Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:41, реферат
Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни в начале 90-х гг. прошлого века привели к закреплению принципиально новых основ построения банковской системы страны. Законодателем была разработана и внедрена двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый центральный банк, обладающий широкими полномочиями по управлению банковской системой.
Введение.
1. Основные цели и функции деятельности
Банка РФ.
2. Организационно-правовая форма Банка России.
3. Взаимоотношения Банка РФ с органами
государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Взаимоотношение Банка РФ с кредитными организациями.
Заключение.
Список используемой литературы.
Павлодский
Е.А говорит, что если бы в российском
законодательстве было деление юридических
лиц на частные и публичные, то
было бы проще характеризовать
В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное учреждение, унитарное предприятие и государственная корпорация.
Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.
Банк России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций не определяет организационно-правовой статус юридического лица.
Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник не финансирует Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.
Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами.
Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.
Нет
оснований также полагать, что
ФЗ «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)»
К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка России, он имеет уставной фонд и осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.
Вместе
с тем, имеется ряд обстоятельств,
исключающих указанную
Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.
Недавно,
в связи с внесением изменений
в ФЗ «Некоммерческих организациях»,
в литературе высказано мнение об
отнесении Банка России к государственным
корпорациям. Некоторые положения
ФЗ «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)»
На
основе вышеизложенного можно сделать
следующий вывод: Статус Банка России
не «укладывается» в рамки организационно-
Банк
России участвует в разработке экономической
политики Правительства Российской
Федерации. Председатель Банка России
или по его поручению один из его
заместителей участвует в заседаниях
Правительства Российской Федерации,
а также может принимать
Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития и торговли Российской Федерации или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Банк
России консультирует Министерство
финансов Российской Федерации по вопросам
графика выпуска
Банк
России не вправе предоставлять кредиты
Правительству Российской Федерации
для финансирования дефицита федерального
бюджета, покупать государственные
ценные бумаги при их первичном размещении,
за исключением тех случаев, когда
это предусматривается
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.
Банк России без взимания комиссионного вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными резервами.
Банк
России и Министерство финансов Российской
Федерации в необходимых
«Центральный Банк РФ, регулируя кредитные отношения, взаимодействует с кредитными организациями по различным основаниям: как орган банковского надзора, как орган рефинансирования, как консультационный орган и как орган, издающий нормативно-правовые акты в банковской сфере».
Переход
к рыночным отношениям не исключает
государственного регулирования различных
сфер общественной жизни, в том числе
и в кредитной сфере. С целью
осуществления согласованных
«Правовое
положение Банка России и его
взаимоотношения с кредитными организациями
определяются тем, что, с одной стороны,
Банк России наделен широкими властными
полномочиями по управлению денежно-кредитной
системой Российской Федерации, а с
другой стороны – Банк России –
юридическое, выступающее в определенные
гражданско-правовые отношения с
банками и небанковскими
Банк России, непосредственно не контролируя деятельность хозяйствующих субъектов и кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов, для обеспечения стабильности банковской системы Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций».
Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и иными активами, если иное не установлено законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта;
векселя, нормированные российской и иностранной валюте;
государственные ценные бумаги.
Списки векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения кредитов Банка России, определяется Советом директоров. В случаях, устанавливаемых Советом директоров, обеспечением могут выступать другие ценности, а также банковские гарантии и поручительства.
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Согласно законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как
орган управления кредитной системы,
Банк России, осуществляя функции
регулирования, вправе издавать нормативные
акты по вопросам, отнесенным к его
компетенции в области
В
соответствии с законодательством
Банк России осуществляет контроль за
законностью и
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.
Банк
России в соответствии с федеральным
законодательством в целях
минимальный размер уставного капитала для создаваемой кредитной организации, предельные размеры имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал кредитной организации.
Норматив
минимального размера уставного
капитала кредитной организации
может устанавливаться в
Данный
норматив устанавливается в процентах
от размера собственных средств
кредитной организации и не может
превышать 25% собственных средств. При
определении размера риска
максимальный размер крупных кредитных рисков.