Административные правовые нормы их виды и реализация. Понятие рабочего времени его нормирование и время

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Административное право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного права в определенные укрупненные группы, образующие административно правовые институты, например, институты административной ответственности, государственной службы, форм исполнительной деятельности и др.

Работа содержит 1 файл

Лёша.docx

— 25.95 Кб (Скачать)

Вопрос  №9 Административные правовые нормы их виды и реализация 

     Административное  право состоит из многочисленных правовых норм, сгруппированных во многих случаях внутри самого административного  права в определенные укрупненные  группы, образующие административно правовые институты, например, институты административной ответственности, государственной службы, форм исполнительной деятельности и др.

     Начинаем  анализ проблемы с характеристики первичной  клеточки, своеобразного фундамента административного права – с рассмотрения понятия, структуры и других элементов административно-правовой нормы. В юридической литературе существуют разные варианты определения административно-правовой нормы.

     Кратко  охарактеризуем их, а затем сформулируем собственное определение административно-правовой нормы, разберем вопросы структуры, видов и реализации административно-правовых норм.

     Профессор Ю.М. Козлов полагает, что «административно-правовую норму можно определить как устанавливаемое государством правило, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере механизма исполнительной власти (в широком смысле) государственного управления»1.

     Профессор Б.М. Лазарев: «Норма… административного права есть установленное… государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управления и реализация которого, как и норм других отраслей права, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства».

     Пpoфeccop В.М. Манохин: «…нормы административного права есть установленные компетентными органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления».

     Д.М. Овсянко: «Административно-правовая норма есть установленное или санкционированное государством правило поведения с целью регулирования общественных отношений в сфере исполнительной власти (государственного управления)».

     Выделим некоторые характерные черты, присущие административноправовой норме.

     Прежде  всего, большая часть норм административного  права носит императивный (повелительный) характер. Их нарушение влечет за собой  юридическую ответственность, в  том числе нередко на основе норм административного права. В литературе отмечается: нормы административного  права определяют границы рекомендуемого или допускаемого должного поведения  людей, деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц; устанавливают  правовой режим взаимоотношений  субъектов государственного управления и местного самоуправления.

     Профессор Ю.М. Козлов более развернуто характеризует административно-правовые нормы. По его мнению, административно-правовые нормы преследуют цель обеспечения должной упорядоченности организации и функционирования всей системы исполнительной власти (как государственного управления в целом, так и его отдельных звеньев, рационального их взаимодействия); определяют тот или иной вариант должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, служат интересам установления и обеспечения прочного режима законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности. Выделяется также вопрос о соотношении правоисполнения (правоприменения) и правоустановления (правотворчества). Любая правовая норма есть акт правотворчества, и административно-правовые нормы не представляют собой какого-либо исключения. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия пo самостоятельному установлению правовых норм, т.е. правотворчеству.

     Исходя  из имеющихся определений и основываясь  на вышеприведенных соображениях, касающихся характеристики административно-правовых норм, мы пришли к выводу, что нам  наиболее близко следующее определение  административно-правовой нормы: это  санкционированное государством и  поддерживаемое в случае необходимости  его принудительной силой правило  поведения (на этом моменте сходится большинство авторов определений), предназначением и непосредственными  целями которого являются регулирование  общественных отношений в сфере  исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, их связей с исполнительной властью, контроля за ее деятельностью  и ответственности указанное  власти перед обществом и гражданином. Это в известной мере условное определение, возможны и другие варианты.

     Структура административно-правовой нормы – это ее внутреннее строение, состав. В этом смысле в структуре различаются гипотеза, диспозиция, санкция.

     Гипотеза  содержит указание на фактические условия, при наличии которых следует  и можно действовать определенным образом. Обстоятельства, предусматриваемые  гипотезой нормы административного  права, являются юридическими факторами. Они порождают, изменяют или прекращают административные правоотношения.

     Диспозиция  – основная часть административно-правовой нормы. Она определяет само правило поведения, предписываемое, дозволяемое или рекомендуемое данной нормой права.

     Санкция предписывает меру конкретной ответственности  для нарушителя административно-правовой нормы. Наиболее распространенными  санкциями являются меры дисциплинарной и административной ответственности  и меры пресечения.

     Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных  статьях или частях нормативного акта и даже в разных нормативных  актах.

     Таким образом, мы выяснили, что административно-правовая норма – это установленное  государством или уполномоченным им органом обязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения  в сфере исполнительной власти. В  структуре административно-правовой нормы различают гипотизу, диспозицию и санкцию.

     Реализация  административно-правовых норм означает практическое использование содержащихся в них правил поведения в интересах  регулирования управленческих общественных отношений. В этом процессе участвуют  все стороны указанных отношений, но, естественно, по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

     Известны  два основных способа реализации административно-правовых норм: исполнение и применение.

     Исполнение  административно-правовых норм – точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Данный вариант реализации правовых норм универсален, так как его субъектами являются любые участники управленческих отношений. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в cфepe государственного управления. Поэтому исполнение является важнейшим средством обеспечения должного правопорядка и государетвенной дисциплптты в сфере реализации исполнительной власти.

     В отличие от исполнения применение административно-правовых норм является прерогативой соответствующих  субъектов исполнительной власти. Оно  практически выражается в издании  полномочным органом (должностным  лицом) индивидуальных юридических  актов, основанных на требованиях материальных либо процессуальных норм. Эти акты издаются применительно к конкретным административным делам (например, приказ о назначении на должность, решение  по жалобе гражданина, регистрация  общественного объединения и т.п.). Административно-правовая норма реализуется нe в результате исполнения той или иной стороной управленческого отношения какого-либо, например, запрета (переход улицы в неположенном месте и т.п.), а путем официального юридически властного решения конкретного административного дела, что относится исключительно к компетенции органов государственного управления (должностных лиц). Правоприменение – обобщенная характеристика функционирования механизма исполнительной власти. Вот почему граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм.

     Правоприменение в административном порядке в  случаях, специально предусмотренных  действующим российским законодательством, возлагается также на суды (судей). В частности, такого рода действия судебные органы осуществляют как при назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений (например, за мелкое хулиганство), так и при  рассмотрении и разрешении ряда административных по своей сути споров (например, по жалобам граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц).

     Таким образом, исполнение и применение есть два основных способа реализации административно-правовых норм. Самостоятельное  значение имеет вопрос о действии административно-правовых норм, т.е. об их юридической силе. Административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. К этой основной позиции можно добавить, что в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за Государственную границу РБ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся и зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ).

     В пределах РБ административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.

     Во  времени административно-правовые нормы, как правило, нe ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения). 

Вопрос  №30. Понятие рабочего времени его  нормирование и время

     Рабочее время как условие труда в  значительной степени определяет уровень  жизни трудящихся. От его продолжительности  зависит количество свободного времени, используемого для отдыха, удовлетворения культурных и иных потребностей людей

     Современное трудовое законодательство – в соответствии с Конституцией РБ и международными правовыми актами, к которым присоединилась РБ, - оставила за трудовым законодательством в области регулирования рабочего времени функцию охраны труда, реализуемую путем установления законом предельной меры труда, которую работодатели ни самостоятельно, ни по соглашению с представительными органами работников или с самими работниками не могут превышать.

     Статья  110 ТК РБ, во-первых, содержит определение рабочего времени, во-вторых, устанавливает его максимальную продолжительность, в-третьих, указывает на обязанность работодателя вести учет рабочего времени Кроме того, некоторые трудовые обязанности работник должен выполнять и в свободное от работы время, например бережно относиться к имуществу работодателя, не разглашать охраняемые законом тайны (государственную, служебную, коммерческую и др.), соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках.

     Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами  внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые относятся к рабочему времени.

     Определение меры труда конкретных работников (в  пределах ограничений установленных  законом в интересах охраны труда) стало функцией коллективного договора и трудового договора2. В тех случаях, когда в организации или учреждении коллективный договор не заключался или условие о продолжительности труда не было включено в коллективный договор, в качестве реальной нормы рабочего времени действует предельная норма, установленная законом.

     Норма рабочего времени может устанавливаться  на различные календарные периоды: неделю, месяц, квартал, год. Норма рабочего времени - количество часов, которое  работник должен отработать в течение  определенного календарного периода. Под рабочей неделей понимается продолжительность рабочего времени  и числа рабочих дней в течение  календарной недели. Закон допускает применение двух типов рабочей недели: пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями и шестидневной с одним выходным. Продолжительность работы в другие календарные периоды (месяц, квартал, год) определяется исходя из величины рабочего времени в неделю. Продолжительность ежедневной работы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и называется рабочей сменой. Что касается рабочего дня, то ранее под этим термином понималась продолжительность рабочего времени в сутки, установленная законом, а в настоящее время это понятие используется в законодательстве и на практике как синоним рабочей смены.

Информация о работе Административные правовые нормы их виды и реализация. Понятие рабочего времени его нормирование и время