Договор энергоснабжения в российском гражданском законодательстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 09:45, курсовая работа

Описание работы

Выбор настоящей темы обусловлен существенными изменениями в правовом регулировании договора энергоснабжения, что является актуальным на данный момент, поэтому проделанная работа имеет целью изучить и обобщить все нормы данного института и подчеркнуть его жизненность и социальную значимость.

Содержание

Введение

1. Понятие договора энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи

2. Элементы договора энергоснабжения

3. Содержание договора энергоснабжения

4. Особенности ответственности сторон по договору энергоснабжения

5. Прекращение договора энергоснабжения

Заключение

Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

2. Договор энергоснабжения.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Договор энергоснабжения, по общему правилу, считается заключенным  на неопределенный срок (п. 2 ст. 540 ГК). Однако договоры с участием юридических  лиц обычно содержат условие о  сроке, продолжительность которого определяется самими сторонами. Пункты 2 и 3 ст. 540 ГК устанавливают специальные правила о сроках, направленные на обеспечение бесперебойного снабжения потребителей энергией. Так, договор, заключенный на срок, считается продленным на тот же срок, если до его окончания ни одна из сторон не заявит об обратном. Если же стороной внесено предложение о заключении нового договора, то прежнее соглашение продолжает действовать вплоть до замены его новым. 

Форма и порядок  заключения договора различаются в  зависимости от личности абонента и  целей использования товара. Так, договор на энергоснабжение юридических лиц или граждан-предпринимателей всегда заключается в письменной форме. Если же абонентом выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети в установленном порядке (п. 1 ст. 540 ГК). Это правило имеет двоякое значение. Во-первых, договор энергоснабжения гражданина может заключаться путем совершения конклюдентных действий – подключения к сети (без облечения в письменную форму). Во-вторых, такой договор, совершенный в письменной форме, вступит в силу лишь с момента фактического подключения к сети[6]. 

3. Содержание  договора энергоснабжения 

К числу условий  данного договора применительно к электроснабжению относятся условия о предмете договора, количестве, качестве электроэнергии, цене, сроке действия договора, режиме электропотребления. 

Предметом названного договора является электрическая и  тепловая энергия. Электроэнергия представляет собой продукцию специальных отраслей промышленности, она имеет количественную и качественную оценку, стоимость, т.е. является товаром, вещью в смысле п. 1 ст. 454 ГК. 

Электроэнергия  как товарная продукция отличается тем, что само ее существование проявляется в потреблении, расходовании. Электрическая энергия может служить наиболее ярким примером потребляемых вещей. Ее невозможно хранить на складах, подобно другим вещам, накопить в значительных количествах, в том числе в аккумуляторах. В сети она присутствует лишь до того мгновения, пока сеть находится под напряжением, т.е. пока энергия подается в сеть и потребляется. 

Количество энергии, которое энергоснабжающая организация  обязана подавать абоненту (потребителю), определяется соглашением сторон, причем не только на срок действия договора (обычно - один год), но и на квартал; более того, может быть согласована месячная и даже суточная норма. При этом на длительный срок количество подлежащей отпуску энергии может быть определено лишь приблизительно (в пределах согласованных величин). 

При заключении договора энергоснабжения с промышленными  и другими крупными потребителями  количество подлежащей отпуску электроэнергии определяется с учетом двух важнейших  показателей:  

- присоединенной  потребителем мощности токоприемников; 

- мощности, участвующей  в суточном максимуме нагрузки  энергоснабжающей организации. 

Сущность первого  из названных показателей заключается  в том, что энергоснабжающая организация  обязуется отпускать потребителю  электроэнергию в пределах мощности присоединенных им трансформаторов и других токоприемников высокого напряжения, перечисленных в договоре. Это имеет большое значение для энергоснабжающей организации. Например, если договором суточное количество энергопотребления будет установлено в 8000 киловатт-часов, то потребитель может выбрать его за один час работы, включив моторы общей мощностью 8000 киловатт. Но он может выбрать это количество за 8 часов работы, если будут включены моторы мощностью 1000 киловатт. 

Количество подлежащей отпуску электроэнергии корректируется также путем определения в договоре мощности, которую потребитель может включать в часы суточного максимума нагрузки энергоснабжающей организации (чаще всего это утро и вечерние часы). Таким путем энергоснабжающая организация добивается выравнивания графика нагрузки и обеспечения энергией всех потребителей. 

Как видно, условие  о количестве подлежащей отпуску  электроэнергии в договорах с  промышленными и другими крупными потребителями сопровождается условием о величине присоединенной мощности и (или) о величине максимальной нагрузки в часы максимума электропотребления из сети данной снабжающей организации. 

Изложенные правила  не распространяются на случаи, когда  абонентом по договору энергоснабжения  выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления: он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве с оплатой ее в соответствии с фактическим потреблением, определяемым по показаниям счетчика[7]. 

Качество электрической  энергии определяется главным образом двумя показателями - напряжением и частотой тока. Требования к качеству содержатся в государственных стандартах, а также в иных обязательных правилах. Согласно п. 1 ст. 542 ГК они могут быть предусмотрены и договором энергоснабжения. Качество электроэнергии по напряжению контролируется по специальным приборам - вольтметрам, которые устанавливаются у потребителя, а качество по частоте - частометрами, которые устанавливаются энергоснабжающей организацией на электростанциях или на диспетчерском пункте. 

Вопрос о качестве электроэнергии имеет большое значение при ее потреблении промышленными, транспортными и другими производственными  предприятиями. В договорах с  мелкомоторными потребителями и  потребителями, использующими энергию  для освещения и удовлетворения бытовых потребностей, качество обычно не указывается ни по напряжению, ни по частоте. Это связано с тем, что энергоснабжающая организация подает им энергию заранее определенного стандартного напряжения и стандартной частоты. 

Срок в договоре энергоснабжения определяется соглашением сторон. Договор может быть заключен на неопределенный или определенный срок. Согласно ч. 2 п. 1 ст. 540 ГК договор с гражданином, использующим энергию для бытового потребления, считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Если же абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, такой договор, как правило, заключается на определенный срок, продолжительность которого устанавливается сторонами. 

Учитывая, что  необходимость потребления энергии у каждой организации существует постоянно, закон устанавливает, что сам по себе факт истечения срока не влечет за собой прекращения договорных отношений: договор в этом случае считается продленным на тот же срок и на условиях, которые содержались в предыдущем договоре. Но до окончания действия срока каждая из сторон может заявить о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (п. 2 ст. 540 ГК). В последнем случае права и обязанности сторон до заключения нового договора определяются ранее заключенным договором. 

Согласно п. 1 ст. 539 ГК абонент по договору энергоснабжения  обязуется оплачивать принятую энергию. Цена, по которой производится оплата, определяется, как правило, в соответствии с утвержденными государством тарифами. Поэтому отсутствие в договоре электроснабжения условия о цене не влечет его недействительность, так как цена не является существенным условием данного договора. 

Государственное регулирование тарифов обусловлено  естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется главным образом в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов. Органами государственного регулирования тарифов являются Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии субъектов Российской Федерации. Полномочия названных комиссий определены Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». В частности, Федеральная энергетическая комиссия наделена правом установления тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также на электроэнергию, поставляемую коммерческим организациям (по перечню, утвержденному Правительством РФ)[8]. 

4. Особенности  ответственности сторон по договору  энергоснабжения 

Гражданско-правовая ответственность в имущественном  правопорядке выполняет компенсационную, превентивную, воспитательную и штрафную функции, которые различаются по своему содержанию, но тесно связаны между собой, поскольку все они конечной целью имеют удовлетворение законных прав и интересов субъектов частного имущественного оборота. 

В качестве общего правила гражданское законодательство устанавливает полную ответственность нарушителя, т.е. полное возмещение причиненных потерпевшему убытков (п.1 ст.15 ГК РФ). Однако законом или договором могут быть установлены некоторые ограничения в этом. 

К отношениям сторон по договору энергоснабжения должны применяться общие нормы об ответственности за нарушение договорных обязательств, которые могут быть установлены соглашением сторон. 

Ответственность сторон договора энергоснабжения определена статьей 547 ГК РФ: в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).  

Для энергоснабжающих организаций и для потребителей установлены единые основания имущественной ответственности за нарушение договорных обязанностей. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ энергоснабжающие организации и абоненты в случае нарушения своих договорных обязанностей несут ответственность независимо от наличия их вины, если иное не предусмотрено законом или договором.  

Отсюда следуют  принципиальные выводы: новым гражданским  законодательством определена равная ответственность сторон договора энергоснабжения; взыскание упущенной выгоды, вызванное  нарушением условий договора энергоснабжения, не предусмотрено, в отличие от общего правила гражданско-правовой ответственности, стороны несут ответственность независимо от наличия их вины. 

Обратим внимание на два исключения из общего правила. Если условия договора нарушает гражданин, он отвечает перед энергоснабжающей организацией только за виновное поведение.  

В соответствии с пунктом 2 статьи 547 ГК РФ, в отличие  от общего основания ответственности, закрепленного пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, если в результате регулирования  режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. Если перерыв был обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 547 ГК РФ), энергоснабжающая организация может быть признана невиновной и освобождена от ответственности[9]. 

В связи с  этим энергоснабжающие организации  в судебных инстанциях очень часто  отрицают свою вину в произошедших нарушениях условий договора. Учитывая данное обстоятельство, И. Г. Цибирова обращает внимание потребителей энергии  на следующие основные моменты: 

1. Временное  и незначительное ограничение  подачи электрической энергии  (мощности) потребителям при снижении  запасов топлива на тепловых  и атомных электростанциях и  гидроресурсов гидравлических электростанций  не освобождает энергоснабжающие организации от установленной ГК РФ ответственности за невыполнение договорных обязательств. 

2. Несоблюдение  требований Положения об ограничении  или временном прекращении подачи  электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении  или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 664, влечет обязанность энергоснабжающей организации возместить потребителю причиненные убытки. 

3. Энергоснабжающая  организация, допустившая перерыв в подаче энергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями, если перерыв не был связан с необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации. 

4. Перерыв в  подаче или ограничение подачи  энергии, произошедшее вследствие  технической аварии в сетях  или на установках энергоснабжающей организации, вызванной обстоятельствами, не отнесенными договором или правилами энергоснабжения к форс-мажорным, влечет обязанность энергоснабжающей организации возместить причиненные убытки. 

Ранее законодательством  предусматривалась ограниченная по объему ответственность энергоснабжающих организаций. Она ограничивалась лишь уплатой штрафов, абонент был лишен права взыскивать убытки. В то же время на абонентов (потребителей) распространялось общее правило о полной ответственности.  

Следует заметить, что предпринимались попытки изменить норму об ограниченной ответственности участников договора энергоснабжения и перейти к принципу полного возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Но как указывали ученые договор энергоснабжения относится к тем видам где применение принципа ограниченной ответственности является необходимым условием нормального существования и деятельности энергоснабжающих организаций, к тому же учитывая число абонентов энергоснабжающих организаций наделение их правом требовать наряду с прямым ущербом возмещения упущенной выгоды в связи с нарушением обязательств по договору представляется невозможным. 

Информация о работе Договор энергоснабжения в российском гражданском законодательстве