Адвокатура в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Составной частью судебно-правовой реформы конца прошлого и начала нынешнего веков является совершенствование правового и публичного статуса отечественной адвокатуры. Необходимость изменения законодательства об адвокатуре и направления этих изменений были предопределены развитием самой адвокатуры в условиях происходящих экономических и политических преобразований в стране, активизацией правовой жизни, появлением новых актуальных потребностей в правовых услугах.

Содержание

Введение
Глава 1. Предпосылки возникновения адвокатуры в России (с XV в. до 1917 г.)
Глава 2. Реформы Александра II, учреждение и развитие отечественной адвокатуры (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.)
Глава 3. Адвокатура советского периода (с начала 1990-х гг. по 31 мая 2002 г.)
Глава 4. Современная адвокатура (с 31 мая 2002 г. по настоящее время)
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     Глава 1. Предпосылки возникновения адвокатуры в России (с XV в. до 1917 г.)

     Глава 2. Реформы Александра II, учреждение и развитие отечественной адвокатуры (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.)

     Глава 3. Адвокатура советского периода (с начала 1990-х гг. по 31 мая 2002 г.)

     Глава 4. Современная адвокатура (с 31 мая 2002 г. по настоящее время)

     Заключение

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Составной частью судебно-правовой реформы конца  прошлого и начала нынешнего веков является совершенствование правового и публичного статуса отечественной адвокатуры. Необходимость изменения законодательства об адвокатуре и направления этих изменений были предопределены развитием самой адвокатуры в условиях происходящих экономических и политических преобразований в стране, активизацией правовой жизни, появлением новых актуальных потребностей в правовых услугах.

     Создание  цивилизованного государства невозможно без механизмов правовой охраны интересов  личности, её прав, гарантированных  эффективной судебной защитой. Обеспечение охраны прав и законных интересов граждан - важнейшая задача правового государства, определяющая развитие законодательства, правоприменительную практику, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, негосударственных структур. Важнейшая роль в решении этой задачи принадлежит адвокатуре, которая на протяжении всей истории существования выполняла свое главное предназначение - защиту прав и законных интересов граждан, тем самым содействуя осуществлению правосудия и соблюдению требований законности. Деятельность адвокатуры - это база правозащитного механизма, значение которого всё более и более возрастает в соответствии с развитием демократических форм и институтов, укреплением законности, усилением гарантий прав и свобод личности. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается и тем, что Россия стоит на пути построения гражданского общества, в условиях которого деятельность адвокатуры должна строиться на принципах независимости адвоката от различных государственных и негосударственных структур. Ведь только в относительно автономном от государства, свободно развивающемся обществе адвокат может эффективно выполнять роль профессионального защитника. Положение адвокатуры в правоохранительной системе и способы ее взаимодействия с государственными органами служат показателем реализации принципа разделения властей. А для состояния правосудия предельно важен механизм взаимодействия судебной власти и эффективной защиты прав и законных интересов личности. Несмотря на отдаленность изучаемого периода от наших дней, его опыт (в том числе и негативный) может служить основой для выработки более рационального подхода к организации всех общественных структур, в том числе и адвокатуры.

     Поступательное  развитие общества всегда связано с необходимостью проведения судебных реформ, целью которых является создание судебного механизма, в наибольшей степени отвечающего интересам общества на конкретном историческом отрезке развития. Реформирование судебной системы с неизбежностью ведет к реформированию, либо созданию института адвокатуры, как неотъемлемой части справедливого правосудия. России переживала много судебных реформ, однако самыми значимыми из них для института адвокатуры явились реформы 1864 года и реформа, начатая в 1991 году.

     В совершенствовании адвокатуры может помочь анализ накопленного историко-правового опыта. Знание историко-правовых особенностей становления и развития адвокатуры в России необходимо для правильного понимания ее значения и места в системе отечественного судопроизводства. 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Предпосылки возникновения адвокатуры в России (с XV в. до 1917 г.)

     История адвокатуры своими корнями уходит в  глубину веков. Возникновение этого института было исторически обусловлено объективно складывавшимися социальными, экономическими, политическими, культурными предпосылками1. Адвокатура известна Российскому праву чуть более века. Ее история показывает, что на протяжении долгого времени значение адвокатуры принижалось, и долгое время адвокатура не могла найти должного законодательного регулирования. Понятно, что адвокатура не могла возникнуть сразу и, тем более, в организованном виде. Ее появление и юридическое закрепление обусловлено постепенно усиливающимися объективными потребностями в ней2. Следует заметить, что, по мнению М. Винавера, появление адвокатуры в европейских государствах совпадает с возникновением борьбы между средневековым укладом жизни и новой, централистской государственной идеей. При этом адвокаты считались неким наследием римских юристов и появились при становлении правовых систем западноевропейских государств под влиянием рецепции римского права3.

     В России же, в отличие от стран  Европы, где правозаступничество  и судебное представительство развивались  как два самостоятельных института, правозаступничество возникло не как самостоятельный институт, а в связи с судебным представительством. До XV в. в России существовал так называемый принцип личной явки. По Псковской судной грамоте приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие. Затем в обществе в качестве защиты появляется родственное представительство. Вскоре возник институт наемных поверенных. Их функции могли выполнять все дееспособные лица. Поверенных называли ходатаями по делам, стряпчими. Только в XIX в. из обычного правового института судебное представительство превратилось в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах.

     Существует  ошибочное, но укоренившееся мнение о том, что, по сравнению с рядом западных стран, таких, как Англия, Франция, адвокатура в России возникла относительно недавно, во время проведения Судебной реформы 1864 г. В действительности же, Судебная реформа 1864 г. заложила основы присяжной адвокатуры – компетентной и самоуправляемой организации адвокатов. Таким образом, была оформлена профессия, обладавшая и западными, и традиционно русскими чертами. Существует точка зрения Д. В. Ануфриева, который считает, что изучение истории адвокатуры необходимо начинать не с момента законодательного закрепления в нормативных правовых актах понятия адвокатуры, а с периода, когда зарождались основные функции адвокатуры, облеченной в форму правозаступничества4.Что касается периода развития российской адвокатуры до Судебной реформы 1864 г., то стоит сослаться на Е.В. Васьковского, который, говоря о правозаступничестве как об институте, отмечал, что, подобно всем социальным учреждениям, адвокатура не возникает сразу в организованном виде, а появляется в жизни сначала в форме незначительного зародыша, который может при благоприятных условиях развиться и достигнуть пышного расцвета, а при неблагоприятных – чахнуть и прозябать в глуши5. Появление правозаступничества, или представительства в суде, связано с тем, что для грамотного ведения дел необходима была специальная подготовка, и лица, ею не обладавшие, вынуждены были обращаться к специалистам в области права.

     Впервые о судебном представительстве упоминается  в законодательных актах XV в. – Псковской и Новгородской судных грамотах. В них говорилось, что обязанность судебных представителей, кроме родственников тяжущихся (Новгородская судная грамота – ст. 16, 17, 186), могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью (Псковская судная грамота – ст. 68, 697).

     Первый класс лиц составляли так называемые естественные представители, а второй – наемные представители. Именно из наемных представителей постепенно формировался институт профессиональных поверенных (пособников и наймитов). По Новгородской судной грамоте поверенного мог иметь всякий (ст. 15, 18, 19, 32), и стороны, имевшие представителей в судебном процессе, должны были иметь дело только с ними (ст. 5). В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 г.8, если истец или ответчик не являлись в суд, то они имели право прислать вместо себя поверенных. Следующий Судебник, 1550 г., в ст. 13 не только закреплял право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка9. Судебники 1497 и 1550 гг., а также Соборное Уложение 1649 г. институт наемных поверенных упоминают уже как существующий (ст. 36 Судебника 1497 г.; ст. 13 Судебника 1550 г.; гл. 10, ст. 108 Уложения 1649 г.10). Вместе с тем законодательной регламентации представительства (стряпчества) в это время еще не предусматривалось, и состав представителей был весьма разнообразен.

     Анализируя  законодательные акты, можно сделать  вывод о том, что до Судебной реформы 1864 г. адвокатура существовала в следующих  формах: как адвокатура в Западном крае Российской империи (со второй половины XVIII в. до первой половины XIX в.) и как адвокатура в виде присяжных стряпчих при коммерческих судах (до упразднения коммерческих судов в 1917 г.). Западным краем в Российской империи именовались девять губерний западной части европейской России – шесть белорусских и литовских (Северо-Западный край) и три украинских (Юго-Западный край). В западных губерниях адвокаты находились не только при главных (губернаторских) и низших (уездных и городских) судах, но и при судах духовных. Адвокатура была организована и действовала на основе польских конституций 1726 и 1764 гг. и литовского Статута11.

     Введение  адвокатуры в Западном крае не привело  к желаемому результату, адвокаты не пользовались уважением у населения: «Трудно встретить сословие более несимпатичное в западной России, чем адвокаты», – писалось в «Киевлянине»12. Адвокатура в Западном крае продолжала функционировать до того момента, когда с 25 июня 1840 г. действие российских гражданских законов было распространено на данную территорию13. Впоследствии место адвокатов заняли общие для всей империи поверенные. Что касается присяжных стряпчих при коммерческих судах, то следует учитывать, что в российских городах, где особенно была развита торговля, возникало множество судебных споров по коммерческим делам. Для разрешения подобного рода дел и существовали коммерческие суды. С 14 мая 1832 г. поверенными по делам между частными лицами могли быть только лица, внесенные в Список присяжных стряпчих. Для внесения в Список присяжных стряпчих при коммерческом суде лица, желающие быть присяжными, должны были подать в суд прошение, аттестаты, послужные списки и прочие свидетельства по их усмотрению14. Суд по результатам рассмотрения представленных документов мог либо допустить просителя к хождению по делам, внеся лицо в Список, либо отказать претенденту во внесении в данный Список без объяснения причин. Число присяжных стряпчих не определялось, и любой из них мог быть исключен из Списка по усмотрению суда. Стряпчие не имели государственного содержания и получали награды от своих верителей по предварительной договоренности с ними.

     По  мнению И.В. Гессена, от проводимой реформы  трудно было ожидать каких-либо существенных изменений, поскольку, не меняя ничего по существу, она только повторяла мероприятия, принятые в конце XVIII столетия относительно адвокатуры в Западном крае, сопровождавшиеся усилением надзора и репрессиями15. Многочисленный класс профессиональных ходатаев (стряпчих), пополнявших ряды «подпольной», или «уличной», адвокатуры (формы, присущей всем периодам развития профессионального правозаступничества и судебного представительства), получившей такое название в связи с тем, что ее представители часто давали консультации в кабаках, состоял из ябедников. В.О. Ключевский дает определение ябедника как истца, добивающегося принятия решения неправовыми средствами, при помощи судебных хитростей16. Однако ябедничество можно рассматривать и в другом аспекте. Ябедники, используя те самые «судебные хитрости», выполняли профессиональную функцию правозаступников, т.е. адвокатов. Некоторые из используемых ими приемов вполне успешно применяются и современными адвокатами, но в настоящее время «ябеднические извороты» рассматриваются по большей части как нарушение профессиональной этики.

     Для того чтобы иметь наиболее точное представление о данной форме адвокатуры, следует обратиться к ее характеристике, данной современниками. А.В. Лохвицкий подразделял поверенных, стряпческое занятие для которых было профессией, на два вида. К первому он относил тех, кто являлся «прямыми наследниками подьячего старого времени». Представители этой группы за небольшую плату не только брались за составление просьб и жалоб, но и изготовляли фальшивые документы и подписи. Другой вид – аристократический, к которому относились люди с приличными манерами, хорошо одевавшиеся, бравшие за составление бумаг по несколько сот рублей17. Следует заметить, что последний вид адвокатуры, о котором писал А.В. Лохвицкий, не изменялся с течением времени. В численном отношении данный вид оставался самым значительным, и понятно, что государство стремилось установить контроль над деятельностью столь независимых почтенных людей и организовать их деятельность. С 15 октября 1809 г. лица, занимавшиеся стряпничеством, подлежали обязательной регистрации в Конторе адресов – отделении полиции. С 14 июля 1819 г. правительствующий Сенат установил: подвергнуть обязанности записываться в Контору адресов отставных чиновников, занимающихся стряпничеством18. Каждый записанный в Контору адресов оставлял паспорт и получал билет на жительство. При перемене должности или места Контора не выдавала билета без одобрительного аттестата. Таким образом, билет Конторы адресов служил видом на жительство и одновременно одобрительным свидетельством. Данная мера, хотя и устанавливала определенный порядок допуска к профессиональным занятиям стряпчего, не была эффективна, так как указанные нормативные предписания затрагивали только лиц, занимавшихся стряпничеством в Санкт-Петербурге и Москве. Основная же масса профессиональных ходатаев оставалась вне правового поля и не имела никакой организации. 

       Глава 2. Реформы Александра II, учреждение и развитие отечественной адвокатуры (с 1917 г. до начала 90-х гг. XX в.)

     Подготовка  судебной реформы началась в первой половине XIX в. В 1858 г. обсуждения судебной реформы вышли за стены чиновничьих кабинетов, и перешли на страницы журналов и иных печатных изданий. В ходе этого процесса рождались новые взгляды. 8 сентября 1858 г. начальник второго отделения имперской канцелярии граф Н.Д. Будалов представил императору Александру II доклад на тему: «Об установлении присяжных стряпчих». Этот доклад содержал предложение об учреждении адвокатуры19. Ранее в Государственный Совет уже вносился проект об адвокатуре, не получивший утверждения. В 1861 г. Н.Д. Будалов образовал комиссию, результатом работы которой стало принятие «Основных положений преобразования судебной части в России», учрежденных Александром II 29 сентября 1862 г.20 Принципы «Основных положений преобразования судебной части в России» легли в основу Учреждения судебных установлений, принятых в ходе судебной реформы 20 ноября 1864 г., которыми впервые в России была учреждена адвокатура (присяжные поверенные). Организация и деятельность присяжной адвокатуры регламентировалась Учреждениями судебных установлений, главой второй «О присяжных поверенных» (ст. 353–406)21. Присяжные поверенные состояли при судах (судебных местах), назначенные в определенных случаях советами присяжных поверенных и председателями судов для оказания содействия лицам, обратившимся к ним за юридической помощью. В соответствии со ст. 354 Учреждений судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, имевшие аттестаты университетов либо других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук или о выдержанных экзаменах по таким наукам, прослужившие не менее пяти лет по судебному ведомству в таких должностях, при исполнении которых могли приобрести практические сведения о производстве судебных дел, состоявшие не менее пяти лет кандидатами на должности по судебному ведомству или занимавшиеся судебной практикой под руководством присяжных поверенных в качестве их помощников. Существовали определенные условия, при которых лицо не могло быть допущено в присяжную адвокатуру. Присяжными поверенными не могли быть лица, не достигшие двадцатипятилетнего возраста; иностранцы; граждане, объявленные несостоятельными должниками; состоящие под следствием или осужденные.

Информация о работе Адвокатура в России