Договор: его понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Гражданский кодекс прямо называет около 30 законов, из которых примерно 20 приходится на долю актов, посвященных договорам (законы об ипотеке, поставках товаров для государственных нужд, энергоснабжении, подряде для государственных нужд, страховании, а также транспортные уставы и кодексы и др.). Наряду с ними предстоит принять с целью развития правового регулирования договоров большое число и других законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Содержание

Введение
Понятие договора.
Функция договора.
Виды договора.
Традиционные и новые виды договора.
а) смешанный договор;
б) публичный договор;
в) договор присоединения;
г) предварительный договор.
5. Классификация договоров по их предмету.
а) договоры первого класса;
б) договоры второго класса;
в) договоры третьего класса;
г) договоры четвертого класса.
6. Применение договоров в предпринимательской и непредпринимательской деятельности.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Контрольная по правоведению.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     

                                                              -10-

      Договором присоединения признается договор, условия которого определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могут приниматься другой стороной не иначе, как путем присоединения к предложенному договору в целом. Договоры присоединения обычно заключаются коммерческими организациями с гражданами-потребителями их товаров, работ и услуг. Поэтому нормы об этих договорах нередко применяются одновременно с нормами о публичных договорах.

       При необходимости своеобразного резервирования лицом приобретения товаров, выполнения работ или оказания услуг, оно может заключить предварительный договор, т.е. соглашение о заключении в будущем основного договора на условиях предварительного договора. В отличие от так называемого «протокола о намерениях», не порождающего договорных прав и обязанностей, предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет и другие существенные условия основного договора. Кроме того, в случае уклонения одной из сторон от заключения основного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

 

 5.    Одной из наиболее обширных является классификация договоров по их предмету. По данному критерию договоры делятся на четыре класса, три из которых уже стали традиционными, а четвертый интенсивно формируется в последние десятилетия. Первый класс - договоры о передаче имущества в собственность, иное вещное право (хозяйственное ведение, оперативное управление) или пользование (ст.454-701 Гражданского кодекса). Этот класс, по древнеримской терминологии, именуется «даре» («dare»).

       В него входят договоры купли-продажи, в том числе розничной купли-продажи, поставки (включая поставку товаров для государственных нужд), контрактации, энергоснабжения, продажи недвижимости и продажи предприятия, а также договоры мены, дарения, ренты и пожизненного

                                                           -11-

содержания  с иждивением, аренды, проката (включая  аренду транспортных средств, зданий, сооружений, предприятий и лизинг), наем жилого помещения и безвозмездное пользование (ссуду).

       Второй класс включает договоры о выполнении работ и именуется «фацере» («facere»). Договоры данного класса регулируются ст.702-768 Гражданского кодекса. Этот класс охватывает договоры подряда (в том числе бытового и строительного подряда), договоры подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, государственные контракты на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

       Третий класс именуется договорами об оказании услуг или «престаре» («praestare») и состоит из регулируемых ( ст.769-1026 Гражданского кодекса) договоров, главной отличительной чертой которых является то, что в результате их исполнения не создается новая вещь, а лишь выполняются многочисленные и весьма полезные действия по перемещению пассажиров, грузов и багажа (договоры перевозки), предоставлению займа и кредита (договоры займа и кредитные договоры, включая товарный и коммерческий кредиты), финансированию под уступку денежного требования («факторинг»), оказанию банковских услуг (договоры банковского вклада и банковского счета), проведению безналичных расчетов, хранению, личному и имущественному страхованию, доверительному управлению имуществом, возмездному оказанию медицинских, аудиторских, консультационных, информационных, туристических и других услуг.

       Четвертый класс включает договоры об использовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и ноу-хау, такие как: договоры о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ – НИР и ОКР (ст.769-778 Гражданского кодекса), авторские договоры о передаче исключительных и неисключительных прав, авторские договоры заказа, договоры с пользователями объектов смежных прав (ст.30-34, 37-41 Закона «Об авторском праве и смежных правах»),

                                                               -12-

регистрируемые  в Патентном ведомстве РФ договоры об уступке патентов и выдаче исключительных, неисключительных, полных, открытых, принудительных лицензий и сублицензий на право  использования охраняемых патентами  изобретений, полезных моделей и промышленных образцов (ст.10, 13 Патентного закона РФ), договоры об уступке товарных знаков и фирменных наименований или о предоставлении лицензий на право использования товарного знака, в том числе по договору коммерческой концессии - договору «франчайзинга» (ст.1027-1040 Гражданского кодекса, ст.25-27 Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»), договоры о передаче служебной и коммерческой тайны (ст.139 Гражданского кодекса), а также иной неохраняемой конфиденциальной информации (ноу-хау).

       Общим для всех договоров четвертого класса является нематериальный характер объектов передаваемых по ним прав и ноу-хау. Хотя результаты интеллектуальной деятельности объективируются и доводятся до сознания третьих лиц с помощью различных материальных носителей (бумаги, пленки, кассеты, дискеты, макета, модели, холста и т.п.), сами они являются нематериальными (нетелесными, идеальными) объектами.

       Идеальная природа результатов творческой деятельности обусловливает специфические свойства как договоров, в рамках которых формируются и используются права на эти результаты и передается ноу-хау, так и регулирующего их законодательства. Договоры четвертого класса имеют черты сходства с некоторыми типами и видами договоров трех предыдущих (традиционных) классов - с куплей-продажей, арендой или подрядом. Однако регламентировать их по одной из этих договорных моделей невозможно, что и обусловило формирование правового режима этих договоров в рамках самостоятельного класса.

     

 

                                                             -13-

  6.   Многие нормы гражданского права об отдельных видах договорных обязательств применимы к сферам как предпринимательской, так и непредпринимательской деятельности. Вместе с тем некоторые из этих норм регулируют только договорные отношения между предпринимателями или с их участием. Например, продавцом в договоре розничной купли-продажи может быть только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (ст.492 Гражданского кодекса). В договоре поставки предпринимателями, как правило должны быть обе стороны. По данному договору поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленные сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.506 Гражданского кодекса). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                            -14-

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Применение договоров на протяжении уже нескольких тысяч лет объясняется помимо прочего тем, что речь идет о гибкой правовой форме, в которую могут вовлекаться различные по характеру общественные отношения. Основное назначение договора сводится к регулированию в рамках закона поведения людей путем указания на пределы их возможного и должного поведения, а равно последствия нарушения соответствующих требований.

       В свое время по поводу относительной значимости закона и договора были высказаны три точки зрения. Сторонники "волевой теории" полагали, что договор как волевой акт контрагентов - первоисточник, а закон лишь восполняет или ограничивает их волю. Те, кто представлял теорию приоритета закона, исходили из того, что договор обладает лишь производным от закона правовым эффектом. Наконец, сторонники третьей, "эмпирической теории" считали, что воля сторон сознательно направлена лишь на определенный экономический эффект; при этом последствия договора мыслятся как такие средства для его осуществления, о которых стороны могут и не иметь и, более того, действительно часто не имеют ясного представления.

       Регулирующая роль договора сближает его с законом и нормативными актами. Условия договора отличаются от правовой нормы главным образом двумя принципиальными особенностями. Первая связана с происхождением правил поведения: договор выражает волю сторон, а правовой акт - волю издавшего его органа. Вторая различает пределы действия того и другого правила поведения: договор непосредственно рассчитан на регулирование поведения только его сторон - для тех, кто не является сторонами, он может создать права, но не обязанности; в то же время правовой или иной нормативный акт порождает в принципе общее для всех и каждого правило (любое ограничение круга лиц, на которых распространяется нормативный

                                                             -15-

акт, им же определяется). Отмеченные две особенности  отличают именно гражданско - правовой договор. В договоре, в котором указанные особенности отсутствуют, имеются в виду различные виды публично - правовых договоров, - грань, отграничивающая его от нормативного акта, стирается. И все же во всех случаях в публичном договоре, в конечном счете определяющее значение имеет воля сторон.

       Договор служит идеальной формой активности участников гражданского оборота. Важно подчеркнуть, что, несмотря на изменение его, социально - экономического содержания, в ходе истории общества сама по себе конструкция договора как порождение юридической техники остается в своей основе весьма устойчивой.

       С течением времени вместе с развитием системы общественных отношений, опосредствуемых договорами, расширился состав возможных участников: наряду с физическими лицами (гражданами) в этой роли стали выступать коллективные образования, признанные самостоятельными субъектами гражданского права - юридическими лицами. Все более многообразными становились предусмотренные в законодательстве типы договоров, усложнялись комбинации элементов, используемых при конструировании договорного правоотношения, и др. А договоры остаются договорами... 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           -16-

                                                Вариант 3

                                         Задача

Вам поступил заказ от фирмы ЗАО «Сигнал». Суть заказа за-

ключается в правовом сопровождении рекламной  деятельности

компании. На первом этапе рекламной деятельности предпола-

гается  размещение наружной рекламы продукции, выпускаемой

ЗАО «Сигнал».

Ознакомьтесь  с законами, регламентирующими использо-

вание наружной рекламы, и проследите за их исполнением в ре-

кламной деятельности компании-заказчика. Для этого в разде-

ле  «Документы» справочно-правовой системы «Гарант» выйди-

те  на подраздел «Реклама» и оцените  объем содержащейся ин-

формации. Выберите законы, которые регламентируют исполь-

зование наружной рекламы в рекламной  деятельности. С помо-

щью гиперссылки откройте эти законы и ознакомьтесь с их со-

держанием (можете использовать в этих целях  другие аналогич-

ные справочно-правовые системы). Подготовьте справку в ад-

рес компании-заказчика с изложением основных требований к

размещению  наружной рекламы.

                                               ОТВЕТ:

       При составлении данной справки  необходимо воспользоваться следующими  требованиями:

1. Распространение  наружной рекламы с использованием  щитов, стендов, строительных  сеток, перетяжек, световых табло  и иных технических средств  стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых на внешних стенах и крышах зданий, строений, сооружений, а также расположенных вне зданий, строений и сооружений, осуществляется с соблюдением требований настоящей статьи. 

                                                             -17-

 2.Рекламная конструкция должна соответствовать требованиям, установленным техническими регламентами.

 3. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, или с лицом, управомоченным собственником такого имущества. В случае если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на соответствующее недвижимое имущество.

Информация о работе Договор: его понятие и виды