Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 08:40, курсовая работа
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зрения правовых отношений, место авторского договора в системе защиты авторских прав.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………………….……4
1.1. Сущность и понятие авторского права………………………………………...4
1.2. Классификация авторских договоров……………………………..………….10
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ…….14
2.1. Правовая природа авторского договора……………………………………...14
2.2. Существенные условия авторского договора…………………………….….19
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ…....23
3.1. Порядок заключения и прекращения авторского договора………………..23
3.2. Ответственность за нарушение авторского договора……………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1…………………………………………………………………………40
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………………………42
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА………………….……4
1.1. Сущность и понятие
авторского права……………………………………
1.2. Классификация авторских договоров……………………………..………….10
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ…….14
2.1. Правовая природа авторского договора……………………………………...14
2.2. Существенные условия авторского договора…………………………….….19
ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ…....23
3.1. Порядок заключения и прекращения авторского договора………………..23
3.2. Ответственность за нарушение авторского договора……………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1…………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2…………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Авторское право в России появилось лишь в начале XIX века (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.
Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности — произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.д. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами так называемой интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность — это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая и Россию, для обозначения совокупности исключительных прав на результаты интеллектуальной и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним по правовому режиму средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.).
Авторское право является в настоящее время одной из наиболее значимых и динамично развивающихся областей гражданского права. Значение авторского права в регулировании общественной жизни особенно резко возросло в последние годы. Это связано, в первую очередь, с невероятным по своей быстроте и масштабам развитием технических средств и технологий, позволивших максимально быстро осуществлять копирование и распространение произведений, являющихся традиционными объектами авторского права. Развитие средств коммуникации, многократно усиливших и ускоривших обмен продуктами творческой деятельности между отдельными странами и регионами, также потребовало усиления роли авторского права в защите интересов авторов творческих произведений.
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зрения правовых отношений, место авторского договора в системе защиты авторских прав.
В процессе достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Охарактеризовать место
2. Проанализировать основания
3. Охарактеризовать содержание авторского договора, порядок его заключения, изменения и прекращения.
4. Проанализировать защиту
В процессе написания данной работы использованы законодательные акты Российской Федерации, учебная и специальная литература по гражданскому праву, а также материалы периодической печати по изучаемой проблеме.
ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
1.1. Сущность и понятие авторского права
Проблема интеллектуальной собственности достаточно новая для Российского законодательства, впервые это понятие было использовано в ст.1 Закона о собственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г.
В Конституции РФ понятия "собственность" в ее имущественном значении и "интеллектуальная собственность", как результат свободной творческой деятельности отнесен ( ст.44). В настоящее время регулирование вопросов авторского права в России осуществляется Законом РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" в редакции от 19 июля 1995 г., Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных", а также другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с Законом "Об авторском праве и смежных правах" и принимаемыми на основе этого закона законодательными актами республик в составе РФ, а так же главой 70 Гражданского Кодекса РФ .
Авторским правом является:
1) интеллектуальные права на
произведения науки,
2) автору произведения
- исключительное право на
- право авторства;
- право автора на имя;
- право на неприкосновенность;
- право на обнародование
Принятые за последние годы законы "Об авторском праве и смежных правах", "О правовой защите программ для ЭВМ и баз данных", "О патентах" и другие нормативные акты, прямо регулирующие вопросы, связанные с защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятым международным требованиям. В тоже время, оценивая ситуацию, сложившуюся на сегодня в России в сфере защиты авторских прав, приходится констатировать, что она далека от идеала. Причин тому достаточно много: экономическое положение страны в целом, низкий уровень правовой культуры населения и т.д. В законах, прямо не регулирующих авторские отношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовым статусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки и устанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему Российскому законодательству так и международным актам.
. При этом указанным актам
Конституцией РФ и действующим
Гражданским кодексом придана
более высокая юридическая
Из сказанного следует, что одним из главных регуляторов системы авторского права в России сегодня выступают международные договоры и соглашения в области авторского права.
В области авторского права Россия является участницей:
- Всемирной конвенции об
- Всемирной конвенции об
- Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений - с 13 марта 1995 года;
- двусторонних соглашений с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и рядом других государств.
Парижская и Бернская Конвенция являются “старейшими” фундаментальными источниками, закрепляющими основы патентного и авторского права соответственно. “Краеугольным камнем” в содержании указанных документов принято считать установление принципа национального режима в отношении объектов промышленной собственности и объектов авторского права в каждой из стран-участниц Конвенции. Кроме того, данные Конвенции закрепляют “минимальные стандарты” охраны авторских и патентных прав (перечень правомочий правообладателя, срок охраны, возможные ограничения и т.п.).
В ст.1 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. понятием “авторское право” охватываются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В соответствии с этим законом, объектом авторского права являются как обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
1 письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
2 устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
3 звуко- или видеозаписи;
4 изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
5 объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
6 в других формах.
Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
К объектам авторского права также относятся:
1 производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
2 сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Не являются объектами авторского права:
1) официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
3) произведения народного творчества;
4) сообщения о событиях и фактах, информационного характера.
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
В субъективном смысле авторское право включает в себя несколько правомочий его обладателя. Эти правомочия, в свою очередь, подразделяются на две группы: личные и имущественные. Такое разделение выработано теорией и воспринято законодателем. Однако в реальном, конкретном правоотношении эти правомочия весьма тесно переплетаются: признание личного права (например, права авторства) выступает как предпосылка защиты имущественных прав автора, а иногда, напротив, нарушение имущественного права порождает необходимость защиты личных прав автора, возможны и другие варианты. В то же время сущностные различия личных и имущественных авторских прав закономерно влекут необходимость применения различных правовых средств для защиты первой и второй группы прав соответственно.
В числе основных имущественных прав автора закон называет:
1. право на воспроизведение;
2. право на распространение;
3. право на импорт;
4. право на публичный показ;
5. право на публичное исполнение;
6. право на передачу в эфир;
7. право на сообщение для
8. право на перевод;
9. право на переработку.
Автор обладает всей полнотой указанных выше имущественных прав с учетом ограничений, указанных в статьях 17-26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах".
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. При этом право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Авторское право переходит по наследству, кроме права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения.
Обобщая сказанное выше, можно сделать следующий вывод, что основными правовыми актами, регулирующими систему авторского права в нашей стране, являются Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных". Эти законы отвечают международным стандартам в этой области и позволили России присоединиться к ряду международных договоров. Авторское право связано с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений.
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей.
Существует два подхода:
- Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в. право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться собственником всего будущего творчества автора.