Договор агентирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 17:06, реферат

Описание работы

Термин "договор" употребляется в гражданском праве в различных значениях. Под договором понимают и юридический факт, лежащий в основе обязательства, и само договорное обязательство, и документ, в котором закреплен факт установления обязательственного правоотношения. В дальнейшем речь будет идти о договоре как юридическом факте, лежащем в основе обязательственного правоотношения. В этом смысле договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей1

Содержание

Введение
Глава I. Понятие и элементы договора агентирования
§ 1. Понятие договора агентирования
§ 2. Стороны и условия агентского договора
Глава II. Права и обязанности сторон агентского договора
§ 1. Права и обязанности агента по договору агентирования
§ 2. Права и обязанности принципала по договору агентирования
Глава III. Особенности заключения, изменения и прекращения агентского договора
§ 1. Особенности заключения договора агентирования
§ 2. Особенности изменения и прекращения договора агентирования
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

список лит-ры.docx

— 43.57 Кб (Скачать)

 

Агентский договор по своей  юридиче­ской природе является консенсуальным, возмездным и двусторонним. Он может  заключаться как на определенный срок, так и без указания срока.

 

Глава II. Права и обязанности  сторон агентского договора

 

§ 1. Права и обязанности  агента по договору агентирования

 

Права и обязанности агента и принципата договора агентирования  прописаны в статьях 1006, 1007 и 1008 Гражданского Кодекса Российской федерации.

 

Главная обязанность агента - совер­шать в интересах и за счет принципала сделки и другие юридические  и факти­ческие действия. Если по условиям договора предполагается совершение агентом  юридических действий (или не­которых из них) от имени своего прин­ципала, он должен быть наделен соот­ветствующими  полномочиями путем выдачи ему доверенности или подписа­ния договора с указанием  полномочий хотя бы в общей форме26.

 

Особый интерес представляет ограничение агентским дого­вором прав сторон, изложенное в п. 3 ст. 1007 ГК. Условия агент­ского договора, в силу которых агент вправе продавать  товары, выполнять работы, оказывать  услуги исключительно определен­ной  категории покупателей (заказчиков) либо исключительно покупателям (заказчикам), имеющим место жительства или  на­хождения на определенной в договоре территории, являются ни­чтожными.

 

Вместе с тем надо учитывать  следующее. Не так уж и редко принципал, первым освоивший конкретный регион, передает агенту свою клиентуру на оговоренных условиях, привязывая аген­та  тем самым к определенной категории  покупателей (заказчиков)27.

 

Законодательство ряда стран  рассматривает обязательство агента работать с согласованной сторонами  клиентурой как сви­детельство наличия  подчиненного положения агента, что  чрева­то для сторон тем, что агентский  договор может быть приравнен  к завуалированному трудовому договору, так как агент фактиче­ски  лишается права (полностью или частично) самому выбирать клиентов.

 

Законодатель в п. 2 ст. 1005 ГК РФ предупреждает, что если в  агентском договоре предусмотрены  общие полномочия агента на совершение сделок от имени принципала, последний  в отноше­ниях с третьими лицами не вправе ссылаться на отсутствие у аген­та надлежащих полномочий, пока не докажет, что третье лицо зна­ло или должно было знать об ограничении  полномочий агента.

 

В случаях, когда по каким-то причинам детализировать пол­номочия  агента сложно, в зарубежной практике принято вклю­чать в контракт пункт, дающий право принципалу на предвари­тельное одобрение конкретных действий агента. Это связано с потерей времени  и не очень выгодно сторонам (чаще всего агенту, теряющему в условиях конкуренции потенциальную клиентуру)28.

 

Так как единую маркетинговую  политику определяет принци­пал, то в  контракте надо оговорить, какой  рекламный материал и на каких  условиях агенту предоставляет принципал, а также оп­ределиться с расходами  на рекламу. При этом любые действия агента в области рекламы должны быть предварительно одобре­ны принципалом.

 

В договоре следует предусматривать  право агента на удержа­ние находящихся  у него вещей, принадлежащих принципалу, включая образцы и иные рекламные  материалы, имеющие значи­тельную  стоимость, в обеспечение своих  требований по договору29. Вместе с тем  надо учитывать, что в случае объявления принци­пала банкротом это право  агента прекращается, а его требование к принципалу удовлетворяется в  пределах стоимости удерживаемых вещей  в соответствии со ст. 360 ГК РФ наравне  с требова­ниями, обеспеченными  залогом.

 

Агент вправе удерживать причитающиеся  ему по договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет принципала. Од­нако кредиторы последнего, пользующиеся в очередности удовле­творения  их требований преимуществом перед  залогодержателя­ми, не лишаются права  на удовлетворение этих требований из сумм, удержанных агентом.

 

Командировочные расходы, почтово-телеграфные  и иные рас­ходы, понесенные агентом  при выполнении им агентских функ­ций, могут быть компенсированы принципалом, но надо также учитывать, что по законодательству многих стран случай, когда принципал  принимает на себя большую часть  таких расходов аген­та, позволяет  трактовать последнего как служащего  принципала.

 

Во всех странах законом  или обычаем делового оборота  за­прещается любая деятельность агента по продвижению им това­ров, конкурирующими с товарами принципала.

 

Вместе с тем зарубежная практика идет по пути ограничения  во времени и пространстве оговорки о неконкуренции после ис­течения срока действия контракта. Сторонам следует особо про­работать вопрос, связанный с правом агента на вознаграждение, если действие такого запрета не прекращается и по истечении срока контракта30.

 

Зарубежная практика допускает  совмещение в одном догово­ре  сторонами сразу нескольких функций, которые исходя из юридической чистоты  договора (на российский лад) надо было бы оформить двумя-тремя самостоятельными договорами. Дело в том, что в ряде случаев агент осуществляет деятельность дистрибь­ютора в отношении тех  же товаров и для того же принципала, при­обретая у него товары, которые  он затем перепродает как свои.

 

При этом сложившаяся практика требует, чтобы дистрибьюторская деятельность агента носила эпизодический характер и была второстепенной по отношению  к агентской, если она оформляется  агентским договором. При этом все, что связано с дистрибьюторской деятельностью, должно оформляться  отдель­ными пунктами и по правилам составления дистрибьюторского  контракта, так как агент, действующий  как дистрибьютор, может столкнуться  с применением законодательства о конкуренции, которое распространяется на:

 

агентов-дистрибьюторов;

 

агентов-собственников крупных  складов товаров, являю­щихся предметом  контракта;

 

агентов, организующих, осуществляющих или обеспечиваю­щих за свой счет бесплатное техническое обслуживание клиен­туры (распространяется и на случай, когда они должны делать это согласно договору);

 

агентов, которые могут  определять или определяют цены или  условия сделки31.

 

Агент может выступать  и в роли консигнатора. В этом случае надо обратить внимание на следующие  моменты:

 

право консигнанта-принципала (собственника товара) забрать весь товар или его часть;

 

право агента возвратить непроданные  товары.

 

Товар, переданный на консигнацию, должен быть застрахо­ван. Стороны  совместно определяют тип страхового полиса и ре­шают, кто из них осуществляет оплату страховых премий. Надо также  решить вопросы, касающиеся оплаты других консигнаци­онных расходов (на передачу имущества, поддержание запаса, консервирование  товара и т. п.). Подлежат согласованию усло­вия продажи переданных на консигнацию  товаров; последствия возможного изменения  цены, условий продажи товара в  кредит; порядок передачи принципалу причитающихся ему сумм.

 

В агентском договоре надо также предусмотреть обязанность  агента-консигнатора в установленном  порядке направить прин­ципалу-консигнанту  заверенную инвентарную опись имеющих­ся на складе товаров. Как правило, закладываются  в договор пункты, предусматривающие:

 

порядок пополнения запаса товаров;

 

правила хранения товара;

 

право принципала в любое  время проверить свои товары, на­ходящиеся у агента.

 

Обычай делового оборота  требует (если договором не преду­смотрено иное), чтобы агент в обязательном порядке предостав­лял принципалу все локальные нормативные правовые акты, связанные с их совместной деятельностью.

 

В агентском договоре чаще всего предусматривается обязан­ность агента и после прекращения контракта  не разглашать све­дений, составляющих коммерческую тайну32.

 

Согласно зарубежному  законодательству агент считается  все же независимым, так как самостоятельно организует свою дея­тельность. По общему правилу он вправе, минуя принципала, приглашать субагентов, которым он выплачивает вознагражде­ние и  несет за них ответственность.

 

Институт субагентуры  известен и Гражданскому кодексу  РФ33 (ст. 1009 ГК РФ). В России, если только иное не предусмотрено агентским  договором, агент также вправе заключать  субагент­ские договоры, оставаясь  ответственным перед принципалом  за их действия. Более того, ГК РФ допускает, что в агентском до­говоре  может быть прямо предусмотрена  обязанность агента за­ключить один или оговоренное число субагентских договоров как с указанием, так  и без указания конкретных условий.

 

Поскольку субагент и принципал  не находятся в договорных отношениях, то ГК РФ запрещает субагенту заключать  с треть­ими лицами сделки от имени  принципала, кроме случая передо­верия34.

 

Особенностью зарубежного  законодательства является "не­понятное" россиянам правило, "ущемляющее права  труженика":

 

с целью предотвращения любой  недобросовестной конкуренции каждая из договаривающихся сторон обязуется  не привлекать к работе персонал другой стороны35.

 

Экзотическими для россиян  пунктами договора выглядят та­кие обязанности  агента, как:

 

запрет принимать заказы от клиентов, неплатежеспособность которых  известна;

 

указание агенту соответствующими способами проверить платежеспособность клиентов, заказы которых он должен пере­дать принципалу;

 

рекомендация, согласно которой  суммы, полученные аген­том для принципала, должны храниться на отдельном банков­ском  счете36.

 

В агентском договоре может  быть использован такой инст­румент, известный по договору комиссии, как  делькредере. При­нимая на себя делькредере, агент гарантирует принципалу полу­чение полного (или частичного) платежа  от клиента. В договоре надо четко  оговорить объем и суть гарантируемых  операций и, по возможности, способы  получения гарантированных сумм. Одновременно должны быть определены условия, при которых долг рассматривается  как безнадежный. В законодательстве всех стран наметилась тенденция, которая  заключается в том, что сторона  по договору (дистрибьютор, дилер, коммерческий пред­ставитель, агент и т. п.) обязана  без промедления информиро­вать контрагента о любом нарушении  его прав, касающихся то­варных знаков и иных специальных обозначений37.

 

Вместе с тем при  предоставлении агенту, например, права  на использование товарного знака, принадлежащего принципалу, рекомендуется  ввести в контракт пункт: "Ни одно из содержа­щихся в контракте  положений не может быть истолковано  как предоставляющее агенту:

 

право использовать товарный знак в качестве наименования какой-либо фирмы;

 

право использовать товарный знак для товаров иных, чем до­говорные  товары;

 

право по истечении срока  действия контракта использовать товарный знак в отношении всех других товаров  или для любой иной цели".

 

К сожалению, российское коммерческое, предприниматель­ское, договорное право  не знает расхожего за рубежом  термина "объем продаж" в его  самой распространенной форме — "мини­мальный объем продаж". Если агент не выполнит согласованный  сторонами минимум продаж, то его  ожидают неприятные по­следствия в  виде расторжения контракта, сокращения террито­рии или утраты исключительных прав.

 

§ 2. Права и обязанности  принципала по договору агентирования

 

В соответствии с агентским  договором принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере  и в порядке, установленных в  агентском договоре38.

 

Ст. 1006 ГК регулирует вопросы, связанные с агентским воз­награждением. Законодатель, защищая интересы агента, устанавливает следую­щее. Если в  договоре не предусмотрен размер вознаграждения и он не может быть определен исходя из условия договора, то воз­награждение  уплачивается по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ "ис­полнение договора должно быть оплачено по цене, которая при  сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги".

 

Однако, как показывает практика, в договоре чаще всего не прорабатываются  вопросы, связанные с порядком выплаты  воз­награждения. В этом случае в  соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал  обязан уплатить вознаграждение в течение  недели с момента представления  ему агентом отчета, если из существа до­говора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок  уплаты вознаграждения.

 

Иное может быть заложено в п. 3 ст. 1008 ГК РФ, предостав­ляющей право принципалу, имеющему возражения по отчету агента, сообщить о них  последнему в течение 30 дней со дня  по­лучения отчета, если сторонами  не установлен иной срок. В про­тивном случае отчет считается принятым.

 

Следовательно, во избежание  разночтения указанных статей ГК РФ в агентском договоре, по мнению В. Н. Белова, следует установить:

 

дату (наступление события) предоставления агентом отчета принципалу;

 

максимальный срок для  проверки отчета принципалом;

 

дату выплаты вознаграждения агенту39.

 

Зарубежный опыт свидетельствует, что размер и способ ис­числения  вознаграждения должны быть тщательно  проработаны в контракте особенно когда агент получает "сумму-нетто" (сум­му, очищенную от непредвиденных, расходов, налогов, сборов, пошлин и  т. п.).

 

Размер вознаграждения зависит  от активности агента в ходе выполнения договора. Одно дело, найти контрагента  для прин­ципала и иное — помогать принципалу на последующих стадиях  исполнения договора. Законодательством  ряда стран (чаще кон­трактом) устанавливается  право агента на получение вознаграж­дения  с любых контрактов, заключенных  на его территории, не­зависимо от степени его участия. И в зарубежной практике слабо проработан вопрос, связанный с распределением вознагражде­ния  между несколькими агентами, способствовавшими  заклю­чению конкретного контракта.

 

В контракте надо определить момент возникновения права на вознаграждение, увязав его с конкретными действиями кли­ента и принципала. Целесообразно  уточнить, в какой степени последующие  события могут оказать влияние  на получение воз­награждения: аннулирование  заказа, предоставление отсрочки или  скидки, банкротство клиента и  т. п.

Информация о работе Договор агентирования