Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 08:12, курсовая работа
Цель исследования – анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать сущность понятия «обязательства перевозки» и их правовое регулирование.
2. Характеристика видов транспорта, осуществляющих перевозку груза.
3. Проанализировать договор перевозки грузов и его элементы.
4. Рассмотреть содержание договора перевозки груза.
5. Проанализировать содержания договора перевозки груза.
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика транспортных обязательств и их правовое регулирование. Виды транспорта в РФ. 8
1.1 Общая характеристика транспортных обязательств 8
1.2 Правовое регулирование транспортных обязательств 14
1.3 Виды транспорта в РФ 17
Глава 2. Общая характеристика договора перевозки груза. Понятие и юридическая характеристика, элементы и содержание договора перевозки груза. 19
2.1. Общая характеристика договоров перевозки 19
2.2. Юридическая характеристика договора перевозки грузов 21
2.3. Элементы договора перевозки грузов 23
2.4. Содержание договора перевозки грузов 26
Заключение 34
Приложение
Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы. Заключение реального договора приурочивается к моменту вручения перевозчику груза вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.23
Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности. Перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении. Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования. Порядок осуществления таких перевозок определяется соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ). Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК РФ). Если же груз будет следовать из Санкт-Петербурга в Москву по железнодорожной накладной, а из Москвы в Волгоград — по новому перевозочному документу, выписанному отправителем после получения груза от железной дороги, то налицо обычная смешанная перевозка (соперевозка). Она включает два договора перевозки — по железной дороге и водным транспортом.24
Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что по договору перевозки грузов транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить перевозчику установленную плату.
ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств.25 Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами.
Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению Российской Федерации26. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности се субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное.27
Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абзац 1 п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.28
В настоящее время сохраняют силу и те кодифицированные акты транспортного законодательства, которые были приняты ранее последней кодификации гражданского права. Они применяются в части, не противоречащей гл. 40 ГК РФ, и будут действовать до момента введения в действие новых уставов и кодексов в качестве федеральных законов. Транспортные кодексы принимались Верховным Советом СССР в форме законов (постановлений Президиума Верховного Совета СССР), а уставы утверждались постановлениями Правительств СССР и РСФСР.29
Из предусмотренных ст. 784 ГК специальных законов ныне действует Закон РФ “О федеральном железнодорожном транспорте” от 25 августа 1995 г., устанавливающий вопросы управления и деятельности общероссийских железных дорог. Отношения, связанные с перевозкой пассажиров и багажа, регулируются также Законом РФ “О защите прав потребителей”.30
Наиболее важные текущие проблемы транспортных обязательств воплощаются в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Кроме кодексов, уставов и иных названных актов для правового регулирования перевозок большое значение имеют правила, издаваемые соответствующими транспортными ведомствами (министерством транспорта, министерством путей сообщения, федеральными транспортными службами). В них закреплены не только правовые нормы, но и технические нормативы деятельности транспорта.31
Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.32
С учетом активного вовлечения России в мировое экономическое сообщество все более часто применяются международные транспортные соглашения и конвенции. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат образцом для унификации российского транспортного права.33
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что договор перевозки грузов один из важнейших хозяйственных договоров, благодаря которому осуществляется связь между промышленностью и сельским хозяйством, промышленностью и торговлей. Поэтому, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного комплексного регулирования.
В
современном обществе существует несколько
вполне самостоятельных видов
В транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний и водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт.
Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Транспорт – одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).35
Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов). Основная задача такого согласования состоит в наиболее рациональном и экономичном использовании перевозочных средств, отвечающем запросам рынка.36
По
общему правилу, закрепленному в
ст.784 ГК РФ, перевозка грузов осуществляется
на основании договора перевозки. Заключение
договора перевозки груза требует
наличия организационных
Из
выше изложенного следует, что существование
в современном обществе нескольких
самостоятельных видов
Обязательственные правоотношения, устанавливающие юридически обязательные взаимосвязи участников, возникают, в частности, из заключенных ими договоров. В ГК РФ договор определяется как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей (т.е. двух – или многосторонняя сделка). Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, но не противоречащий существующему законодательству. К договорам применяются правила о двух – и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 ГК РФ (ч.2 ст.420). К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах. Одной из форм, с помощью которой регулируются взаимоотношения сторон в процессе организации перевозок грузов, является договор об организации перевозок грузов. Ранее подобные договоры применялись при взаимоотношениях грузоотправителей с транспортными предприятиями под разными наименованиями и регулировались в транспортных уставах (например, годовой договор на автомобильном транспорте).38
Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условии организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств. Основная цель подобных договоров на различных видах транспорта – урегулировать в ходе перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовать выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключению долгосрочного договора об организации перевозок обеспечивается четкая координация деятельности всех участников транспортного процесса: грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. 39
При перевозке грузов возникает необходимость выполнения целого комплекса вспомогательных операций, связанных с отправкой и получением грузов: в частности, их упаковка, маркировка, погрузка и выгрузка, доставка на станцию (в порт) отправления или со станции (порта) назначения на склад получателя и др.40
При эпизодических перевозках эти операции могут выполнить сами грузоотправители и грузополучатели. В случаях, когда поток отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров, самостоятельное выполнение указанных операций становится обременительным и экономически неоправданным. С большей эффективностью это могут делать лица, специально подготовленные и уполномоченные на такую деятельность. Они выступают в качестве посредников между перевозчиками и их клиентурой. Такая деятельность по обслуживанию клиентуры транспортных организаций называется экспедиционной. 41
Из выше изложенного следует, что договор перевозки грузов представляет собой соглашение сторон, регулирующего взаимоотношения сторон в процессе организации перевозки груза.
Договор перевозки относится к группе договоров по оказанию услуг, он направлен на перемещение грузов и пассажиров из одного пункта в другой. Регулирование отношений в сфере перевозок осуществляется ГК РФ (гл. 40), а также транспортными уставами и кодексами (Федеральным законом от 10 января 2003 г. «Устав железнодорожного транспорта РФ», Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Кодексом внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г., Кодексом торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г.). Кроме того, отношения перевозки регулируются иными федеральными законами и подзаконными нормативными актами — правилами, утвержденными постановлениями Правительства России, приказами соответствующих министерств и ведомств.42
Информация о работе Анализ договора перевозки грузов и его правовое регулирование