Банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

Кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни в начале 90-х гг. прошлого века привели к закреплению принципиально новых основ построения банковской системы страны. Законодателем была разработана и внедрена двухуровневая банковская система, на верхнем уровне которой находится независимый центральный банк, обладающий широкими полномочиями по управлению банковской системой.

Содержание

Введение.
1. Основные цели и функции деятельности
Банка РФ.
2. Организационно-правовая форма Банка России.
3. Взаимоотношения Банка РФ с органами
государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Взаимоотношение Банка РФ с кредитными организациями.

Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Правоведение.docx

— 35.41 Кб (Скачать)

    Павлодский  Е.А говорит, что если бы в российском законодательстве было деление юридических  лиц на частные и публичные, то было бы проще характеризовать организационно-правовое положение главного Банка страны.

    В литературе встречается 3 точки зрения о статусе Банка России: государственное  учреждение, унитарное предприятие  и государственная корпорация.

    Закон о Банке России содержит положения, которые в равной мере дают основания  согласится и опровергнуть каждое из указанных мнений.

    Банк  России, как отмечают одни авторы, является государственным учреждением, поскольку  для него присущи властные управленческие полномочия. Действительно, министерства и ведомства, как правило, наделяются статусом государственных учреждений. Но наличие управленческих функций  не определяет организационно-правовой статус юридического лица.

    Одним из основополагающих признаков учреждения является их обязательное финансирование собственником (п. 2 ст.48 ГК). Согласно ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» собственником  имущества Банка России является Российская Федерация. Однако, собственник  не финансирует  Банк России. Банк России не является бюджетной организацией, поскольку он осуществляет свои расходы за счет собственных средств и имеет уставной капитал в размере 3 млрд. рублей.

    Учреждение, согласно п. 2 ст. 120 ГК, отвечает по своим  обязательствам денежными средствами. В случае их недостаточности собственник  имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. Однако, государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено  федеральными законами.

    Перечисленные обстоятельства исключают возможность  отнесения Банка России к государственным  учреждениям.

    Нет оснований также полагать, что  ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» предусматривает  такую организационно-правовую форму, как государственное унитарное  предприятие, несмотря на наличие отдельных  черт, присущих унитарным предприятиям.

    К Банку России перешло имущество  Госбанка СССР. Собственником этого  имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Центрального Банка соответствует признакам  унитарного предприятия. Укладываются в рамки данной организационно-правовой формы положения ФЗ «О Центральном  Банке Российской Федерации (Банке  России)», согласно которым Российская Федерация не отвечает по долгам Банка  России, он имеет уставной фонд и  осуществляет расходы за счет доходов, полученных от банковской деятельности.

    Вместе  с тем, имеется ряд обстоятельств, исключающих указанную организационно-правовую форму. Банк России не имеет Устава. Он не в праве осуществлять операции с недвижимостью, тогда как ГК (п. 2 ст. 295) разрешает унитарным предприятиям совершать любые сделки с недвижимостью  и реализовывать её с разрешения собственника. В отдельных случаях (для собственных нужд) Центральный Банк может распоряжаться своей недвижимостью без согласия собственника. Унитарные предприятия вправе создавать другие унитарные предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Банк России имеет право лишь участвовать в капиталах других кредитных организаций в случаях, указанных в ст. 8 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)».

    Как видим, спорно полагать, что Банк России является унитарным предприятием.

    Недавно, в связи с внесением изменений  в ФЗ «Некоммерческих организациях», в литературе высказано мнение об отнесении Банка России к государственным  корпорациям. Некоторые положения  ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» корреспондируют  с нормами Закона о некоммерческих организациях. Банк учрежден Российской Федерацией на основе имущественного взноса (имущество Госбанка СССР перешло  к Банку России); Центральный Банк не имеет членства и уставных документов. Все это соответствует ст. 7.1  ФЗ «Некоммерческих организациях». Вместе с тем ряд правовых предписаний  исключают возможность отнесения  Банка России к некоммерческим организациям: он имеет уставной фонд, а имущество  банка не является его собственностью.

    На  основе вышеизложенного можно сделать  следующий вывод: Статус Банка России не «укладывается» в рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским  Кодексом.

 

  1. Взаимоотношения Банка РФ с органами государственной власти и органами местного самоуправления
 

       Банк  России участвует в разработке экономической  политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его  заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие  в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной  и банковской политики.

       Министр финансов Российской Федерации и  министр экономического развития и  торговли Российской Федерации или  по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

       Банк  России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга  о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

       Банк  России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг Российской Федерации  и погашения государственного долга  Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние банковской системы Российской Федерации и  приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.

       Банк  России не вправе предоставлять кредиты  Правительству Российской Федерации  для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные  ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда  это предусматривается федеральным  законом о федеральном бюджете.

       Банк  России не вправе предоставлять кредиты  для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

       Средства  федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России.

       Банк  России без взимания комиссионного  вознаграждения осуществляет операции со средствами федерального бюджета, средствами государственных внебюджетных фондов, средствами бюджетов субъектов Российской Федерации и средствами местных  бюджетов, а также операции по обслуживанию государственного долга Российской Федерации и операции с золотовалютными  резервами.

       Банк  России и Министерство финансов Российской Федерации в необходимых случаях  заключают соглашения о проведении указанных выше операций по поручению  Правительства Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Взаимоотношение Банка РФ с кредитными организациями.
 

    «Центральный  Банк РФ, регулируя кредитные отношения, взаимодействует с кредитными организациями  по различным основаниям: как орган  банковского надзора, как орган  рефинансирования, как консультационный орган и как орган, издающий нормативно-правовые акты в банковской сфере».

    Переход к рыночным отношениям не исключает  государственного регулирования различных  сфер общественной жизни, в том числе  и в кредитной сфере. С целью  осуществления согласованных мер  по реализации единой государственной  политики в области денежно-кредитных  отношений расширена компетенция  национального банковского совета, сохранено взаимное представительство  Правительства РФ на заседаниях Совета директоров Центрального банка РФ (министр  финансов РФ и министр экономического развития и торговли РФ или по их поручению по одному из их заместителей участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса) и  председателя Банка России или по его поручению один из его заместителей в заседаниях Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координирует свою политику, проводят регулярные консультации.

    «Правовое положение Банка России и его  взаимоотношения с кредитными организациями  определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными  полномочиями по управлению денежно-кредитной  системой Российской Федерации, а с  другой стороны – Банк России –  юридическое, выступающее в определенные гражданско-правовые отношения с  банками и небанковскими кредитными организациями.

    Банк  России, непосредственно не контролируя  деятельность хозяйствующих субъектов  и кредитных организаций, принимает  меры по защите интересов вкладчиков и кредиторов, для обеспечения  стабильности банковской системы Банк России определяет порядок формирования и размер образуемых до налогообложения  резервов (фондов) кредитных организаций».

    Банк  России имеет право предоставлять  российским и иностранным кредитным  организациям, Правительству РФ кредиты  на срок не более одного года под  обеспечение ценными бумагами и  иными активами, если иное не установлено  законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка  России могут выступать:

    золото  и другие драгоценные металлы  в стандартных и мерных слитках; иностранная валюта;

    векселя, нормированные российской и иностранной  валюте;

    государственные ценные бумаги.

    Списки  векселей и государственных ценных бумаг, пригодных для обеспечения  кредитов Банка России, определяется Советом директоров. В случаях, устанавливаемых  Советом директоров, обеспечением могут  выступать другие ценности, а также  банковские гарантии и поручительства.

    В целях воздействия на ликвидность  банковской системы Банк России рефинансирует  банки путем предоставления   им краткосрочных кредитов по учетной  ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под  залог различных активов.

    Согласно  законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для  устойчивого функционирования кредитных  организаций, не вмешиваясь в их оперативную  деятельность.

    Как орган управления кредитной системы, Банк России, осуществляя функции  регулирования, вправе издавать нормативные  акты по вопросам, отнесенным к его  компетенции в области банковского  кредитования.

    В соответствии с законодательством  Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью  создания банков и небанковских организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса  о регистрации кредитной организации  в Книге государственной регистрации  кредитных организаций, выдаче, приостановлении, отзыве лицензии на право совершения банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте.

    Отказ в государственной регистрации  кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, а также непринятие Банком  России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в  арбитражный суд.

    Банк  России в соответствии с федеральным  законодательством в целях обеспечения  устойчивости  кредитных организаций  и гарантии прав кредиторов (вкладчиков) может устанавливать кредитным  организациям определенные обязательные нормативы:

    минимальный размер уставного капитала для создаваемой  кредитной организации, предельные размеры имущественных (неденежных) вкладов в уставной капитал кредитной  организации.

    Норматив  минимального размера уставного  капитала кредитной организации  может устанавливаться в зависимости  от вида кредитной организации. Банк России не имеет права требовать  от ранее зарегистрированных  кредитных  организаций изменения их уставного  капитала, за исключением случаев, предусмотренных  федеральными законами. Внесенные в  уставный капитал кредитной организации  в установленном порядке нематериальные активы (здания, помещение, в котором располагается кредитная организация, банковское оборудование и другое имущество) становятся её собственностью. Не могут вносится в уставный капитал нематериальные активы (в том числе право аренды помещения) и ценные бумаги; максимальный размер риска на одного заемщика или группу заемщиков.

    Данный  норматив устанавливается в процентах  от размера собственных средств  кредитной организации и не может  превышать 25% собственных средств. При  определении размера риска учитываются  вся сумма кредитов кредитной  организации данному заемщику или  группе связанных заемщиков, а также  суммы гарантий и поручительств, предоставленных организацией заемщику или группе заемщиков;

    максимальный  размер крупных кредитных рисков.

Информация о работе Банк РФ