Банкротство как основание ликвидации юридического лица

Автор: d***@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

1. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. Понятие банкротства как основание ликвидации юридического лица
1.2. Современное регулирование банкротства в России
2. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА
2.1. Понятие процедуры банкротства
2.2. Введение наблюдения
2.3. Финансовое оздоровление
2.4. Внешнее управление
2.5. Конкурсное производство
2.6. Мировое соглашение

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1,2.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Пункт 1 ст.27 Закона о несостоятельности, которая так и именуется - "Процедуры банкротства", закрепляет, что при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит перечисление процедур, но только применяемых в отношении должника-гражданина: конкурсное производство, мировое соглашение и иные процедуры, предусмотренные данным Законом.

     Процедура банкротства - это в первую очередь порядок осуществления, применения чего-либо в отношении неисправного должника, воздействия на него. Можно утверждать, что практически все дозволенные законом варианты воздействия на должника укладываются в понятие "меры (мероприятия), применяемые к должнику". Все многообразие отношений в сфере банкротства можно свести к трем группам:

     а) определение того, имеются ли основания  для "помещения" субъекта в сферу  действия законодательства о несостоятельности, или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;

     б) при наличии последних - применение к нему определенных, предусмотренных  правовыми актами мер (охрана его  имущества, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа и  раздел его активов и т.д.);

     в) решение вопросов организационного характера (подготовка арбитражных управляющих, координация деятельности государственных органов, уполномоченных представлять публично-правовые образования в конкурсных процессах, и т.п.).

     Воздействие на должника на разных этапах производства, по делу о его банкротстве связано с применением определенных, строго установленных (допускаемых) законом мер.

     При принятии решения о признании  должника банкротом начинаются ликвидационные меры (выявление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои требования в конкурс, меры по формированию, реализации и разделу конкурсной массы, прекращение юридического лица - банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и других мер в отношении должника происходит во взаимодействии участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц, перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.

     Цель  введения той или иной процедуры  банкротства - упорядочить, организовать применение тех или иных мер к неисправному должнику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст.67, 69, 70, 109 Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), а также определяет, на достижение какой цели они должны быть направлены (п.1 ст.84)7. А такая традиционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива (обязательств), погашение в определенной очередности требований кредиторов и ликвидация юридического лица - банкрота. Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы и др.), ходатайствуя о введении той или иной процедуры, тем самым предлагают реализовать комплекс "наполняющих" ее мер. Другими словами, выражение "применить (применение) процедуру банкротства" (абз.11 - 15 ст.2 Закона о банкротстве) может восприниматься как применение сопровождающих ее открытие мероприятий. Открытие мероприятий применяются в строго определенных целях, например, перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности и уступка прав требования при проведении внешнего управления - в целях восстановления платежеспособности должника.

     Говоря  об основаниях введения процедур банкротства, можно выделить формальные и материальные основания. Формальным основанием для введения той или иной процедуры банкротства является решение (определение, заявление, объявление) установленного законом субъекта, а материальным основанием - факты, обстоятельства, выявление которых и позволяет принять такое решение.

     В частности, для введения процедуры  внешнего управления формальными основаниями  являются решение первого собрания кредиторов или определение арбитражного суда (ст.75 Закона), а материальным основанием - реальная возможность восстановления платежеспособности, подтвержденная решением первого собрания кредиторов или наличием оснований полагать это, выявленных арбитражным судом самостоятельно (абз.5 п.2 ст.75 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве).

     2.2. Введение наблюдения

 

     Определение о введении наблюдения выносится  в случае, если требование заявителя  к должнику - юридическому лицу в  совокупности составляет не менее чем  сто тысяч рублей, не исполнено  в течение трех месяцев с даты, когда оно должны было быть исполнено и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда (пункт 2 статьи 33 и пункт 3 статьи 48 Закона о банкротстве 2002 г.). Указанное определение , а также определения об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения, об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве могут быть обжалованы8.

     Как отмечает О. А. Никитина: «Смысл процедуры  наблюдения состоит в том, что  на момент принятия арбитражным судом к производству заявления о банкротстве должника еще не ясно, является ли он фактически несостоятельным (т.е. в состоянии ли он удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме), а введение наблюдения и ограничение полномочий его руководителя позволит установить платежеспособность должника и сохранить его имущество. Кроме того, процедура наблюдения является разумным компромиссом между соблюдением интересов организации-должника и кредиторов»9.

     Выполнение  основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества  должника до вынесения арбитражным  судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве (ст. 2 Закона о банкротстве 2002 г.). Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

     С даты вынесения арбитражным судом  определения о введении наблюдения наступают в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона о банкротстве 2002 г.следующие последствия:

     требования  кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут  быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного законом  порядка предъявления требований к должнику. В то же время требование кредитора о возврате имущества из чужого незаконного владения должником, к которому применены процедуры банкротства, рассматривается в общем порядке вне рамок процесса о банкротстве. Ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, установлены законодателем в рамках комплекса мер, направленных на предотвращение банкротства и восстановление платежеспособности должника, а также на создание условий для справедливого обеспечения экономических и юридических интересов всех кредиторов, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты (Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 3 октября 2002 г. N 231-О по делу о несостоятельности (банкротстве) должника - организации исполнительное производство и реализация его имущества, на которое наложено взыскание, приостанавливаются до рассмотрения арбитражным судом вопроса по существу. Основанием приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

     - запрещаются удовлетворение требований  учредителя (участника) должника  о выделе доли (пая) в имуществе  должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

     - запрещается выплата дивидендов  и иных платежей по эмиссионным  ценным бумагам;

     - не допускается прекращение денежных  обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

     В целях определения стоимости  принадлежащего должнику имущества  для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника проводится анализ финансового состояния должника (пункт 1 статьи 70). При составлении финансового анализа должны рассматриваться вопросы не только о балансовой, но и фактической (рыночной) стоимости имущества должника, результаты хозяйственной деятельности должника, объемы и структура финансовых средств, обращающихся в процессе деятельности должника. Помимо бухгалтерского баланса анализу подлежат результаты инвентаризации имущества должника при их наличии, документы, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, статистическая отчетность; документы, характеризующие местоположение должника, его производственную деятельность, положение на соответствующих товарных рынках, положение основных конкурентов и т.п. При изучении указанных документов необходимо удостовериться, что в них Отсутствуют признаки фальсификации, подлога, уничтожения, фактов не внесения необходимых записей и т.д.

     Согласно  пункта 1 статьи 71 Закона о банкротстве 2002 г. для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение  тридцати дней с даты опубликования  сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

     Арбитражный суд согласно пункта 1 статьи 75 Закона о банкротстве 2002 г. на основании  решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается

     2.3. финансовое оздоровление

 

     В закон о банкротстве 2002 г. введена  самостоятельная глава, посвященная процедуре финансового оздоровления предприятия. В ней подробно описаны порядок введения, окончания и прекращения финансового оздоровления. Соединение в одном законе понятий банкротства и финансового оздоровления в перспективе означает перестройку всей системы государственного управления собственностью. Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление может быть введено по ходатайству должника, его учредителей, собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также третьего лица. Снабженное планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности, ходатайство рассматривается либо на собрании кредиторов, либо в арбитражном суде.

     Согласно  пункта 1 статьи 84 план финансового  оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником  имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.

     Еще одна страховка на случай конфликта интересов - это предоставление лицами, претендующими на проведение финансового оздоровления, доказательств того, что они выполнят график погашения задолженности. Иными словами, арбитражный суд должен быть уверен, что уводя предприятие из-под банкротства, учредители, собственники или третьи лица имеют возможность оплатить долги данного предприятия.

     Исполнение  должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности  может быть обеспечено залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами (пункт 1 статьи 79 Закона о банкротстве 2002 г.). В тоже время исполнение должником обязательств не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

     Финансовое  оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (пункт 1 статьи 80 Закона о банкротстве). Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий согласно пункта 2 статьи 83 действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

     В определении о введении финансового  оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

     Определения о введении финансового оздоровления, об отстранении руководителя должника от должности в ходе финансового  оздоровления, об освобождении или отстранении административного управляющего от исполнения обязанностей административного управляющего, вынесенные арбитражным судом в ходе финансового оздоровления, могут быть обжалованы в соответствии с пунктом 5 статьи 80, пунктом 2 статьи 219, пунктом 2 статьи 82 и соответственно с пунктом 5 статьи 83 Закона о банкротстве 2002 г.

     В соответствии со статьей 88 должник  не позднее чем за месяц до истечения  срока финансового оздоровления предоставляет административному  управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. Последний рассматривает отчет и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового оздоровления, по итогам рассмотрения которого принимается один из судебных актов:

Информация о работе Банкротство как основание ликвидации юридического лица