Анализ проблем правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 10:10, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ проблем правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

определение понятия «чести, достоинства и деловой репутации»;
анализ способов защиты чести, достоинства и деловой репутации;
анализ порядка возмещения морального вреда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…… 2

ГЛАВА 1. Честь, достоинство и деловая репутация как правовые категории……………………………………………………………………...…...4

§ 1. Понятие чести, достоинства и деловой репутации……………………..... 4

§ 2. Право на честь, достоинство и деловую репутацию………………………9

Г Л А В А II Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации. Возмещение морального вреда…………………………………... 14

§1. Условия защиты чести, достоинства и деловой репутации………......... 14

§ 2. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации………....... 21

§3. Возмещение морального вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию………...... 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....….. 31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………….…………...…... 33

Работа содержит 1 файл

Понятие чести, достоинства и деловой репутации.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    Деловая репутация представляет собой частный  случай репутации и сложившееся  мнение о качествах (достоинствах и  недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства4.

    Деловой репутацией может обладать любой  индивидуально-определенный хозяйствующий  субъект:

    а) гражданин-предприниматель;

    б) гражданин, работающий по гражданско-правовому договору;

    в) гражданин, работающий по трудовому договору (контракту);

    г) юридическое лицо. 

    § 2. Право на честь, достоинство и  деловую репутацию

          Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации - это, прежде всего, вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага.

    Ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает право на честь, достоинство и деловую репутацию, это право относится к гражданским неимущественным правам. Речь идет о благах, лишенных материального (имущественного) содержания. Они неразрывно связаны с личностью носителя: не могут отчуждаться или передаваться иным способом другим лицам, ни по каким основаниям.

    Нематериальные  блага (права) граждане и юридические  лица приобретают либо в силу рождения (создания), либо в силу закона. Так, жизнь, здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя - это те блага, которые гражданин приобретает  при рождении. А вот правами на неприкосновенность частной жизни, свободу передвижения и выбора места жительства и др. гражданин обладает в силу закона. Применительно к юридическим лицам в силу их создания возникают такие нематериальные права, как деловая репутация, а в силу закона - право на фирму, товарный знак5.

          Честь, достоинство  и деловая репутация реально  существуют в силу того, что люди вступают в сложные и многообразные  отношения между собой, в общественные отношения. Подобные отношения регулирует право путем закрепления в своих нормах соответствующей модели правоотношения, когда один субъект - носитель права, другой - носитель субъективной обязанности.  

          Для того чтобы раскрыть понятие и содержание права на честь, достоинство и деловую  репутацию, необходимо уяснить, какие действия может совершать субъект этого права, каким должно быть его поведение.

          Каждый субъект  права, помимо возможности иметь  субъективные права и обязанности, наделяется определенной совокупностью  политических, имущественных, личных субъективных прав, определяющих его правовое положение. В число этих прав входит право на честь, достоинство и деловую репутацию. Эти права возникают не в результате осуществления правоспособности, а наряду с ней являются элементами правосубъектности гражданина или организации.

          Гражданское право  до момента нарушения чести и  достоинства или деловой репутации  личности или иного объекта охраняет эти личные неимущественные отношения  путем всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения. Только с момента  их нарушения нормы гражданского права способны регулировать возникшие отношения.

          Право на честь и  достоинство следует рассматривать  как особое субъективное право, ибо  его сущность заключается в праве  каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство - это личные права человека, существующие постоянно, независимо от того, будут ли они нарушены. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право6.

          Между тем, право  на честь, достоинство и деловую  репутацию является абсолютным субъективным правом ввиду того, что субъективному  праву управомоченного лица корреспондирует  обязанность неопределенного круга лиц. Суть этой обязанности заключается в воздержании от посягательств на честь, достоинство и деловую репутацию индивида, трудового коллектива или организации. Для права на честь, достоинство и деловую репутацию определяющее значение имеют не действия управомоченного, а действия, вернее, воздержание от действий обязанных лиц.

          Российская Федерация  охраняет честь, достоинство и деловую  репутацию граждан и организаций  установлением всеобщей обязанности  воздерживаться от посягательства на эти личные блага и предоставлением судебной защиты в случаях их нарушения. Право Российской Федерации исходит из того, что для каждого субъекта важно его доброе имя, престиж, уважение окружающих.

          Нормы закона, устанавливающие  правила поведения обладателя субъективного  права на честь, достоинство и деловую репутацию, оказывают воздействие на других лиц. Эти нормы выполняют не только регулирующую и охранительную функции, но и имеют большое воспитательное значение. Эти нормы выполняются гражданами добровольно, в силу убеждения и сознания долга перед обществом. Возникновение конфликтных правоотношений, связанных с правом на честь, достоинство и деловую репутацию, происходит лишь в случаях нарушения норм, устанавливающих указанное право7.

          Наделяя то или иное физическое или юридическое лицо определенными правами, государство обеспечивает необходимую систему гарантии осуществления прав и их защиты. В соответствии с этими гарантиями каждый гражданин имеет право на восстановление нарушенных прав. Закон предусматривает, что гражданин или организация вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений от лиц, их распространивших, тем самым законом определяются участники этого отношения. В данном случае право одного лица корреспондирует обязанность других лиц.

          Личные потребности  граждан могут быть достаточно эффективно удовлетворены не только самостоятельно, но и посредством различных групп, объединений, коллективов. Таким образом, можно выделить определенную группу прав, которые носят коллективный (совместный) характер. При одних обстоятельствах основанием для возникновения коллективных прав является жизненная необходимость, при других - коллективные права и свободы являются следствием того или иного государственного или общественного объединения.

          Правомочие по владению характеризуется возможностью обладать честью, достоинством, деловой репутацией независимо от третьих лиц и требовать  от любого юридического или физического  лица не нарушать эти блага.

          Правомочие по пользованию  заключено в возможности пользоваться сложившимся о себе представлением в самых различных сферах.

          Правомочие по поддержанию  и (или) изменению содержания своей  деловой репутации заключается  в возможности совершать определенные действия (заключать с этой целью  договоры, публиковать информацию и рекламу и др.).

          Норма о праве  на честь, достоинство и деловую  репутацию, помимо запрещения обязанным  лицам посягать на конкретное физическое или юридическое лицо, позволяет  тому или иному лицу пользоваться всей совокупностью субъективных прав, составляющих его честь, достоинство и деловую репутацию. Субъекты права получили уверенность в том, что их поведение и деятельность будут надлежащим образом правильно оценены, что они не будут ущемлены распространением в отношении них ложных порочащих сведений, они имеют возможность требовать, чтобы общественная оценка их поведения и деятельности соответствовала тому, как они действительно выполняют требования закона, морали, правил поведения в обществе.

          Право на честь, достоинство  и деловую репутацию является неотъемлемым правом любого физического лица, трудового коллектива или организации. Его нарушение причиняет существенный моральный вред, ущерб в свободе действий и в общественном положении, производя на окружающих невыгодное впечатление. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право8. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Г Л А В А  2. Порядок и условия защиты чести, достоинства и деловой репутации
    §1. Условия защиты чести, достоинства и  деловой репутации
    В соответствии с нормами гражданского законодательства защита чести, достоинства и деловой репутации путем опровержения возможна при одновременном наличии трех условий (ст.152 ГК РФ):
  • сведения должны быть распространены;
  • распространенные сведения не соответствуют действительности;
  • распространенные сведения должны порочить честь, достоинство деловую репутацию заявителя.

    При отсутствии хотя бы одного из указанных  обстоятельств иск не может быть удовлетворен судом9.

    Рассмотрим  обозначенные условия подробнее.

    Распространить  порочащие сведения – означает, что лицо должно было сообщить (сообщать) их широкой аудитории, нескольким или хотя бы одному человеку (опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу)10.

    Важно подчеркнуть, что сообщение сведений, порочащих деловую репутацию, самому лицу, к которому они относятся, распространением не признается, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные  меры конфиденциальности, с тем, чтобы  они не стали известными третьим лицам.

    Не  соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или  событиях, которые не имели места  в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения, то есть не являются истинными.

    Не  могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащихся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок. Такие требования, по существу, являлись бы требованием о повторной судебной оценке этих сведений, включая переоценку доказательств по ранее рассмотренным делам. В тоже время, если же такие сведения были распространены в ходе рассмотрения дела лицами в отношении других лиц, не являющихся участниками судебного процесса, то эти лица, считающие такие сведения не соответствующими действительности и порочащими их, могут защитить свои права в порядке, предусмотренном ст.152 ГК РФ.

    На  практике далеко не всегда просто отнести  те или иные сведения к соответствующим  или несоответствующим действительности, например, те сведения, которые носят  оценку, мнения, суждения. В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции РФ, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.

    Судам следует иметь в виду, что в  соответствии со статьями 3 и 4 Декларации о свободе политической дискуссии  в СМИ, принятой 12 февраля 2004 г. на 872-м заседании Комитета Министров Совета Европы, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, тем самым соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в СМИ. Государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий11.

    Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

    На  практике зачастую возникают вопрос: кто вправе проводить оценку (экспертизу), являются ли конкретные сведения порочащими. Так по одному из дел заявитель полагал, что суды «необоснованно возложив на себя функции филологической экспертизы, сделали необоснованный вывод относительно составления текста статьи как мнения адвокатов миноритарных акционеров истца»12.

    Как подчеркивают исследователи, оценка текста, ставшего предметом спорных отношений, обычно дается по собственному лексическому опыту судей и лишь изредка  к участию в деле привлекаются эксперты. Более того, во многих случаях ходатайства сторон о назначении экспертизы отклоняются судом на том основании, что для правильного разрешения дела вполне достаточно, мол, познаний любого грамотного человека, способного прочитать текст и уяснить его содержание. Так по одному из дел ФАС ПО постановил: «Доводы ответчика о том, что назначение филологической экспертизы разрешит имеющиеся противоречия по спорному вопросу, обоснованно отклонены судом, поскольку они не подтверждены доказательствами, как это предусмотрено ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии со ст.82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний, в данном случае перечень вопросов, изложенных в ходатайстве, требует правовой оценки и не относится к компетенции экспертов»13.

    Как правило, суд назначает лишь технические  экспертизы (например, о соответствии производства такого-то продукта, о  содержании веществ в таком-то продукте), тем самым оставляя экспертизу текстов (публикаций, сообщений, заявлений и т.д.) на «свой суд».

    Только  при наличии всех трех условий  возможна защита чести, достоинства  и деловой репутации путем  опровержения. Так, порочащие сведения, соответствующие действительности не подлежат опровержению.

    Не  подлежат опровержению оскорбительные выражения и сравнения, которые  нельзя проверить на истинность. Не могут составить предмет иска претензии к форме подачи материала, стилю изложения, художественным приемам, использованным автором публикации. На доказательность могут проверяться не только утверждения, но и предположения.

    По  общему правилу предположительные  высказывания не опровергаются по суду, поскольку не констатируют факты. Но в тех случаях, когда предположения основываются на фактах, ложность которых установлена в судебном заседании, они подлежат опровержению вместе с этими фактами, ибо придают им порочащую окрасу (сами факты по отдельности, не объединенные подозрением, могут быть нейтральны в правовом и нравственном отношении). При ссылках на случаи, толки, молву необходимо доказать, что слухи действительно имели место, а источники существовали. В противном случае сведения о слухах и источниках подлежат опровержению. Для определения характера распространенных сведений судье необходимо учитывать цель и жанр публикации, контекст, в котором употреблены оспариваемые слово или фраза14.

    Важно заметить, что при определенных законом  условиях, распространение не соответствующих  действительности и порочащих сведений не влечет ответственности. Так, в соответствии со ст.57 Закона о СМИ, редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

    1) если эти сведения присутствуют  в обязательных сообщениях;

    2) если они получены от информационных  агентств;

    3) если они содержатся в ответе  на запрос информации, либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

    4) если они являются дословным  воспроизведением фрагментов выступлений  народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

    5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

    6) если они являются дословным  воспроизведением сообщений и  материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.

    Приведем  пример из практики: «Общество с  ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском  к редакции газеты о защите деловой  репутации, в котором просило  суд обязать ответчика опровергнуть распространенные им сведения и взыскать с него нанесённые убытки, вызванные указанными действиями.

    Редакция  возражала против предъявленных  к ней требований со ссылкой на то, что информация, ставшая предметом  спорных отношений, была дословным  воспроизведением из статьи, опубликованной городской газетой.

    Арбитражный суд, проверив в ходе судебного разбирательства  достоверность доводов ответчика, в удовлетворении иска в части  взыскания убытков отказал15.

    В обоснование своей позиции арбитражный  суд правомерно сослался на ст. 57 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», согласно которой редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию организации, если эти сведения являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации»16.

    Важно подчеркнуть, что перечень случаев  освобождения от ответственности за распространение недостоверных  порочащих сведений является исчерпывающим  и не подлежит расширительному толкованию. Например, не может служить основанием для освобождения от ответственности ссылка представителей средств массовой информации на то обстоятельство, что публикация представляет собой рекламный материал. В силу ст. 36 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. Согласно п.1 ст.1 Федерального закона «О рекламе» одной из его целей является предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной причинить вред чести, достоинству или деловой репутации граждан17. Исходя из этого, если в рекламном материале содержатся не соответствующие действительности порочащие сведения, то к ответственности на основании ст.152 ГК РФ могут быть привлечены также граждане и организации, представившие данные сведения.

    
 
    

    

§2. Порядок защиты чести, достоинства и  деловой репутации

    

Иски по делам  данной категории дел вправе предъявить граждане и юридические лица, которые  считают, что о них распространены не соответствующие действительности, порочащие сведения18. В определенных законом случаях (после смерти гражданина) защита чести и достоинства допускается по требованию заинтересованных лиц. Заинтересованными в этом лицами могут быть как граждане (родственники, наследники, соавторы), так и юридические лица (например, организация, возглавлявшаяся умершим).

    

Законом не предусмотрено  обязательное предварительное обращение  с требованием опровержения к  ответчику, в том числе и в  случае, когда иск предъявлен к  редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения19. Вместе с тем гражданин (юридическое лицо) вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд20.

    

Таким образом, гражданин (юридическое лицо) права  которого нарушены, вправе обращаться непосредственно в суд без  предварительного обращения к нарушителю прав.

    

Обратимся к  подведомственности дел о защите чести, достоинства и деловой  репутации.

    

Важно подчеркнуть, что п.5 ч.1 ст.33 АПК РФ установлена  специальная подведомственность арбитражным  судам дел о защите деловой  репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом согласно части 2 ст.33 АПК РФ указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Исходя из этого дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции21.

    

Если сторонами  спора о защите деловой репутации  будут юридические лица или индивидуальные предприниматели в иной сфере, не относящейся к предпринимательской и иной экономической деятельности, то такой спор подведомствен суду общей юрисдикции. Также подчеркнем, что исковые требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если опубликованные сведения имеют автора22. Аналогичное правило распространяется на исковые требования юридического лица в части, касающейся защиты чести, достоинства и деловой репутации его работников, - такие споры арбитражному суду неподведомственны.

Информация о работе Анализ проблем правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации