Анализ современного конституционно-правового статуса Федерального Собрания России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Предметом рассмотрения настоящей работы является сущность и

основные черты парламента РФ - Федерального собрания по Конституции

Российской Федерации и развивающему ее законодательству.

Целями работы явились следующие: анализ современного

конституционно-правового статуса Федерального Собрания России, характеристика Федерального собрания с точки зрения его

структуры и принципов построения; определение основных полномочий

федерального собрания и порядка его формирования

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 111.50 Кб (Скачать)

     Русская революция породила Государственную  Думу и она  же  вынесла  ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны,  - обе они попали под «локомотив истории». Между  тем  историческая  роль  Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая  задача оказалась выше ее сил – она  была  не  столько  средством  спасения  страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось  и  общероссийскими  и специфическими «думскими» причинами.

      История  создания  и  деятельности   Государственной   Думы   показала

бесполезность    попыток    конституционного     ограничения     российского

самодержавия.  Очевидно, что создание  конституционной  монархии  есть  факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии  и  народа  в   лице  самых активных его политических сил. В России же  социально-политическая  ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не  было  той  силы,  которая могла бы заставить царизм  идти  на  конституционный  компромисс,  с  другой стороны, царизм нее стремился к поискам такого компромисса, чем  обрек  себя на гибель.

      Нетерпеливость, страстность ожиданий  в стране перемен, «земли и  воли»

с одной  стороны, а с другой – столь  же нетерпеливое ожидание  правительства, что Дума положит предел  революции,  главным  образом  самим  фактом  своего существования, а не «далеко идущими» реформами,  сделали Думу  перекрестьем этих упований. I Дума возникла как Дума надежд, по сути, полярных и  поэтому иллюзорных.

      Время деятельности I и особенно II Думы,  -  эпоха  прощания  с  этими

иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность  III  и  IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли  обеспечить  эволюционный путь ее развития – в экстремальных условиях военного времени более  реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила бал в  России  все  XX столетие. 

Место Федерального Собрания в системе государственных  органов РФ

    Согласно  Конституции РФ (ст. 94), Федеральное  Собрание является парламентом Российской Федерации.

     Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Поскольку эта статья помещена в гл.2 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменений самой Конституции РФ.

    В установленной Конституцией системе  разделения властей на федеральном уровне Федеральное Собрание в целом представляет законодательную власть и взаимодействует с федеральными органами исполнительной и судебной власти.14

    Федеральное Собрание в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Функции Федерального Собрания включают издание законов, принятие государственного бюджета, ратификацию международных договоров, назначение органов конституционного надзора. Так же в этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.15

    Признание Федерального Собрания законодательной  властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

    Федеральное Собрание обладает контрольными функциями. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку.

     Важная гарантия, закрепленная в гл.2, состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.

     Независимость – важнейшее условие успешного  выполнения парламентом своих функций. Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать любые законы без чьей-либо указки.

     Никто не может вмешиваться в прерогативу  Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.

     Вместе  с тем законотворческая независимость  не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которое приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными, право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами». Они не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов государства.

    Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

    Согласно  ст. 95 Конституции, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации - государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России. 

    Совет Федерации

     В соответствии с Федеральным законом  от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»16 в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательно (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

     Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации  не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

     Член  Совета Федерации – представитель  от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.

     Порядок деятельности Совета Федерации, его  органов и должностных лиц  определяется Конституцией РФ, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, принятым Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и решениями Совета Федерации.

     Согласно  Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, деятельность Совета Федерации основывается на принципах  коллективного свободного обсуждения и решения вопросов . Заседания  Совета Федерации проводятся открыто, но палата вправе проводить и закрытые заседания. Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председателя и Заместителя Председателя Совета Федерации. Кроме того, для обеспечения оперативного и коллегиального обсуждения неотложных вопросов деятельности Совета Федерации, связанных с его постоянным функционированием, создается такой постоянно действующий коллегиальный орган, как Совет Палаты.

     В соответствии со ст. 102 Конституции  Российской Федерации к ведению  Совета Федерации относятся следующие вопросы:

     а) утверждение изменения границ между  субъектами Российской Федерации;

     б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

     в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

     г) решение вопроса о возможности  использования Вооруженных Сил  Российской Федерации за пределами  территории Российской Федерации;

     д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

     е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

     ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации;

     з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

     и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов.

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Совет Федерации назначает на должность  судей Экономического Суда Содружества  Независимых Государств. В соответствии со ст. 7  Положения об Экономическом  Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств 6 июля 1992г., судьи Экономического Суда назначаются в порядке, установленном для назначения судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Совет Федерации рассматривает предложения Президента Российской Федерации и готовит заключение о назначении или отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Порядок деятельности Совета Федерации, его  органов и должностных лиц  определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом  Совета Федерации, принятым Советом  Федерации, и решениями Совета Федерации.

     Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводят парламентские слушания по вопросам своего ведения (ч.3 ст.101. Конституции  Российской Федерации).

     Комитеты  палат по вопросам, отнесенным к  их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

     Кроме того, комитеты Совета Федерации осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов.

     Согласно  своему Регламенту (ст. 15) Совет Федерации  образует:

     Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; Комитет по вопросам безопасности и обороны; Комитет по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности; Комитет по вопросам социальной политики; Комитет по вопросам экономической политики; Комитет по международным делам; Комитет по делам Содружества Независимых Государств; Комитет по аграрной политике; Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; Комитет по делам Севера и малочисленных народов.

Информация о работе Анализ современного конституционно-правового статуса Федерального Собрания России