Автор: Максим Колобаев, 02 Декабря 2010 в 12:24, курсовая работа
В этой работе рассмотрена история, понятие, виды и элементы авторского договора, а также отвечу на поставленные вопросы и многие другие. Также мною на основе договора о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения будут рассмотрены содержание, ответственность и прекращение авторского договора.
Вступление
Правовое регулирование авторского договора.
Понятие авторского договора.
Виды авторских договоров.
Элементы авторского договора.
Содержание авторского договора.
Ответственность по авторскому договору.
Прекращение авторского договора.
Заключение.
Нередко особенно
при заключении договоров на создание
произведений изобразительного искусства
возникает вопрос об разграничении авторского
договора и договора подряда. Известно,
что объем прав автора и подрядчика отнюдь
не совпадают в частности подрядчик выполняет
работу на свой риск, результат его работы
передается в собственность заказчика,
который не несет перед подрядчиком никаких
дополнительных обязанностей в связи
с дальнейшим использованием результата
и т. д. По сравнению с подрядчиком автор
находится в гораздо лучшем положении,
поскольку в случае творческой неудачи
ему может гарантироваться определенная
часть предусмотренного договором вознаграждения,
за ним сохраняются все основные авторские
права на произведение переходящие в собственность
другого лица и т. д.
Разграничение
авторского и подрядного договоров
производится прежде всего, по их предмету.
Если предметом договора подряда является
результат обычной, технической деятельности
подрядчика, то предметом авторского договора
является произведение науки, литературы,
искусства как результат творческой работы
автора. На практике отграничить их друг
от друга бывает не так просто. Наиболее
остро данный вопрос встает при заключении
договоров на изготовление копий произведений
искусства, науки и литературы, в том числе
договоров на изготовление так называемых
авторских копий. В юридической науке
нередко утверждается, что копия, в том
числе авторская, - это результат обычной
работы, по поводу выполнения которой
должен заключаться договор подряда.
Иногда разграничить
авторские и подрядные договоры
по их предмету не возможно. Так 22 августа
1986 года Госарбитражем СССР были утверждены
типовой договор на создание произведения
скульптуры, декоративно-прикладного
искусства, монументально-декоративных
и оформительских работ и типовой договор
на создание произведения станковой живописи
и графики. Оба договора имели своим предметом
создание произведений изобразительного
искусства, однако знакомство с их содержанием
не оставляло никаких сомнений в том, что
взаимоотношения сторон были построены
по подрядному типу. Объяснялось это тем,
что договоры подобного рода заказчики
соответствующих произведений, а с предприятиями
художественного фонда, которые выступали
в роли своего рода посредников между
авторами и заказчиками произведений.
Авторы же создавали свои произведения
в рамках договора художественного заказа,
который заключался ими с предприятиями
авторского фонда и носил авторский характер.
Таким образом, наряду с предметом договора,
дополнительным критерием для разграничения
авторского и подрядного договоров выступает
их субъектный состав. Непременным участником
авторского договора всегда является
сам создатель произведения или его законный
правопреемник, в частности наследник.
По субъектному составу авторские договоры
отличаются и от некоторых других договоров,
связанных с использованием произведений.
Виды авторских
договоров.
После присоединения
СССР в 1973 году к Всемирной конвенции
об авторском праве в советском
законодательстве было закреплено деление
всех авторских договоров на два
типа - авторский договор о передаче
произведения для использования
и авторский лицензионный договор.
По авторскому договору о передаче произведения
для использования автор или его правопреемник
передавал либо автор обязывался создать
и в установленный договором срок передать
произведение организации для использования
обусловленным в договоре способом, а
организация обязывалась осуществить
или начать это использование в установленный
договором срок, а также уплатить автору
или его правопреемнику вознаграждение,
кроме случаев указанных в законе. По авторскому
лицензионному договору автор или его
правопреемник предоставлял организации
право использовать произведение, в том
числе путем перевода на другой язык или
переделки, в обусловленных договором
пределах и на определенный договором
срок, а организация обязывалась уплатить
вознаграждение за предоставление этого
права или за использование произведения
в форме, предусмотренной договором, поскольку
иное не установлено законом или поскольку
стороны не договорились об ином (ст. 503
ГК РСФСР 1964 г.).
В качестве особого
типа гражданско-правового договора, авторский
договор в свою очередь подразделяется
на множество отдельных разновидностей,
каждая из которых имеет свои особенности.
Прежде всего
авторские договоры делятся на группы
в зависимости от вида произведений,
по поводу которых они заключаются. Выделяются,
в частности, авторские договоры на создание
и использование литературных, музыкальных,
аудиовизуальных, архитектурных и других
произведений. Даже если указанные договоры
предусматривают один и тот же способ
использования произведений, вид последних
оказывает определенное влияние на содержание
самого договора.
В зависимости
от того, является ли предметом авторского
договора уже готовое произведение
или произведение, которое еще
только необходимо создать, различаются
авторские договоры заказа и авторские
договоры на готовое произведение. Авторский
договор заказа подробно регламентирует
требования, предъявляемые к будущему
произведению, в частности устанавливает
его жанр, назначение, объем, и другие параметры,
определяет сроки и форму представления
работы заказчику, порядок устранения
замечаний, предусматривает право автора
на получение аванса и т. п. В тех случаях,
когда предметом договора является уже
готовое произведение, оно обычно рассматривается
и одобряется пользователем до заключения
договора.
Авторские договоры
могут быть связаны с использованием
еще не обнародованного произведения
или произведения, которое уже
доведено до всеобщего сведения. Как
правило, это оказывает существенное
влияние на такие условия договора,
как размер авторского гонорара и форма
его выплаты. Авторы необнародованных
произведений обычно получают особое
вознаграждение за предоставление пользователю
права на первое ознакомление публики
с произведением.
В зависимости
от того, становиться ли приобретатель
авторских прав по договору единственным
их обладателем или не становиться, авторские
договоры подразделяются на договоры
о передаче исключительных прав и договоры
о передаче неисключительных прав. Авторский
договор о передаче исключительных прав
разрешает использование произведения
определенным способом и в установленных
договором пределах только лицу, которому
эти права передаются, и дает такому лицу
право запрещать подобное использование
произведения другим лицам. По авторскому
договору договоры о передаче неисключительных
прав пользователю разрешается использовать
произведение наравне с самим автором
и другими лицами, получившими от автора
разрешение на использования произведения
аналогичным способом. Согласно п. 4 ст.
30 Закона об авторском праве и смежных
правах, передаваемые по авторскому договору
права считаются неисключительными, если
в договоре прямо не установлено иное.
Большое практическое
значение имеет подразделение авторских
договоров в зависимости от способа
использования произведения. Самым
распространенным является издательский
договор. В рамках данного договора осуществляется
издание и переиздание любых произведений,
который могут быть зафиксированы на бумаге,
т. е. произведений литературы, драматических,
сценарных, музыкальных произведений,
произведений изобразительного искусства
и др. Издательский договор наиболее полно
урегулирован действующим законодательством
и исследован юридической наукой. Нередко
выводы, которые первоначально делаются
на базе применения норм об издательском
договоре, а также сложившейся практики
разрешения споров, впоследствии распространяются
и на другие авторские договоры.
Постановочны
договор заключается тогда,
Сценарный договор
- это договор, который регламентирует
отношения, связанные с использованием
текста, по которому снимается кинофильм,
телефильм, делается радио - или телепередача,
проводится массово-зрелищное мероприятие
и т. д. Сценарный договор близок к постановочному
договору, из рамок которого он постепенно
выделился в самостоятельный вид. Их основное
различие заключается в том, что литературный
сценарий, в отличии, например, от драматического
произведения используется не в своем
неизменном виде, а служит основой для
создания более приближенного к нуждам
кинематографа, телевидения или радио
режиссерского сценария по которому, собственно,
и ставится филь или делается передача.
В этом смысле сценарный договор предполагает,
что произведение (сценарий) может быть
использовано в измененном виде.
Договор в депонировании
рукописи регулирует условия и порядок
обнародования и последующего использования
произведения, которой помещается на хранение
в специальный информационный орган. Обычно
путем депонирования и используются научные
произведения, представляющие интерес
лишь для ограниченного круга специалистов,
по запросам которых им предоставляются
копии депонированных произведений или
их отдельных частей.
Договор художественного
заказа опосредует отношения, связанные
с созданием произведений изобразительного
искусства в целях их публичной
демонстрации. Его предметом являются
разнообразные произведения изобразительного
искусства, которые изготавливаются авторами
по заказам организаций и частных лиц
и переходят в собственность последних.
Владельцы произведений (материальных
носителей) вправе распоряжаться ими по
своему усмотрению, но при условии уважения
авторских прав создателей авторских
произведений.
Договор об использовании
в промышленности произведений декоративно-прикладного
искусства. Такой договор имеет
своей задачей урегулирование вопросов
возникающих в связи с тиражированием
в промышленности оригинальных произведений
декоративно-прикладного искусства. Он
заключается с внештатными художниками
предприятий, произведения которых принимаются
к использованию. Авторы получают вознаграждение
как за сам факт создания произведения
принятого к использованию, так и за последующее
тиражирование, в зависимости от объема
использования.
Договор о публичном
исполнении, публичном показе, сообщении
для всеобщего сведения путем
передачи в эфир или по кабелю разрешает
использование литературных, музыкальных,
драматических и иных произведений путем
их исполнения, показа или передачи для
всеобщего сведения в эфир или по кабелю
как непосредственно, так и с помощью различных
технических средств. Подобные договоры
в форме выдаваемых пользователям лицензий
заключаются чаще всего организациями
управляющими имущественными правами
авторов на коллективной основе. Закон
требует, чтобы условия таких лицензий
были одинаковыми для всех пользователей
одной категории, кроме того, указанные
организации не в праве отказать в выдаче
лицензии пользователю без достаточных
на то оснований.
Названными видами
авторских договоров не исчерпывается
все их многообразие, которое определяется
способами использования
Элементы авторского
договора.
Субъектами авторского
договора являются автор или его
правопреемник с одной стороны
и пользователь произведения с другой.
Автор - физическое лицо, творческим
трудом которого создано произведение.
Совершеннолетние дееспособные авторы
заключают авторские договоры самостоятельно
либо действуют через поверенных и агентов.
За малолетних (недееспособных) авторов
авторские договоры подписывают их родители
(опекуны).
Несовершеннолетние
авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют
свои авторские права самостоятельно,
в том числе заключают авторские договоры,
самостоятельно, без контроля родителей
и попечителей.
Авторские договоры
по поводу использования коллективных
произведений заключается со всеми
соавторами. При этом все они могут
принимать участие в согласовании условий
и подписании договора либо это может
быть поручено ими одному из соавторов.
При подготовке сборника соответствующие
договоры должны заключаться не только
с составителем, но и с авторами всех охраняемых
законом произведений, включаемых в сборник.
После смерти автора
договор об использовании произведения
заключается с его наследниками
по закону или завещанию, обладающими
гражданской дееспособностью. Если
наследников несколько, для заключения
авторского договора необходимо их общее
согласие. Возникающий спор между наследниками
разрешается в судебном порядке по иску
любого из них.
Другой стороной
авторского договора выступает пользователь
произведения, т. е. специализированная
организация, основной функцией которой
является осуществление издательской,
театрально-зрелищной, выставочной или
аналогичной деятельности. В роли пользователя
может выступать и индивидуальный предприниматель,
имеющий право заниматься воспроизведением
и распространением произведений как
самостоятельным видом предпринимательства.
Иногда договорные
отношения по поводу творческих произведений
устанавливаются между авторами
этих произведений и лицами, которые
приобретают права на эти произведения
не для последующего их использования
в коммерческих целях, а для удовлетворения
собственных нужд. Данные договоры ни
в коей мере не противоречат действующему
законодательству, однако, носят не авторский,
а подрядный характер, хотя сам творческий
результат, безусловно, охраняется нормами
авторского права.