Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:20, контрольная работа
Любое лицо, создавшее какое-либо произведение, считает себя его автором и обладателем авторских прав на него, но не знает, как правильно воспользоваться этими правами, как их защитить.
Цель работы рассмотреть авторство и соавторство. В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
- рассмотреть правовое закрепление «Автор произведения»;
- проанализировать «Соавторство»;
- раскрыть возникновение авторских прав. Презумпция авторства.
Введение 3
Автор произведения 4
Соавторство 8
Возникновение авторских прав. Презумпция авторства 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Содержание
Введение 3
Автор произведения 4
Соавторство 8
Возникновение авторских прав. Презумпция авторства 12
Заключение 18
Список использованной литературы 19
О том, что Периодическую таблицу химических элементов придумал Менделеев, знает каждый, кто учился в средней школе. О том, что закон вытеснения жидкости погруженным в нее телом открыл Архимед, знает и тот, кто в средней школе не учился. А о том, что закон всемирного тяготения открыл Ньютон, знают даже те, чьи представления о мироздании сформировались исключительно под влиянием голливудских блокбастеров. Но, собственно, так ли важно это знать? Я имею в виду не формулировку основных законов природы, а имена их авторов. Если бы никогда не жил на свете Шекспир, то и строка «Быть или не быть? Вот в чем вопрос... » никем и никогда не была бы написана. Когда мы говорим о произведении литературы и искусства, то знаем: оно создано человеком - и вот имя создателя. Когда мы говорим об ученом, открывшем закон природы, то знаем: ничего этот человек не создал, он лишь стал первым, кто узнал о том, что нечто действительно существует. Автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Любое лицо, создавшее какое-либо произведение, считает себя его автором и обладателем авторских прав на него, но не знает, как правильно воспользоваться этими правами, как их защитить.
Цель работы рассмотреть авторство и соавторство. В соответствии с поставленной целью решается ряд задач:
- рассмотреть правовое
закрепление «Автор
- проанализировать «Соавторство»;
- раскрыть возникновение авторских прав. Презумпция авторства.
Согласно российскому законодательству автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение: "автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано" (ст. 1257 ГК РФ).
В ст. 1228 ГК РФ содержится специальное разъяснение: "Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие лично творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ" (п. 1 ст. 1228 ГК РФ)1.
С момента выражения произведения в какой-либо объективной форме именно у его автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении созданного им произведения. Несмотря на то что имущественные права на произведение могут переходить к иным лицам с момента их возникновения в силу положений ЗоАП или договора, "первоначальным" обладателем всей совокупности прав в отношении произведения в соответствии с российской доктриной авторского права только сам автор: "Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по основаниям, установленным законом" (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
Из правила о принадлежности непосредственно автору первоначальных прав на произведение существует только одно исключение: если охрана произведению предоставляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то автор произведения определяется согласно положениям соответствующего иностранного законодательства. При этом "автором" может формально оказаться даже юридическое лицо.
Иногда отмечают, что в соответствии с положениями ГК РСФСР 1964 г. "авторами" в некоторых случаях могли признаваться также организации - юридические лица. Однако данное утверждение является ошибочным, поскольку ГК РСФСР 1964 г. упоминал только о возможности возникновения особых "авторских прав юридических лиц" (ст. 484-486 ГК РСФСР 1964 г.).
В соответствии с ГК РСФСР 1964 г. возникновение "первоначального" авторского права у организаций предусматривалось в трех случаях2:
1) авторское право на
научный сборник,
2) авторское право на
кинофильм и телевизионный
3) авторское право на
радиопередачи и телевизионные
передачи принадлежало
Однако "авторские права юридических лиц" рассматривались ГК РСФСР 1964 г. как совершенно особые права, отличные от "прав авторов" (ст. 479 ГК РСФСР 1964 г.) и изначально ограниченные по своему объему. Так, согласно ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. первоначальные авторские права юридических лиц признавались только "в случаях и пределах", установленных законодательством СССР и ГК РСФСР 1964 г. Подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе, посвященном советскому периоду развития российского законодательства об авторском праве.
Наряду с термином "автор" в ГК РФ также широко используется понятие "правообладатель", содержание которого не раскрывается. Мало того, в различных случаях данный термин используется в совершенно разных значениях.
Очевидно, что когда речь
идет о необходимости получения
согласия (разрешения) от правообладателя,
под ним понимается обладатель исключительных
авторских прав на соответствующие
способы использования
В некоторых случаях в ГК РФ под правообладателями понимаются также лица, которые вправе получать вознаграждение, например, в тех случаях, когда допускается использование без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, т.е. вместо исключительных прав предоставляются только права на получение вознаграждения3.
Кроме того, в отношении
личных неимущественных прав правообладателями
всегда будут только сами авторы, а
в отношении некоторых
Таким образом, в самом широком смысле в сфере авторского права правообладатель - это автор (его наследники), а также иные физические или юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или по иному законному основанию. Однако, как уже отмечалось, в каждом конкретном случае значение слова "правообладатель" может быть установлено только из анализа соответствующего положения ГК РФ.
Также во многих случаях, когда в ГК РФ упоминается только "автор", на самом деле имеются в виду не только непосредственно сами авторы, но также и их правопреемники. Данный подход традиционен и для международных договоров в области авторских прав: например, в соответствии с п. 6 ст. 2 Бернской конвенции охрана произведения должна осуществляться "в пользу автора и его правопреемников"4.
В некоторых случаях произведения создаются в результате совместной творческой деятельности нескольких лиц, в результате чего авторские права на такой произведение возникают сразу у нескольких соавторов.
Статья 1258 ГК РФ определяет понятие соавторства и основы регулирования отношений между соавторами, возникающие в связи с созданием произведения творческим трудом нескольких лиц. Соавторство предполагает совместный творческий труд нескольких лиц, результатом которого является создание единого произведения. Совместность труда авторов можем принимать различные формы, например, И. Ильф и Е. Петров при написании бессмертных повествований об Остапе Бендере совместно "дума ли вслух", при этом один из них записывал идеи. Совместное творчество может протекать в других формах: соавторы предварительно обсуждают концепцию произведения, идеи, структуру, распределяют между собой определенные части работы - примером такого совместного труда соавторов является настоящий комментарий.
При определении соавторства следует исходить из того, что каждое лицо, претендующее на соавторство произведения, должно отвечать понятию автора, установленному ст. 1257 ГК РФ5 - участие такого лица в создании произведения должно быть непременно творческим. В связи с этим не образует соавторства редакторская правка созданного произведения (исправление погрешностей языка, орфографических, грамматических ошибок, стиля и т.д.), если таковая не связана с изменением существенных элементов произведения: художественной формы, системы образов, дополнением научных произведений комментарием и др. Однако к случаям соавторства часто ошибочно относят случаи совместного использования нескольких произведений, созданных различными авторами. Так, не подпадают под определение соавторства случаи, когда одно произведение создается на основании другого: например, музыка песни пишется на основе уже готовых слов или стихи сочиняются для уже существующей мелодии.
В то же время созданным
в соавторстве может
Как уже отмечалось, непосредственно не участвовавшие в творческом процессе создания произведения, не признаются соавторами, даже если они оказывали автору техническое, организационное, материальное или иное содействие, не являющееся творческой деятельностью (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
В зависимости от того, могут
ли отдельные части произведения,
созданные каждым из соавторов, быть
выделены из созданного в соавторстве
произведения и использоваться отдельно
друг от друга (например, слова и
музыка песни, написанные в соавторстве
композитором и поэтом, отдельные
части литературного
Применительно к произведениям
литературы, науки и искусства, созданным
в соавторстве, последнее делят
на два вида: нераздельное и раздельное.
Соавторство в сфере
При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой единое неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. Такие произведения встречаются в литературе (романы И. Ильфа и Е. Петрова), в живописи (картина И. Репина и И. Айвазовского "Пушкин в Крыму") и др7.
При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако, оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из авторов созданы эти части. Классическим примером раздельного соавторства является учебник, написанный коллективом авторов. При этом указывается, кто из авторов и какую главу учебника написал.
Таким образом, разграничение
раздельного и нераздельного
соавторства имеет большое
Если заранее известно,
что соавторство будет
Кроме того, в случае, когда
такое произведение образует неразрывное
целое, ни один из соавторов не вправе
без достаточных оснований
В то же время часть произведения,
использование которой возможно
независимо от других частей, то есть часть,
имеющая самостоятельное