перевозчика по предоставлению пассажиру места, соответствующего приобретенному проездному документу (билету). Согласно ст. 84 УЖТ РФ12 в случае невозможности предоставить пассажиру место в вагоне согласно проездному документу (билету) железная дорога обязана предоставить такому пассажиру при его согласии место в другом вагоне, в том числе в вагоне более высокой категории, без взимания доплаты. Если же пассажиру предоставлено с его согласия место, стоимость которого ниже стоимости купленного им проездного документа (билета), пассажиру возвращается разница в стоимости проезда.

     При перевозке пассажира морским  транспортом перевозчик обязан предоставить ему соответствующее место на судне. Последствием непредоставления пассажиру места указанной в  билете категории является то, что  пассажир наделяется правом по своему выбору либо отказаться от поездки и считать договор несостоявшимся, либо потребовать продления срока годности билета и предоставления права проезда следующим рейсом. В случае предоставления пассажиру с его согласия нижеоплачиваемого места должен быть составлен акт, в соответствии с которым пассажиру выплачивается разница в стоимости проезда. Невозможность использования пассажиром своего места согласно купленному билету по вине перевозчика налагает на последнего обязанность предоставить пассажиру (при его согласии) равноценное место или место более высокой категории без взимания разницы в стоимости проезда13.

     В круг обязанностей перевозчика по договору воздушной перевозки также входит обязанность по предоставлению пассажиру  соответствующего приобретенному билету места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете (ст. 103 ВК14).

     Одна  из основных обязанностей перевозчика  состоит в обеспечении безопасности пассажира и сохранности перевозимых  им вещей. Выполнение перевозчиком данной обязанности охватывает не только период собственно транспортировки пассажира, но и некоторое время до посадки последнего в транспортное средство. Так, согласно Федеральному закону «О федеральном железнодорожном транспорте»15 (ст. 13) территории железнодорожных станций, вокзалов и других подразделений, связанных с перевозочным процессом, пассажирские платформы и железнодорожные линии, на которых осуществляется движение поездов, являются зонами повышенной опасности и при необходимости ограждаются. Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, проезда и перехода через железнодорожные пути устанавливаются Министерством путей сообщения РФ.

     На  морском транспорте для определения  временной сферы действия обязанностей перевозчика по обеспечению безопасности пассажира и сохранности его багажа («время перевозки») используются так называемые периоды перевозки, которыми охватываются не только время нахождения пассажира на судне, но и периоды посадки и высадки пассажира, а также его доставки водным путем с берега на судно и наоборот (ст. 182 КТМ).

     Сохранность вещей, следующих с пассажиром, обеспечивается как публично-правовыми правилами, так и частноправовыми нормами, определяющими права пассажиров по бесплатной перевозке соответствующих  вещей и ответственность перевозчика в случае их утраты или повреждения.

     Вещи, перевозимые пассажиром: ручная кладь (на железнодорожном транспорте), каютный  багаж (на морском транспорте), перевозимый  бесплатно багаж (на воздушном транспорте), - следует отличать от вещей, которые пассажир сдает транспортной организации по багажной квитанции (багаж) и в отношении которых устанавливается дополнительное обязательство перевозчика по их доставке в пункт назначения и выдаче пассажиру или управомоченному им лицу.

     Ручной  кладью на железнодорожном транспорте «считаются легкопереносимые предметы и вещи независимо от их рода и вида упаковки, которые по своим размерам без затруднения помещаются в вагонах поездов, на местах, отведенных для их размещения. Ручная кладь следует в вагоне вместе с пассажиром, и плата за ее перевозку вносится только в случае, если вес превышает установленную норму»16.

     В соответствии с КТМ (ст. 180) каютным  багажом является багаж, который  находится в каюте пассажира  либо иным образом находится в  его владении, под его охраной или контролем. Таким образом, каютный багаж на морском транспорте - «это компактно упакованные и свободно размещаемые в каюте или на полках в общих местах вещи пассажира, перевозимые им при себе в пределах установленного количества»17.

     На  воздушном транспорте пассажир имеет право бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы. (п. 2 ст. 106 ВК).

     Указанные вещи (ручная кладь, каютный багаж  и т.п.) во время перевозки остаются во владении пассажира и следуют  вместе с ним. Поэтому по общему правилу на перевозчика не возлагается каких-либо специальных обязанностей по обеспечению их сохранности в пути следования, поскольку забота об этом лежит на самом пассажире (за исключением воздушного перевозчика). Напротив, пассажир несет определенные обязанности перед перевозчиком, связанные с перевозкой ручной клади.

     Об  ответственности перевозчика за несохранность ручной клади в  процессе перевозки (в пути следования), видимо, можно говорить лишь в том  случае, когда ее утрата или повреждение  имели место в силу незаконных действий работников соответствующей транспортной организации либо явились результатом аварии.

     В обязанности перевозчика по договору перевозки входит оказание пассажиру определенных услуг (сервисное обслуживание). В частности, это обеспечение пассажира бельем, питанием и иными услугами на платной основе.

     Как правильно отмечает В.В. Залесский, «требования пассажира о предоставлении ему комплекса услуг, соответствующих классности транспортного средства, обусловлены заключенным договором перевозки. Услуги оплачены пассажиром при покупке билета, и их предоставление является необходимым условием договора, к которому присоединился пассажир»18.

     Еще одна из основных обязанностей перевозчика состоит в своевременной доставке пассажира в пункт назначения, т.е. в обеспечении перевозчиком соблюдения установленного срока доставки пассажира (прибытие в пункт назначения в соответствии с расписанием). Исполнение данной обязанности перевозчиком предполагает соблюдение не только в целом срока доставки пассажира в пункт назначения, но и установленного графика движения. В частности, на морском транспорте перевозчик обязан «обеспечить соблюдение объявленного расписания и заходы в указанные пункты в определенные сроки. В тех случаях, когда опоздание прихода судна в пункт пересадки повлечет за собой перерыв в поездке транзитного пассажира, срок годности билета должен быть продлен на все время его задержки до предоставления ему возможности продлить поездку»19.

Информация о работе Договор перевозки пассажира и багажа