Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:52, реферат
Именно семья, осуществляющая воспитание детей, закладывает фундамент для будущего развития государства и общества. Именно поэтому право любой страны мира содержит нормы, регламентирующие отношения, связанные с созданием и функционированием семьи. Именно поэтому в современном мире брак пользуется охраной и покровительством закона только при заключении его с соблюдением установленных правом условий и форм, предполагающих наличие личных и имущественных прав и обязанностей супругов (как в отношении друг друга, так и по отношению к детям).
Введение
I. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 Общая характеристика брачного права мусульман
1.2 Заключение брака по шариату
1.3 Права и обязанности супругов
1.4 Расторжение брака
II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств
2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений
2.2 Унификация норм в области семейного права
2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ
2.4 Регулирование в Республике Казахстан брачно-семейных отношений, осложненных иностранным элементом
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра_______________________
ДОКЛАД
на
тему: БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ
ЧАСТНОМ ПРАВЕ
Выполнила: магистрант
МПП-101
Шарипова
Д.М.
Проверила: к.ю.н., доцент
Абдрасулова
Г.Э.
Астана, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
1.1 Общая характеристика брачного права мусульман
1.2 Заключение брака по шариату
1.3 Права и обязанности супругов
1.4 Расторжение брака
II. Причины возникновения коллизий между семейным правом различных государств
2.1 Коллизионные принципы в области брачно-семейных отношений
2.2 Унификация норм в области семейного права
2.3 Договоры в области семейного права, заключенные в рамках СНГ
2.4 Регулирование
в Республике Казахстан брачно-семейных
отношений, осложненных иностранным элементом
ВВЕДЕНИЕ
«Брак – союз мужчины и женщины, соединение всей жизни,
общность божественного и человеческого права»
Римский
юрист Модестин.
С древних времен брак, как союз мужчины и женщины, есть специфическая форма человеческих отношений, необходимая для реализации естественной потребности в продолжении рода, как правило, основанная на личных чувствах и субъективных предпочтениях, и создаваемая с целью формирования семьи.
Именно
семья, осуществляющая воспитание детей,
закладывает фундамент для
В
то же время законодательство разных
стран, касающееся брачно-семейных отношений,
несмотря на их всеобъемлющий характер,
не имеет единообразного правового
регулирования. Это объясняется тем, что
на праве любого государства, как правило,
отражается его национальный колорит
с присущими ему традициями и обычаями,
специфика социальных, культурных и политических
взглядов, заметно влияет уровень экономического
развития страны, а также исторически
сложившееся соотношение светских норм
и религиозных предписаний. На практике
такое большое разнообразие материально-правовых
норм семейного права различных государств
порождает возникновение коллизий при
решении различных вопросов, касающихся
правоотношений с иностранным элементом,
и делает наиболее затруднительной унификацию
международного законодательства в сфере
брачно-семейных отношений. Именно поэтому
вопросы, касающиеся брачно-семейных отношений,
занимают особое место в доктрине и практике
международного частного права.
I.
ИНСТИТУТ БРАКА В МУСУЛЬМАНСКОМ
ПРАВЕ
1.1
Общая характеристика
брачного права мусульман
Мусульманское право – это система норм, основанная на религиозных предписаниях самой поздней по времени возникновения мировой религии – ислама или мусульманства. Мусульманское право едино: оно не подразделяется на гражданское, уголовное и религиозное. Тесно связанное с религией и определяемое в своих основных принципах авторитетами халама (слово, речь — теоретическое мусульманское богословие), это право, прежде всего, религиозное, учитывающее и нормы обычного права — адата. Адат - обычное право у мусульманских народов; совокупность народных обычаев и народной юридической практики в сферах имущественных, семейных и других отношений.
Сущность мусульманского права неразрывно связана с понятием шариата (от арабского «шараа» – направлять, издавать законы) как систематизированного первоисточника мусульманских законов, освещающего как светские, так и религиозные проблемы. Именно поэтому отождествление мусульманского права с шариатом, охватывающим более широкий круг вопросов, ошибочно.
В основе мусульманского права лежит четыре источника:
1)
Священная книга Коран,
2) Сунна – сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенный целым рядом посредников;
3)
Иджма – конкретизированные
4) Кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.
Правовая база мусульманского брака, базируется на Коране и Сунне – основополагающих источниках права. Именно эти источники регулируют семейные и наследственные отношения, взаимные обязанности супругов, родителей и детей, других родственников.
В отличие от стран Запада и Северной Америки, где в основе норм, регламентирующих вопросы заключения брака, лежит моногамия, во многих мусульманских странах большое распространении имеют полигамные браки.
В
этих странах государственная
Мусульманин
вправе заключить брак с любой
женщиной, кроме атеистки. Неограниченная
власть мужа в семье дает ему право
и возможность обратить жену в
свою веру. Женщине-мусульманке
В
шариате самым главным в
В шариатских законах существуют постоянные и временные запреты на брак. Одним из постоянных является запрет, который существует в большинстве стран мира – мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве. Специфика этого запрета в том, что он распространяется и на родственников, появившихся благодаря супруге (на брак с сестрой жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется – а это уже временный запрет). Интересным является запрет, связанный с кормлением грудью. Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Шариат запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней, устанавливая тем самым еще один временный запрет. И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.
Вопреки распространенному заблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такой порядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.
Вообще, что касается равенства жениха и невесты, шариатский закон уделяет ему особое внимание. Равенство должно соблюдаться в нескольких аспектах – в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересное исключение – “Если юноша – носитель знаний, то ему подходит любая девушка”. Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мира уважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится под запретом.
Общую
тональность взаимоотношений в
мусульманской семье можно
Семья
по исламу подобна государству, в
котором законами шариата предусмотрен
один хозяин – муж, который несет
бремя ответственности за всех своих
близких. Говоря проще, мужчина должен
достойно содержать семью, в том числе
и жену. Кстати, шариат запрещает содержать
жену на средства, полученные от продажи
спиртного, наркотиков, от дачи денег под
проценты, а также на доходы от азартных
игр и взяток.
1.2 Заключение брака по шариату
В
мусульманском законодательстве брак
представляет собой самостоятельный
гражданско-правовой договор, по созданию
семьи с последующим
Требование,
предъявляемое европейским
Помимо этого в мусульманском праве имеется институт помолвки. Институт помолвки направлен на то, чтобы будущие супруги могли лучше узнать друг друга, поскольку мужчины и женщины, не находящиеся в близкой степени родства, не имеют права встречаться друг с другом, наличие же помолвки данное ограничение снимает.
Процедура заключения брака по мусульманскому браку весьма упрощена и не требуется какой-либо регистрации. Для признания брака действительным необходимо соблюдение процедуры, которая состоит из предложения о заключении брака и принятия этого предложения в то же время и в том месте непосредственно за предложением. Договор брака должен соответствовать предъявляемым условиям. В мусульманском праве, помимо условий о добровольном согласии брачующихся, при заключении брака также необходимо участие попечителя невесты (вали) , давшего согласие на вступление в брак, и двух свидетелей. Относительно женщин, состоявших ранее в браке, необходимо после предыдущего брака истечение срока ‘идда, равного 4 месяцам и 10 дням.
Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении брака: “Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер” и т.п., если в последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его действительным.
При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена может при заключении договора поставить условием невозможность заключения мужем второго брака без ее согласия и т.п.
Мусульманское
право признает брак между мусульманами,
заключенный в соответствии с требованиями,
предъявляемым шариатом, а также и брак
между не мусульманами. Несмотря на то,
что брак между немусульманами может быть
заключен не по шариату, а по их религиозным
или гражданским нормам, он может быть
признан мусульманским правом действительным,
если при заключении брачного договора
были соблюдены условия (добровольность
вступления в брак, отсутствие близкородственных
отношений, наличие свидетелей и т.п.) и
процедура для заключения брака, предъявляемые
шариатом. В таком случае все споры, вытекающие
из указанного брака, могут рассматриваться
в шариатском суде. Споры, вытекающие из
брака между немусульманами, не соответствующего
условиям, предъявляемым к нему мусульманским
правом, не могут рассматриваться шариатским
судом. Такие споры могут быть рассмотрены
в судах, созданных приверженцами той
конфессии, к которой принадлежат супруги.
Брачное сожительство без заключения
брака в какой-либо форме, признается мусульманским
правом уголовным преступлением.
Информация о работе Брачно-семейные отношения в международном частном праве