Автор: Максим Колобаев, 02 Декабря 2010 в 12:24, курсовая работа
В этой работе рассмотрена история, понятие, виды и элементы авторского договора, а также отвечу на поставленные вопросы и многие другие. Также мною на основе договора о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения будут рассмотрены содержание, ответственность и прекращение авторского договора.
Вступление
Правовое регулирование авторского договора.
Понятие авторского договора.
Виды авторских договоров.
Элементы авторского договора.
Содержание авторского договора.
Ответственность по авторскому договору.
Прекращение авторского договора.
Заключение.
Содержание
Вступление
Правовое регулирование
авторского договора.
Понятие авторского
договора.
Виды авторских
договоров.
Элементы авторского
договора.
Содержание авторского
договора.
Ответственность
по авторскому договору.
Прекращение авторского
договора.
Заключение.
Вступление
В ч. 1 статьи 44 Конституции
Российской Федерации закреплено: каждому
гарантируется свобода
Авторский договор
как средство закрепления прав и
обязанностей сторон - выступает в
качестве защиты авторских прав, прав
автора и пользователя, а поэтому рассмотрение
его имеет большое значение.
До 1993 года правовое
положение авторского договора было
урегулировано Гражданским
В юридической
науке до сих пор идут споры
вокруг авторского договора. И для
того чтобы разобраться с таким
видом гражданских договоров, как
авторские и написана эта работа.
В этой работе я рассмотрю
историю, понятие, виды и
Правовое регулирование
авторского договора.
Верховным Советом
Российской Федерации 9 июля 1993 года принят
Закон Российской Федерации "Об авторском
праве и смежных правах", который
был введен в действие со
дня его опубликования. В настоящее
время этот закон является основным нормативным
актом, регулирующим правовое положение
авторского договора. Закон "Об авторском
праве и смежных правах" регулирует
отношения, возникающие в связи
с созданием и использованием произведений
науки, литературы и искусства (авторское
право), фонограмм, исполнений, постановок,
передач организаций эфирного или
кабельного вещания (смежные права).
Наряду с законом
действует ряд других нормативных
актов, в том числе ВСЕМИРНАЯ
КОНВЕНЦИЯ ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ, ПОДПИСАННАЯ
В ЖЕНЕВЕ 6 СЕНТЯБРЯ 1952 ГОДА, участником,
которой СССР стал с 1973 г.
Отдельно урегулирован
договор об уступке (передаче) прав
на программу для ЭВМ или базу
данных. Правила заключения таких
договоров урегулированы
Понятие авторского
договора.
Использование
произведения автора другими лицами
(пользователями) осуществляется на основании
авторского договора, кроме случаев
специально указанных законом. Договорная
форма использования
В ГК 1964 года единого
определения авторского договора не
содержалось. Попытки выработать его
научное определение, предпринятые
рядом ученых, большого успеха не имели.
В юридической литературе давались такие
определения авторского договора:
Авторский договор
- это договор об использовании
организацией созданного автором произведения
науки, литературы и искусства в
соответствии с культурными потребностями
всего общества при соблюдении личных
и имущественных правомочий автора;
Авторский договор
- соглашение автора и организации-пользователя
по поводу создания и использования
произведения науки, литературы и искусства;
Авторский договор
- соглашение, по которому одна сторона
- автор разрешает другой стороне - пользователю
использовать произведение или предоставляет
ей право распорядиться произведением
в том или ином объеме, а пользователь
обязуется заплатить автору вознаграждение
за использование или предоставление
такого права.
Последнее определение,
на мой взгляд, наиболее содержательное.
Нужно отметить, что большой необходимости
в разработке общего определения
авторского договора не существовало,
поскольку в законе давались полные
определения двух возможных типов авторского
договора - договора о передаче произведения
для использования и авторского лицензионного
договора (ст. 503 ГК РСФСР 1964 г.). Кроме того,
в специальной литературе по авторскому
праву раскрывались признаки и определялись
основные черты и виды авторского договора.
В основах гражданского
Ныне действующее
Закон РФ "Об авторском праве
и смежных правах" от закрепления
подобного развернутого определения
вновь отказался.
Итак, действующее
авторское законодательство не содержит
определения авторского договора, однако,
анализ закона "Об авторском праве
и смежных правах" позволяет сформулировать
следующее определение: авторский договор
- это соглашение, по которому автор передает
или обязуется передать приобретателю
свои права на использование произведения
в пределах и на условиях, согласованных
сторонами.
Анализируя авторский
договор, все специалисты подчеркивают,
что авторский договор является
разновидностью гражданско-правового
договора, он носит гражданско-правовой
характер и является самостоятельным
в ряду других гражданско-правовых
договоров. Данный вывод имеет не только
теоретическое, но и практическое значение.
В частности, он означает, что на авторско-договорные
отношения распространяются как общие
положения гражданского права, например,
правила о формах и условиях сделок, так
и соответствующие нормы обязательного
права, касающиеся, например, порядка заключения
и исполнения договоров, ответственности
за их нарушение и т. п.
По общему правилу,
авторский договор носит
Давая общую
характеристику авторского договора,
нельзя не коснуться вопроса о
типовых авторских договорах, которые
были до недавнего времени неотъемлемой
чертой советского авторского законодательства.
Их основное значение состояло в том,
чтобы с одной стороны, обеспечить
в интересах участников договора нормативную
базу для регулирования наиболее типичных
вопросов в их взаимоотношениях, а с другой
стороны, гарантировать авторам определенный
минимальный уровень прав, который обеспечивался
им пользователями. Поскольку большинство
норм типовых договоров носило диспозитивный
характер, стороны могли в конкретных
договорах отступать от их условий, включать
в договор другие условия, исключать отдельные
условия типового договора и т. д. Однако
все это не должно было приводить к ухудшению
положения автора по сравнению с соответствующим
типовым договором. К началу реформы авторского
законодательства в стране действовало
около двух десятков типовых договоров,
утвержденных союзными министерствами
и ведомствами. Среди них имелись три типовых
издательских договора, утвержденных
Госкомиздатом СССР 24 февраля 1975 г.: Типовой
издательский договор на литературные
произведения, Типовой издательский договор
на произведения изобразительного искусства,
Типовой издательский договор на музыкальные
произведения; два типовых постановочных
договора, утвержденных Министерством
культуры СССР 1 сентября 1976 г. и 18 апреля
1977 г.: Типовой постановочный договор на
создание драматического произведения
и Типовой постановочный договор на создание,
и постановку музыкально-сценического
произведения; Типовой договор художественного
заказа, утвержденный Госкомтрудом СССР
8 марта 1978 г. и др. Помимо типовых договоров,
имеющих нормативное значение, в практике
широко применялись примерные формы отдельных
авторских договоров. Они не носили нормативного
характера и выступали для участников
будущего авторского договора в качестве
рекомендованного образца договора.
Ныне действующее
авторское законодательство не предусматривает
существования каких-либо типовых авторских
договоров как особых подзаконных актов,
а исходит из принципа свободы авторского
договора. В этой связи все названные выше
типовые авторские договоры утратили
свою обязательную юридическую силу. Но
не верно их вообще сбрасывать со счетов,
так как они могут, особенно на первых
порах, использоваться сторонами в качестве
примерных образцов при составлении конкретных
авторских договоров.
Наряду с предоставлением
участником авторских отношений
возможности самостоятельно определять
свои договорные права и обязанности.
Закон РФ "Об авторском праве и смежных
правах" предъявляет к авторским договорам
определенные требования. Эти требования
сформулированы в виде ряда закрепленных
законом диспозитивных и императивных
правил. Первые из них вступают в действие
тогда, когда сторонами авторского договора
конкретно не решены те или иные вопросы.
В качестве примера можно привести правило
о том, что действие передаваемого по договору
права ограничивается территорией российской
Федерации, если в авторском договоре
отсутствует условие о территории, на
которую передается право. Императивные
правила либо запрещают вводить в авторские
договоры определенные условия, либо предписывают
решение отдельных вопросов при выборе
сторонами конкретного варианта своих
взаимоотношений из числа возможных. Например,
закон заранее объявляет недействительным
условие авторского договора, которым
автор ограничивается в создании в будущем
произведений на данную тему или в данной
области. Примером императивной нормы
предписывающего характера может служить
требование обязательного установления
максимального тиража произведения, если
в авторском договоре об издании или в
ином воспроизведении произведения вознаграждение
определено в виде фиксированной сумме.
Данные правила выполняют, в сущности,
ту же функцию, которая во многом была
свойственна типовым договорам и состояла
в ограждении интересов автора от диктата
пользователей произведений. Наличие
таких гарантий, равно и, как и закрепление
их на законодательном уровне, является
оправданно мерой, которая согласуется
с принципом свободы договора и практикой
правового регулирования авторских отношений
большинства государств.
Авторский договор
следует отличать от иных форм договорного
регулирования отношений по созданию
и использованию произведений науки,
литературы и искусства. Так, на практике
нередко возникает вопрос о разграничении
авторского и трудового договоров, что
имеет большое значение для установления
объема прав создателя творческого произведения
и его пользователя. Если произведение
создано в рамках выполнения служебного
задания, права по его использованию принадлежат
работодателю, который должен обеспечит
лишь соблюдение личных и имущественных
прав автора. Издательство, научные, учебные
и иные организации могут воспроизводить
и распространять такие произведения
в любые сроки в любом объеме, в том числе
переиздавать произведения, не спрашивая
на это согласия автора. Поэтому они не
редко прямо заинтересованы в том, что
бы их отношения с авторами рассматривались
как трудовые.
В тех случаях,
когда заключенный сторонами
договор, в рамках которого создано
творческое произведение, не содержит
четкого указания на его характер,
вывод об этом может быть сделан
лишь при наличии ряда условий. Прежде
всего, предметом трудового договора
является трудовая деятельность работника
соответствующая его должности и квалификации
она может носить творческий характер,
как, например, работа штатного переводчика
издательства или штатного фотографа
журнала, но при этом подразумевается,
что речь идет об исполнении определенной
трудовой функции, а не о достижении конкретного,
определенного соглашением сторон творческого
результата. В некоторых случаях, однако,
трудовой договор может быть заключен
и на выполнение творческой работы связанной
с созданием конкретного творческого
произведения, например на выполнение
оформительских или картографических
работ. Здесь важно установить был ли включен
автор в трудовой коллектив заказчика,
подчинялся ли он правилам внутреннего
трудового распорядка и распоряжение
администрации, закреплялись ли за ним
трудовые права и льготы, получал ли автор
за свою работу ежемесячное вознаграждение
и т. п. Если ничего этого не было, то для
квалификации отношений сторон как трудовых
нет никаких оснований.
Наконец, когда
совершенно очевидно, что стороны были
связаны трудовым договором, необходимо
установить входило ли создание данного
творческого произведения в трудовые
обязанности его автора. Если произведение
создано, хотя и штатным работником организации,
но не в связи с исполнением им своих трудовых
обязанностей, автор произведения пользуется
всеми предусмотренными законом правами,
включая право на использование произведения.