Содержание.
- Основные
цели и функции деятельности
- Организационно-правовая
форма Банка России.
- Взаимоотношения
Банка РФ с органами
- Взаимоотношение
Банка РФ с кредитными организациями.
Введение.
Кардинальные
изменения во всех сферах общественной
жизни в начале 90-х гг. прошлого
века привели к закреплению принципиально
новых основ построения банковской
системы страны. Законодателем была
разработана и внедрена двухуровневая
банковская система, на верхнем уровне
которой находится независимый
центральный банк, обладающий широкими
полномочиями по управлению банковской
системой.
«В связи с изменением роли
Банка России в урегулировании
экономических процессов, происходящих
в государстве, ему посвящены
многочисленные исследования, ведутся
непрекращающиеся дискуссии вокруг
спорных вопросов, возникающих в
различных сферах деятельности
Центрального банка РФ».
Несмотря
на то, что разработке Федерального
закона «О Центральном банке РФ (Банке
России)» предшествовали многочисленные
научные дискуссии, с его принятием
так и не разрешилась одна из ключевых
проблем – неопределенность правового
статуса Банка России. Правовой статус
Банка России, сочетающий в себе
черты учреждения публичного права
и частноправовой организации, вызывает
массу разнообразных откликов среди
ученых и практиков. До сих пор
в научных кругах не прекращается
полемика относительно вопроса о
том, является Центральный банк Российской
Федерации органом государственной
власти или негосударственной организацией.
Не сформировалась в науке пока и
единая точка зрения на место Центрального
банка в государственном механизме
Российской Федерации. Учитывая дискуссионность
проблемы о правовом статусе Банка России
и важность этого органа, как для банковской
системы так и для государства и общества
в целом, вопрос правового статуса Центрально
банка России продолжает оставаться актуальным
и требует теоретического осмысления.
Между
тем нельзя забывать о двойственности
правовой природы Банка России, заключающейся
в том, что согласно законодательству
он не только наделен властным полномочиями
по отношению к кредитным организациям,
но и является неотъемлемой частью
банковской системы России, юридическим
лицом, организационно-правовая форма
которого не сводится к известным
российскому гражданскому праву
формам.
Именно
в связи со всеми перечисленными
проблемами анализ правового статуса
Центрально банка РФ является актуальным
для исследования с целью выработки
научно обоснованных выводов.
Правовой
статус Банка России включает в себя
отраслевые статусы: конституционный,
гражданско-правовой, банковский. В
таком порядке мы их и рассмотрим.
-
Основные цели
и функции деятельности
Банка РФ.
Обозначим
основные цели и функции Банка России
и операциях, которые он выполняет для
упорядочивания денежного обращения,
проведения денежно-кредитной политики.
Законодательно
закреплены следующие основные цели
деятельности Банка РФ:
- защита и
обеспечение устойчивости рубля, в том
числе его покупательской способности
и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие
и укрепление банковской системы Российской
Федерации;
- обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы.
Получение
прибыли не является целью деятельности
Банка России.
Банк
России выполняет следующие функции:
1)
во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает
и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику;
2)
монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует
наличное денежное обращение;
2.1)
утверждает графическое обозначение
рубля в виде знака;
3)
является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации;
5)
устанавливает правила проведения
банковских операций;
6)
осуществляет обслуживание счетов
бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации,
если иное не установлено федеральными
законами, посредством проведения
расчетов по поручению уполномоченных
органов исполнительной власти
и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются
организация исполнения и исполнение
бюджетов;
7)
осуществляет эффективное управление
золотовалютными резервами Банка
России;
8)
принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций,
выдает кредитным организациям
лицензии на осуществление банковских
операций, приостанавливает их действие
и отзывает их;
9)
осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских
групп (далее - банковский надзор);
10)
регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными
законами;
11)
осуществляет самостоятельно или
по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских
операций и иных сделок, необходимых
для выполнения функций Банка
России;
12)
организует и осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль
в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
13)
определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а
также с юридическими и физическими
лицами;
14)
устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской
системы Российской Федерации;
15)
устанавливает и публикует официальные
курсы иностранных валют по
отношению к рублю;
16)
принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует
составление платежного баланса
Российской Федерации;
17)
устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами
деятельности по организации
проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты,
осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений валютным
биржам на организацию проведения
операций по покупке и продаже
иностранной валюты;
18)
проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики Российской
Федерации в целом и по регионам,
прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых
отношений, публикует соответствующие
материалы и статистические данные;
18.1)
осуществляет выплаты Банка России
по вкладам физических лиц
в признанных банкротами банках,
не участвующих в системе обязательного
страхования вкладов физических
лиц в банках Российской Федерации,
в случаях и порядке, которые
предусмотрены федеральным законом;
19)
осуществляет иные функции в
соответствии с федеральными
законами.
-
Организационно-правовая
форма Банка России.
Выбор
организационно-правовой формы Банка
России должен определяться на основе
тех требований, которые установлены
в Конституции РФ. Критерий независимости,
определенный ст. 75 основного закона
РФ должен определять организационно-правовую
форму Банка России, а также
степень его самостоятельности
в распоряжении своим имуществом.
Принцип
независимости – ключевой элемент
статуса ЦБР – проявляется
прежде всего в том, что Банк России
не входит в структуру федеральных
органов государственной власти
и выступает как особый институт,
обладающий исключительным правом денежной
эмиссии и организации денежного
обращения. Относительно независимости
Центрального Банка Гутник говорил,
что, раньше она была в некоторой
степени условной, и в случае острой
нужды Банк действовал в соответствии
с политическими пожеланиями, скажем,
администрации Президента (прежде всего,
в отношении кредитования). Однако
эти возможности воздействия
на политику ЦБР все же были ограниченными,
и тривиальный лоббизм министров
или депутатов тут не проходил.
В
настоящее время ученые сходятся
во мнении, что Центральный Банк
является независимым органом. Например,
Антропцева И.О. полагает, что Банк России
является самостоятельным независимым
звеном единой системы государственной
власти РФ, органом государства в
области управления. Такого же мнения
придерживается Чебыкина Н.Р.
Перейдем
непосредственно к рассмотрению
гражданско-правового статуса Банка
России и его организационно-правовой
формы, которая является элементом
его правового статуса.
В
ст. 2 ФЗ «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)», говорится,
что Банк России является юридическим
лицом. Следовательно, он выступает
субъектом гражданско-правовых правоотношений.
«В
Федеральном законе нет указаний
на то, что Банк России является главным
банком. Определение «главный банк»
предлагалось в различных законопроектах,
но в окончательном варианте закона
оно не было закреплено. Поэтому
юридически он, на наш взгляд, не должен
считаться «банком банков». Но здесь
возникает вопрос, является ли Банк
России банком, т.е. насколько применимо
к нему юридическое значения понятия
«банк»».
В
ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности»
сформулированы основные юридические
понятия, из которых складывается банковская
система, - «кредитная организация» и
«банк». В структуре банковской системы
Банк России – один из её элементов.
Банк
– разновидность кредитной организации.
Согласно Гражданскому Кодексу РФ,
кредитная организация может
быть создана только в форме хозяйственного
общества. Последнее – это коммерческая
организация. Поскольку Банк России
не является ни хозяйственным обществом,
ни коммерческой организацией, а представляет
собой учреждение, следовательно
понятие «банк» к Банку России
не применимо. В юридическом смысле
Банк России не является банком. Этот вывод
имеет практическое значение для
банкиров и банковских юристов в
тех случаях, когда в законодательстве
и в подзаконных актах используется
термин «банк» и соответственно возникает
противоречие между понятиями «банк»
и «Банк России».
Казалось
бы, в интересах правопорядка терминология
должна быть единообразной. В противном
случае могут возникать противоречия
между законами, в трудности в
их понимании и применении. Однако,
на практике не все так просто. В
законодательстве имеется много
противоречий и это одно из них.
Для
наглядности сравним два закона.
В ФЗ «О Центральном Банке (Банке
России)» по отношению к Банку
России используется термин «учреждение»,
в то время как в ФЗ «О банках
и банковской деятельности» указано,
что банк – разновидность «кредитной
организации». По этому формальному
признаку, предусмотренному Федеральным
законом, банк не может быть разновидностью
учреждения, а соответственно Банк
России не является банком в буквальном
смысле, который имеется в виду
в Федеральном законе «О банках и
банковской деятельности». Кроме того,
Банк России не является банком и в
том значении, которое должно соответствовать
нормам Гражданского Кодекса РФ, определяющим
организационно-правовые формы, в которых
создаются банки. Ведь Банк России –
это не акционерное общество, не
общество с ограниченной ответственностью,
не общество с дополнительной ответственностью.
Между тем, согласно Гражданскому кодексу
РФ, банк должен быть одним из них. В
ряде случаев сказанное имеет
чисто практическое значение. Известно,
что судебные исполнители практикуют
арест денежных средств, которые
находятся на корреспондентском
счете, открытом в расчетно-кассовом
центре территориального учреждения Банка
России. При этом они руководствуются
процессуальными законами, регулирующими
их деятельность. Между тем ФЗ «Об
исполнительном производстве», регулирующий
их деятельность, использует термин «банк».
О Банке России там ничего не сказано.
Поскольку в Законе нет специальной
статьи с расшифровкой применяемых
им термином, то, стало быть, должны применяться
те понятия, которые приводятся в ст. 1
ФЗ «О банках и банковской деятельности»
и имеют общее значение. А так как Банк
России не подпадает под родовое понятие
«банк», то положения ст. 46 ФЗ «Об исполнительном
производстве» к нему не применимы. Получается,
что понятия «банк банков», «главный банк»
при всей их теоретической значимости,
строго говоря, не являются понятиями
относительно к Банку России.