Брачно-семейные отношения в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:52, реферат

Описание работы

Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям).

Содержание

Введение

I. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

1.1 Общая характеристика брачного права мусульман

1.2 Заключение брака по шариату

1.3 Права и обязанности супругов

1.4 Расторжение брака

II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств

2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений

2.2 Унификация норм в области семейного права

2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ

2.4 Регулирование в Республике Казахстан брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом

Работа содержит 1 файл

брачн сем колл 1111111.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ  КАЗАХСТАН

КАЗАХСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра____________________________________________________ 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

      на  тему: БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 
       
       
       
       
       
       
       
       

Выполнила: магистрант

МПП-101

Шарипова  Д.М. 

Проверила: к.ю.н., доцент

Абдрасулова Г.Э. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астана, 2011 г.

                                   

  СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

I.    ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ

1.1 Общая характеристика брачного права мусульман

1.2 Заключение брака по шариату

1.3 Права  и обязанности супругов

1.4 Расторжение  брака

II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств

2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений

2.2 Унификация норм в области семейного права

2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ

2.4 Регулирование в Республике Казахстан брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

   «Брак – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни,

   общность божественного и человеческого права»

   Римский юрист Модестин. 

   С древних времен брак, как союз мужчины  и женщины, есть специфическая форма  человеческих отношений, необходимая  для реализации естественной потребности  в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи.

   Именно  семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям). И именно потому, что брачно-семейные отношения присущи любому государству, их законодательное регулирование осуществляется на базе общепризнанных принципов мирового права, заключенных в международных правовых актах .

   В то же время законодательство разных стран, касающееся брачно-семейных отношений, несмотря на их всеобъемлющий характер, не имеет единообразного правового  регулирования. Это объясняется тем, что на праве любого государства, как правило, отражается его национальный колорит с присущими ему традициями и обычаями, специфика социальных, культурных и политических взглядов, заметно влияет уровень экономического развития страны, а также исторически сложившееся соотношение светских норм и религиозных предписаний. На практике такое большое разнообразие материально-правовых норм семейного права различных государств порождает возникновение коллизий при решении различных вопросов, касающихся правоотношений с иностранным элементом, и делает наиболее затруднительной унификацию международного законодательства в сфере брачно-семейных отношений. Именно поэтому вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений, занимают особое место в доктрине и практике международного частного права. 

   I.   ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ 

   1.1 Общая характеристика брачного права мусульман 

   Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой  поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное и религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами халама (слово, речь — теоретическое мусульманское богословие), это право, прежде всего, религиозное, учитывающее и нормы обычного права — адата.  Адат - обычное право у мусульманских народов; совокупность народных обычаев и народной юридической практики в сферах имущественных, семейных и других отношений.

   Сущность  мусульманского права неразрывно связана  с понятием шариата (от арабского  «шараа» – направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника мусульманских законов, освещающего  как светские, так и религиозные  проблемы. Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим более широкий круг вопросов, ошибочно.

   В основе мусульманского права лежит  четыре источника:

   1) Священная книга Коран, состоящая  из высказываний Аллаха, обращенных  к последнему из его пророков и посланцев Магомету;

   2) Сунна – сборник традиционных  правил, касающихся действий и  высказываний Магомета, воспроизведенный  целым рядом посредников;

   3) Иджма – конкретизированные положения  Корана, изложенные крупными учеными-мусульманистами;

   4) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.

   Правовая  база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники  регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.

   В отличие от стран Запада и Северной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака, лежит  моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеют полигамные браки.

   В этих странах государственная регистрация  брака существует, но не является обязательной. Наличие же брака, зарегистрированного  в государственном учреждении, не является препятствием для бракосочетания в мечети.

   Мусульманин вправе заключить брак с любой  женщиной, кроме атеистки. Неограниченная власть мужа в семье дает ему право  и возможность обратить жену в  свою веру. Женщине-мусульманке запрещается  вступать в брак с иностранцем  иной веры. В некоторых странах за такое нарушение грозит тюремное заключение.

   В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных  отношений и за нарушение запрета  предусмотрено наказание.

   В шариатских законах существуют постоянные и временные запреты на брак. Одним из постоянных является запрет, который существует в большинстве стран мира – мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве. Специфика этого запрета в том, что он распространяется и на родственников, появившихся благодаря супруге (на брак с сестрой жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется – а это уже временный запрет). Интересным является запрет, связанный с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Шариат запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней, устанавливая тем самым еще один временный запрет. И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.

   Вопреки распространенному заблуждению  о том, что по шариату выдают замуж  без согласия невесты, такой порядок  предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.

   Вообще, что касается равенства жениха и  невесты, шариатский закон уделяет  ему особое внимание. Равенство должно соблюдаться в нескольких аспектах – в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересное исключение – “Если юноша – носитель знаний, то ему подходит любая девушка”. Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мира уважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится под запретом.

   Общую тональность взаимоотношений в  мусульманской семье можно выразить двумя фразами: “Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее есть обязанности по отношению к мужу”.

   Семья по исламу подобна государству, в  котором законами шариата предусмотрен один хозяин – муж, который несет  бремя ответственности за всех своих  близких. Говоря проще, мужчина должен достойно содержать семью, в том числе и жену. Кстати, шариат запрещает содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, от дачи денег под проценты, а также на доходы от азартных игр и взяток. 

   1.2 Заключение брака по шариату

   В мусульманском законодательстве брак представляет собой самостоятельный  гражданско-правовой договор, по созданию семьи с последующим возникновением прав и обязанностей супругов. Договор  брака считается действительным и без соблюдения религиозных  обрядов, хотя их проведение и считается желательным.

   Требование, предъявляемое европейским правом к личному присутствию супругов при заключении брака, не известно в  мусульманском праве, поскольку  брак здесь рассматривается как  разновидность гражданско-правового договора, который может быть заключен не только стороной лично, но и по поручению. Требования, предъявляемые к представителю (вакилю) сводятся к следующему: он должен быть совершеннолетним, психически здоровым и не должен быть грешником.

   Помимо  этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.

   Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется  какой-либо регистрации. Для признания  брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали) , давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.

   Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: “Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер” и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.

   При заключении брака также могут  быть поставлены иные условия, которые  могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его  правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.

   Мусульманское право признает брак между мусульманами, заключенный в соответствии с требованиями, предъявляемым шариатом, а также и брак между не мусульманами. Несмотря на то, что брак между немусульманами может быть заключен не по шариату, а по их религиозным или гражданским нормам, он может быть признан мусульманским правом действительным, если при заключении брачного договора были соблюдены условия (добровольность вступления в брак, отсутствие близкородственных отношений, наличие свидетелей и т.п.) и процедура для заключения брака, предъявляемые шариатом. В таком случае все споры, вытекающие из указанного брака, могут рассматриваться в шариатском суде. Споры, вытекающие из брака между немусульманами, не соответствующего условиям, предъявляемым к нему мусульманским правом, не могут рассматриваться шариатским судом. Такие споры могут быть рассмотрены в судах, созданных приверженцами той конфессии, к которой принадлежат супруги. Брачное сожительство без заключения брака в какой-либо форме, признается мусульманским правом уголовным преступлением. 

Информация о работе Брачно-семейные отношения в международном частном праве