Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа
Составной частью судебно-правовой реформы конца прошлого и начала нынешнего веков является совершенствование правового и публичного статуса отечественной адвокатуры. Необходимость изменения законодательства об адвокатуре и направления этих изменений были предопределены развитием самой адвокатуры в условиях происходящих экономических и политических преобразований в стране, активизацией правовой жизни, появлением новых актуальных потребностей в правовых услугах.
Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения адвокатуры в России (с XV в. до 1917 г.)
Глава 2. Реформы Александра II, учреждение и развитие отечественной адвокатуры (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.)
Глава 3. Адвокатура советского периода (с начала 1990-х гг. по 31 мая 2002 г.)
Глава 4. Современная адвокатура (с 31 мая 2002 г. по настоящее время)
Заключение
Список литературы
Созданная Судебными уставами 1864 г.22 присяжная адвокатура действовала, основываясь на принципах:
-
совмещения
-
относительной свободы
-
отсутствия связи с
-
отчасти сословной организации,
-
определения гонорара по
Введение в действие судебных уставов сразу обнаружило явно недостаточное число присяжных поверенных. Вследствие этого образовалась своеобразная неупорядоченная законом частная адвокатура в лице всевозможных ходатаев по делам, как правило, гражданским. Возникла необходимость в ее законодательной регламентации. В мае 1874 г. наряду с присяжной адвокатурой учреждается институт частных поверенных. Для того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в производстве гражданских дел, мировых и в общих судебных установлениях, необходимо было получить особое свидетельство, выдававшееся судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. Этими же судами накладывалось дисциплинарное наказание. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано в ст. 406.1–406.19 Судебного учреждения, в своде Законов 1892 г. (ст. 406.19 запрещала женщинам получать звание частного поверенного)24. С 1890 г. стала развиваться коллективная форма работы в виде юридических консультаций. С 3 марта 1890 г. был нормативно ограничен допуск в адвокатуру евреев. Формализация дискриминирующей евреев правовой нормы была тем редким случаем, когда присяжные поверенные не выступили с коллективным протестом против введенного сверху ограничения их полномочий25. После падения старого режима были отменены все ограничения на прием евреев, а 1 июня 1917 г. Временное правительство позволило заниматься адвокатской практикой и женщинам. Самоуправлявшиеся адвокатские объединения, такие, как консультации и, в дальнейшем, коллегии, были созданы не во всех регионах. В тех округах, где не было создано советов присяжных поверенных и их отделений, права и обязанности присяжных поверенных принадлежали местному окружному суду, что не позволяло говорить о полном самоуправлении адвокатуры.
В 1885 г. при Министерстве юстиции была образована специальная Комиссия по подготовке нового законодательства в области судопроизводства, которая так и не завершила свою деятельность по реформированию судебной системы Российской империи. Данная деятельность была возобновлена в 1890 г. под председательством М.В. Красовского, когда был создан проект, опубликованный в 1892 г. в «Юридической газете». Однако направленный в декабре 1893 г. в Государственный Совет проект так и не был рассмотрен. Деятельность адвокатской корпорации выявляла множество проблемных и больных для самой адвокатуры вопросов. Была очевидна необходимость реформирования этого института26. Но изменения произошли после падения самодержавия.
В соответствии с Декретом СНК «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 г. помимо присяжной адвокатуры упразднялись институт прокуратуры, отделы уголовных расследований, была реорганизована практически вся судебная система27. И если большинство юридических учреждений должны были создаваться на революционных началах, то для присяжной адвокатуры новых правовых норм не предусматривалось. Представительствовать в суде было разрешено любому лицу, обладавшему гражданскими правами, независимо от пола. Адвокатура вновь становилась свободной профессией, что напоминало ее статус в дореформенные времена (до 1864 г.)28.
Период с ноября 1917 г. по май 1922 г. для адвокатуры является переходным. Инструкция о революционных трибуналах от 19 декабря 1917 г. является первым официальным актом новой власти, который содержал попытку создания советской адвокатуры29. Поиск оптимальной для новой власти организации адвокатуры привел к тому, что 30 ноября 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР, в соответствии с которым при Советах рабочих и крестьянских депутатов учреждались коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе30. В начале января 1918 г. Комиссариат юстиции разработал новый проект закона, который с рядом поправок был принят как часть Декрета «О суде» № 2. В дальнейшем, 15 февраля 1918 г., принимается Декрет № 2, изданный в развитие и дополнение Декрета № 1, учредивший коллегии правозаступников в форме общественного обвинения и общественной защиты. 11 мая 1920 г. Совнарком издал Постановление «О регистрации лиц с высшим юридическим образованием», согласно которому в трехдневный срок после опубликования данного постановления указанные лица обязаны были зарегистрироваться в подотделах учета и распределения рабочей силы по месту жительства. Лица, не зарегистрированные в указанный срок, считались дезертирами и карались судом. Таким образом, деятельность адвокатов заменялась формой трудовой повинности31.
В июне 1920 г. на третьем Всероссийском Съезде работников юстиции было принято решение о внесении изменений в Положение от 30 ноября 1918 г. «О народном суде РСФСР», в соответствии с которым коллегии защитников и обвинителей были заменены системой периодического привлечения юристов к ведению дел32. Полное уничтожение даже того подобия адвокатской корпорации, какими были коллегии правозаступников, сопровождалось принятием 21 октября 1920 г. ВЦИКом дополнений к Положению «О народном суде РСФСР»33, что повлекло за собой развитие подпольной адвокатуры. Так как это не устраивало новую власть, на четвертом Всероссийском съезде деятелей советской юстиции комиссар юстиции Д. Курский так определил перспективу развития адвокатуры: «Либо мы создадим организацию адвокатов, которая будет находиться под нашим контролем, либо возьмет верх частная практика»34. На этом съезде была предложена для обсуждения реформа, касавшаяся адвокатуры.
25 мая 1922 г. было принято Положение «Об адвокатуре»35, но поскольку в нем лишь в общих чертах говорилось о вновь создаваемых коллегиях защитников, то Народный комиссариат юстиции СССР 5 июля 1922 г. принял Положение «О коллегии защитников». В данном Положении коллегии защитников должны были образовываться в каждой губернии при губернских судах, а надзор за их деятельностью возлагался на суд, исполком и прокуратуру36. Большинство членов новых коллегий были так называемыми буржуазными специалистами – членами профессиональной корпорации, получившими образование при царском режиме. Статистика за 1923 г. свидетельствует о том, что приблизительно 75% лиц, вступивших в коллегии, получили высшее юридическое образование в царских учебных заведениях37.
Следует отметить, что коммунистическая партия постепенно стала вводить в состав коллегий коммунистов, пытаясь таким образом установить контроль над деятельностью корпорации изнутри. Многие принятые в адвокатуру коммунисты только числились адвокатами и вступали в коллегию для того, чтобы занять руководящие посты. С конца 1927 г. комиссариаты юстиции стали поощрять образование в коллегиях защитников трудовых коллективов, но насильственные попытки коллективизировать адвокатуру не привели к успеху. В конце 1934 г. был подготовлен проект нового закона об адвокатуре (который так и не был принят), в котором наряду с коллективной формой организации корпорации разрешалась и частная практика38.
22
декабря 1938 г. Народный комиссариат
юстиции СССР выпустил
Надзор за деятельностью адвокатуры со стороны государственных органов был передан Народному комиссариату юстиции СССР, республиканским Народным комиссариатам юстиции и региональным управлениям НКЮ. Помимо осуществления надзорных функций и роли последней инстанции при решении вопросов состава адвокатских объединений и профессиональной дисциплины эти органы периодически издавали обязательные к исполнению коллегиями адвокатов директивы. 23 апреля 1940 г. была утверждена Инструкция НКЮ СССР № 47 о порядке прохождения стажерами практики в юридических консультациях коллегий адвокатов43. Принятые в коллегию стажеры должны были проходить практику в течение одного года, и в случае ее успешного прохождения президиум коллегии адвокатов мог перевести стажера в члены коллегии адвокатов, в том числе, до истечения указанного срока. При этом Народному комиссару юстиции СССР и Народному комиссару юстиции союзной республики принадлежало право исключения принятых в коллегию адвокатов. Так органы юстиции осуществляли постоянный контроль над приемом в адвокатуру. Приказом Народного комиссариата юстиции СССР от 22 апреля 1941 г. № 65 «О контроле за приемом в адвокатуру СССР» была назначена проверка деятельности нескольких адвокатских коллегий. В результате проверки было установлено, что президиумы коллегий формально относятся к приему в члены коллегии адвокатов и нередко принимают в коллегию лиц без предварительной проверки материала о прежней деятельности вступающих в коллегию. При таком несерьезном отношении к приему в адвокатуру в ее ряды проникали лица, не отвечавшие ни политическим, ни деловым требованиям44. Издавалось несколько аналогичных приказов НКЮ СССР45. Во время войны численный состав адвокатуры сократился (за первые два года войны на 55%), в то время как перед адвокатурой стояла важная задача – оказание юридической помощи военнослужащим, членам их семей и инвалидам46. Юридическая помощь этим лицам по определенным категориям дел оказывалась бесплатно, и НКЮ СССР письмом от 6 марта 1943 г. № Д-21 обязал президиумы коллегий выделять наиболее квалифицированных адвокатов для оказания такой помощи47.
Адвокатура в СССР имела статус добровольной общественной организации лиц, занимающихся адвокатской практикой, построенной на началах выборности всех её органов самоуправления. Жизнедеятельность советской адвокатуры была регламентирована Положениями, принятие которых отнесилось к компетенции союзных республик (в РСФСР действовало «Положение об адвокатуре», утверждённое 25 июля 1962; см. «Ведомости Верховного Совета РСФСР», 1962, № 29, стр. 450). В республиках, областях, краях, а также в Москве и Ленинграде имелись коллегии адвокатов; в районах и городах действовали юридические консультации, объединявших адвокатов данного района (города). Адвокат, являющийся членом коллегии определённого уровня (республиканской, областной и т. д.), мог выступать во всех судебных органах СССР. В советском праве не было четкого понятия об этических принципах работы адвоката, особенно в том, что касалось отношений между адвокатом и клиентом, адвокатом и судьей и адвокатом и прокурором или следователем. Отсутствие четкого представления по проблеме этики явилось еще одним пережитком эры царизма. В 20-е годы было опубликовано несколько книг по этике, но «в дальнейшем официально провозглашалось, что у советских людей есть только одна этика – коммунистическая, применимая ко всем сферам общественной жизни, а поэтому не разрешалось разрабатывать никакие специальные правила этики для отдельных профессий» до 70-х годов. Другой источник обучения – юридическое образование – берет начало в СССР с открытием юридического факультета Московского Государственного Университета, но право не воспринималось серьезно как наука до более позднего временит при Сталине.
В первой половине 30-х годов адвокаты страдали от правового нигилизма как за пределами адвокатуры, так и внутри нее. Отсутствие уважения к закону, всеобщее презрение к юристам характерно для всего советского периода, но никогда оно не было столь велико, как в первые два десятилетия советской власти. К 1934г. право стали считать постоянно действующим фактором легитимности государства, в то же время разрабатывался закон об адвокатуре и предполагалось, что адвокатура должна иметь, по крайне мере, внешние атрибуты законной и ответственной организации. В тот же период времени начинались многочисленные дебаты по вопросам права. Сам А. Вышинский выступал за усиление роли адвокатуры в защите интересов пролетарского государства. Более того, он хотел, чтобы адвокатура осуществляла контроль над местными политиками и юристами путем принесения протеста на отдельные действия судов и следователей. В 1935г. адвокатура пострадала от чистки проходившей по всей стране с разной степенью интенсивности и влияния. Но правда, в ноябре 1936г., может быть, потому, что адвокатов признали неизбежным злом, был образован отдел правовой защиты в Комиссариате Юстиции СССР (хотя поначалу он не имел большого влияния). Проводилась кампания по увеличению численности адвокатов, особенно из числа трудящихся. Но эта кампания не была полностью успешной, так как многие адвокаты были все еще буржуазными специалистами. Законопроект 1937г. оказался слишком либеральным, так как содержал некоторые намеки на сословие. После перетряски руководства Комиссариата Юстиции в 1938 г. контроль захватили Консерваторы. Вторая чистка в 1938г. вновь не смогла создать новое соотношение социальных сил среди адвокатов и значительно увеличить влияние Коммунистической партии. Сама структура адвокатуры, право ее рядовых членов избирать членов президиума и председателя – все это затрудняло контроль над ней.
В январе 1939г. с либеральным поведением при выборах в коллегиях было покончено, и коммунистов стали принудительно загонять в коллегии. 16 августа 1939г. «Закон об адвокатуре» был одобрен Советом Министров СССР. Он руководил действиями 8000 адвокатов при население 191 млн. Человек. Коллегии Адвокатов пришли на смену Коллегиям Защитников. Согласно этому закону адвокаты больше походили на производственные единицы, действующие под руководством заведующего (единолично управляющего), чем на юристов. Свободно организованные коллективы упразднялись, а всех адвокатов переводили в юридические консультации, которые должны были подчиняться президиуму коллегии адвокатов. Хотя, без сомнения, в основе модели консультации лежала дореволюционная консультация, более мощные механизм контроля был уже характерной чертой эпохи сталинизма. Заведующие были прямо подчинены президиумам, а не общим собраниям. Больше не разрешалась частная практика, за исключением особых обстоятельств в сельских районах, где практиковали врачи и учителя. Юрисконсульты больше не могли быть членами коллегии адвокатов. Более того, главным для адвоката было его политическое лицо, начиная с этого времени, у адвокатов появились дополнительные побудительные мотивы к вступлению в политическую партию, даже если они и не отдавали ей своих идеологических предпочтений. Фактически адвокатура привлекла многих людей идеалами законности в противовес партийности. Адвокаты даже утратили часть контроля за установлением размеров своих гонораров, так Комиссариат Юстиции имел место право выпускать инструкции, устанавливающие обязательные тарифы за оказание юридической помощи. До самого конца сталинского периода Комиссариат Юстиции успешно пользовался этим правом, продолжая все больше и больше сокращать возможности самой адвокатуры определении собственной гонорарной политике, выпуская инструкцию за инструкцией (в следующих документах Наркомату представлялись большие полномочия: на управление выборами президиума согласно Приказу Наркомата Юстиции от 26 октября 1939г. №98; на контроль за приемом в коллегии согласно Приказу от 22 апреля 1941г. №65; на установление ставок оплаты согласно приказам от 2 октября 1939 г. №85, от 25 сентября 1940г. №29, от 24 января 1941 г. №18; на подготовку молодых адвокатов согласно инструкциям от 23 апреля 1940г. №47; на дисциплинарное разбирательство согласно Приказу от 11 апреля 1940г. №47 (адвокат мог обжаловать наложение дисциплинарного взыскания в Наркомате/ Министерстве Юстиции). Это декретное управление было микроиллюстрацией картины функционирования всей советской системы.
Сталинское
руководство расширило