Авторское право как институт гражданского права: теоретико-прикладной аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является закрепление и углубление теоретических знаний в области правового регулирования авторских прав и выработка приемов практического применения соответствующих правовых норм.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 Авторское право в системе права Республики Беларусь……… 5
1.1 Понятие, характерные черты авторского права…………………… 5
1.2 Принципы и задачи авторского права……………………………… 9
ГЛАВА 2 Правоотношения, возникающие в процессе создания и использования произведений литературы, науки и искусства………………… 10
2.1 Субъекты авторских прав…………………………………………….. 10
2.2 Объекты авторских прав……………………………………………… 13
2.3 Личные имущественные и неимущественные права авторов………. 20
ГЛАВА 3 Ответственность за нарушение авторских прав……………… 23
Заключение………………………………………………………………… 26
Список использованных источников…………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Авторское право.docx

— 67.95 Кб (Скачать)

Содержание хореографических произведений, а также пантомим выражается средствами пластических движений человеческого  тела (танцы, мимика). Советским законодательством  об авторском праве охранялись лишь такие хореографические произведения и пантомимы, в отношении постановки которых имелись указания, изложенные на письме или иным образом. В литературе наличие такого условия объяснялось  определяемой законом необходимостью придания произведению такой объективной  формы, которая допускала бы его  воспроизведение без участия  автора. В действующем законодательстве воспроизводимость не является признаком, необходимым для предоставления произведению охраны. Кроме того, новые  технические средства позволяют  записывать исполнение хореографических произведений и пантомим на магнитные  и иные носители и в любое время  воспроизводить их на экране. По этим основаниям хореографические произведения и пантомимы  охраняются действующим авторским  законодательством без каких-либо особых условий.

Обычно хореографические произведения и пантомимы исполняют  под музыку, и это сближает их с музыкально-драматическими произведениями. Но это - самостоятельный вид произведений. Так, В.Елизарьеву, одному из создателей балета “Страсти”, была присуждена престижная премия Международной ассоциации деятелей хореографии “Бенуа- де ля данс”  за лучшую хореографию во всемирном  балетном искусстве за 1995-1996 г

3. Музыкальные произведения с текстом и без текста.

В этих произведениях художественные образы выражаются посредством звуков, которые связаны между собой  по законам мелодии, ритма и гармонии

Действующее законодательство не предъявляет к  объективной форме музыкального произведения каких-либо особых требований. Главным назначением музыкального произведения выступает его непосредственное восприятие на слух, поэтому основной объективной формой музыкального произведения является его исполнение. Однако исполнению музыкального произведения должно сопутствовать  выражение его в форме записи на письме с помощью нотных знаков или в форме звукозаписи, поскольку, во-первых, последующее воспроизведение  исполнения, особенно сложных музыкальных  произведений, даже специалистами практически  невозможно, во-вторых, доказать факт неправомерного использования исполненного музыкального произведения очень сложно.

Действующее законодательство не содержит специального перечня музыкальных  произведений, охраняемых авторским  правом. В специальной юридической  литературе и теории музыки определены следующие виды музыкальных произведений: обработки, переложения, оркестровки, аранжировки, вариации.

Музыкальное произведение может  использоваться вместе с текстом  литературного произведения.

Такое произведение, как  правило, является результатом деятельности двух или более лиц

4. Аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).

По мнению И.В. Савельевой аудиовизуальные произведения относят  к сфере так называемого “синтетического” искусства, объект которого благодаря  творческому труду режиссера  представляет собой “органическое  соединение разных искусств или видов  искусства в единое художественное целое, не сводимое к сумме составляющих его компонентов” [12]. Из числа последних могут быть выделены как самостоятельные объекты авторского права (например, сценарий, музыка), так и те, которые не могут существовать вне самого аудиовизуального произведения (результат труда режиссера, оператора, артистов-исполнителей, других лиц).

Организационно-технические  работы, а также выделение финансовых средств, необходимых для создания аудиовизуального произведения, осуществляет, как правило, производитель аудиовизуального произведения – физическое или юридическое  лицо, взявшее на себя инициативу и  ответственность за создание произведения. Поскольку интересы производителя аудиовизуального произведения должны учитываться в процессе использования аудиовизуального произведения, в отношении последнего выделяют авторов (режиссер-постановщик, автор сценария и автор специально созданного для аудиовизуального произведения, музыкального произведения с текстом или без текста) и производителя, к которому по договору на создание аудиовизуального произведения переходят исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения аудиовизуального произведения, а также субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено договором.

Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании  этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать  такого указания.

5. Произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства.

Отсутствие законодательного определения произведения изобразительного искусства объясняют большим  многообразием форм и технических  способов выражения творческой мысли  в таких произведениях

Как любой объект авторского права, произведение изобразительного искусства должно получить конкретное внешнее выражение. Но если рукопись литературного произведения, дискета, на которой записана компьютерная программа, или магнитная запись аудиовизуального произведения предназначены для размножения и распространения, то произведения изобразительного искусства создаются, как правило, в единственном экземпляре и приобретают качества уникальной вещи. Автор произведения изобразительного искусства с момента воплощения последнего в какой-либо объективной форме является субъектом, как права собственности, так и авторского права на созданный им объект. Когда автор передает право на использование произведения изобразительного искусства, он остается автором произведения; право собственности на произведение изобразительного искусства переходит к пользователю. Между автором произведения изобразительного искусства и его собственником возникает авторское правоотношение с определенной для его участников совокупностью прав и обязанностей, особенности которых отражены в действующем законодательстве об авторском праве

6. Произведения  прикладного искусства.

Являются разновидностью произведений изобразительного искусства. В юридической литературе указывают  на два присущих этим объектам отличительных  признака -- утилитарность и художественность исполнения. Это означает, что произведения прикладного искусства как оригинальные художественные разработки воспроизводятся  промышленным способом с целью создания товаров, предназначенных для удовлетворения культурных и бытовых потребностей людей. Такими товарами являются ювелирные  и галантерейные изделия, иные изделия  из металла, фарфора, кожи, кости, пластмассы и других материалов. В юридической  литературе произведения прикладного  искусства определены как художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими  качествами, а также не только удовлетворяющие  прямые практические потребности, но и  являющиеся украшением окружающей среды  и человека.

Произведения прикладного  искусства как объекты авторского права следует отличать от промышленных образцов охраняемых правом промышленной собственности. В юридической литературе указывалось, что в отличие от объекта авторского права промышленный образец “представляет собой  не вполне конкретное изображение, а  некий принципиальный образ, создающий  определенное ощущение”.

7. Произведения  архитектуры, градостроительства  и садово-паркового искусства.

Эти произведения имеют двойное назначение: удовлетворять как духовные, так  и определенные материальные потребности  людей. Авторским правом охраняются сами произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, выраженные в виде зданий, сооружений, садов, парков и т.д., а также и относящиеся к архитектуре произведения архитектурной графики и пластики – эскизы, чертежи, планы, рисунки и иные разработки, предшествующие строительству.

Произведения архитектуры  пользуются охраной как результаты творческой деятельности, причем оригинальность произведения должна отражать личный вклад автора в графическое оформление произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства (в эскиз, план и т.д.), и в его объемное оформление, которое проявляется  в уже созданном объекте.

В процессе проектирования и непосредственно строительства  автору оригинального архитектурного произведения приходится решать определенные инженерно-конструкторские, и даже научные задачи. Полученные результаты авторским правом не охраняются (хотя могут представлять основную ценность архитектурного произведения), так  как авторским правом охраняется только форма произведения, но не его  содержание.

8. Фотографические  произведения и произведения, полученные  способами, аналогичными фотографии.

Фотографические и им подобные произведения были выделены в самостоятельный  вид охраняемых авторским правом объектов уже в Положении об авторском  праве 1911 г., принятом в России. Однако в юридической литературе еще  длительное время дискутировался вопрос о том, можно ли рассматривать  фотографические произведения как  разновидность произведений изобразительного искусства или они являются только продуктами технической деятельности.

С момента признания фотографических  и им подобных произведений объектами  авторского права и до принятия 16 мая 1996 г. Закона Республики Беларусь “Об  авторском праве и смежных  правах” в качестве условия охраны таких произведений действовало  требование обязательного указания на каждом экземпляре фотографического или подобного ему произведения имени автора, места и года выпуска  произведения в свет.

Современное законодательство исходит из признания фотографических  произведений, а также приравненных к ним произведений голографии, слайдов  и иных произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, самостоятельным  видом произведений авторского права  и предоставления им охраны без выполнения каких-либо формальностей.

9. Карты, планы,  эскизы, иллюстрации и пластические  произведения, относящиеся к географии,  топографии и другим наукам.

Существуют объекты авторского права с двойственным характером назначения, которые занимают промежуточное  место между литературными и  художественными произведениями. К таким произведениям относятся географические, геологические, астрономические карты, глобусы, рисунки по естествознанию и иные схожие произведения. В них кроме изображения обычно имеется и текст, поясняющий значение карт и рисунков

В Положении об авторском  праве 1911 г. эти объекты относились к литературным произведениям, а  позже были выделены в самостоятельный  вид

Действующим законодательством  картографические произведения определены как специальные тематические проблемно  ориентированные карты и атласы. Охраняются такие произведения лишь в том случае, если они представляют собой результат творческого  труда их составителя

10. Другие произведения.

Перечень объектов авторского права является открытым. Это значит, что любое выраженное в какой-либо объективной форме произведение науки, литературы и искусства, являющееся результатом интеллектуальной творческой деятельности, охраняется средствами авторского права, даже если оно не относится ни к одному их перечисленных  в ст. 993 Гражданского кодекса видов  произведений.

Примером такого объекта  может служить реклама. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. “О рекламе” (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1997. № 8. Ст. 189), реклама может полностью или частично являться объектом авторского и смежных прав[13].

Резюмируя сказанное, следует  отметить, что в целом объектом авторского права является совокупность идей и образов в оригинальном воплощении, а материальные носители этих воплощений (пленки, видео- или аудиокассеты) предметами, в отношении которых действует вещное право.

Дав неисчерпывающий перечень объектов, на которые распространяется авторское право, законодательство предусматривает некоторые однозначные  изъятия из круга охраняемых объектов. Так, в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

В ст. 8 приведен список объектов, не охраняемых авторским правом, а  именно:

1) официальные документы  (законы, судебные решения и пр., а также их официальные переводы);

2) государственные символы  и знаки;

В соответствии со ст. 992 Гражданского кодекса Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и  искусства, являющиеся результатом  творческой деятельности как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

1) письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

2) устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);

3) звуко- или видеозаписи  (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);

4) изображения (рисунок,  эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и  т.д.);

5) объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение  и т.д.);

6) в других формах.

Согласно ст. 5 Закона «Об  авторском праве и смежных  правах» авторское право распространяется на произведения науки, литературы и  искусства, как на обнародованные, так  и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной  форме, независимо от назначения и достоинства  произведения.

Подход к определению  понятия произведения и в Гражданском  праве, и в Законе «Об авторском  праве и смежных правах» практически  идентичен за тем, однако исключением, что Закон не называет в качестве признака произведения то, что оно  должно быть результатом творческой деятельности. Вряд ли это можно  расценивать иначе, как пробел в  Законе. Впрочем, некоторые исследователи  находят в Законе признак творческого  характера произведения, несмотря на то, что он там не указан[14].

Информация о работе Авторское право как институт гражданского права: теоретико-прикладной аспект