Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:39, контрольная работа
Тема банкротства коммерческих предприятий является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву»
Введение…………………………………………………………………………………………………3
1. Историческое формирование института банкротства (несостоятельности) коммерческих организаций…………………………………………………………………………………………...4-7
2. Общие положения банкротства коммерческих организаций…………………………………….8-12
3. Предупреждение банкротства…………………………………………………………………….…..13
4. Процедуры банкротства коммерческих организаций…………………………………………...14-32
4.1. Процедура наблюдения…………………………………………………………………….14-17
4.2. Процедура финансового оздоровления…………………………………………………...18-20
4.3. Процедура внешнего управления…………………………………………………………21-24
4.4. Процедура конкурсного производства…………………………………………………....25-29
4.5. Процедура мирового соглашения………………………………………………………….30-32
Заключение…………………………………………………………………………………………....33
Список использованной литературы……………………………………………………………..34-35
Однако арбитражная практика показала, что при рассмотрении дел, касающихся банкротства, возникал ряд важных вопросов, не затронутых Федеральным Законом от 1998 года. Встал вопрос о более детализированной и более тщательной разработке законодательства о банкротстве. Необходимость принятия нового Закона была обусловлена еще и постоянно меняющимися экономическими условиями современного мира. Так, 26 октября 2002 года вступил в силу новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Четырехлетняя история применения старого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам сделать выводы о степени его эффективности, оценить положительные и отрицательные его качества.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКРОТСТВА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В законе содержится четкое определение понятия несостоятельности (банкротства): «Признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей»[17].
Действие этого Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 года, применяются правила международного договора Российской Федерации. К регулируемым настоящим законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом[18].
Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены[19].
Для определения наличия признаков банкротства должника принимается во внимание размер денежных обязательств. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Состав и размер обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Размер денежных обязательств и обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»[20].
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
Если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику – коммерческой организации в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей.
Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившем в силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника[21].
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
Должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок[22]. Это открывает возможность применения к нему восстановительных процедур. Их эффективность тем выше, чем раньше должник обратится в суд (результатов логичнее ждать в период, когда экономическое состояние еще может быть стабилизировано).
Согласно действующему законодательству о банкротстве руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:
удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
обращение взыскания с имущества должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника.
Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением должника, если при проведении ликвидации коммерческой организации установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.
Во всех этих случаях заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
Закон отмечает, что правом на подачу заявления о признании должника банкротом обладают уполномоченные органы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и конкурсные кредиторы.
Участвовать в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по платежам и оснований для включения этих требований в реестр требований кредиторов вправе органы исполнительной власти и организации, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» говориться о собрании кредиторов.
При осуществлении всех процедур банкротства основные полномочия возложены на арбитражных управляющих и собрание кредиторов.
Участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы. Без права голоса в собрании кредиторов вправе участвовать представитель должника, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника – унитарного предприятия, которые вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов.
Организует и проводит собрание кредиторов арбитражный управляющий. Закон дает понятие арбитражного управляющего. Под ним понимается гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных, установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций[23].
Действующее законодательство наделяет собрание кредиторов исключительной компетенцией. Она закреплена в статье 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Существенное расширение полномочий собрания кредиторов в процедуре банкротства позволяет играть ему решающую роль в определении дальнейшей судьбы должника.
Проведение собрания кредиторов уведомляется направлением конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему право на участие в собрании кредиторов, сообщения по почте не позднее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.
Если количество конкурсных кредиторов и уполномоченных лиц превышает пятьсот, уведомить о проведении собрания конкурсных кредиторов можно в средствах массовой информации в порядке, определенным статьей 28 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Сообщение о проведении собрания кредиторов должно содержать обязательные сведения, такие как: наименование, место нахождения должника и его адрес; дата, время и место проведения собрания кредиторов; повестка собрания кредиторов; порядок ознакомления с материалами, подлежащими рассмотрению кредиторов; порядок регистрации участников собрания.
Собрание кредиторов созывается в специальном порядке, зафиксированном в статье 14 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Решения собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»[24].
В случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных действующим законодательством пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц[25].
Определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Требования кредиторов должны быть зафиксированы в реестре требований кредиторов. Реестр ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. Реестродержатель – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. Реестродержатель обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с общими правилами деятельности арбитражного управляющего, касающимися содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов и утвержденными Правительством Российской Федерации[26].
Комитет кредиторов представляет законные интересы конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и осуществляет контроль за действиями арбитражного управляющего, а также реализует иные предоставленные собранием кредиторов полномочия в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
В случае, если количество конкурсных кредиторов, уполномоченных органов составляет менее пятидесяти, собрание кредиторов может не принимать решение об образовании комитета кредиторов. Комитет кредиторов осуществляет возложенные на него функции. Для их осуществления он наделен правами, которые закреплены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)»[27].
Заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:
юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством;
руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;
иные лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Арбитражный управляющий – в это понятие законом объединены временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий. В законе прописан их статус, общие и специальные полномочия, права и обязанности, ответственность, решен вопрос о выплате вознаграждения[28].
Согласно закону, арбитражным управляющим является гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.